rss
    Версия для печати

    Специальное приложение, посвященное взаимоотношениям науки и религии

    Дмитрий Иванович Менделеев не нуждается в представлении читателям. В 1869 году им была вписана принципиально новая страница в развитие естественных наук: впервые опубликована периодическая система элементов, являющаяся основой современной химии. Однако Д. И. Менделеев был не только выдающимся химиком, но и ученым энциклопедических познаний, которые простирались на все области естественных наук.

    В 1905 году вышла его книга «Заветные мысли», в которой говорится о желательных и предположительных путях развития России в геополитической, экономической и научных областях, причем высказанные мысли сопровождаются строгими научными расчетами. Ниже мы публикуем отрывок из статьи «Мировоззрение», которая не вошла в издание, хотя писалась ученым в качестве заключения к данному труду.

    Д. И. Менделеев

    МИРОВОЗЗРЕНИЕ

    Не могу закончить изложение своих «Заветных мыслей», не попытавшись передать своих исходных положений, выработавшихся всею совокупностью испытанного и узнанного в жизни, так как этими положениями не прямо, а косвенно определяется мое изложение. Считаю это тем более необходимым в наше время, что оно явно занято «переоценкою» и сосредоточенным стремлением найти вновь «начало всех начал», исходя то из субъективной самостоятельной точки зрения, то из какого-то абстрактного единства, будь то энергия вообще, или в частности, электричество, или что-либо иное — только не древнее исходное начало, Богом наименованное. От физики до метафизики теперь стараются сделать расстояние ничтожно малым... скептицизм узаконяется, довольствуясь афоризмами и отрицая возможность цельной обшей системы. Это очень печально отражается в философии, пошедшей за Шопенгауэром и Ницше, в естествознании, пытающемся «объять необъятное» по образцу Оствальда или Циглера, в целой интеллигенции, пытающейся держаться «последнего слова науки», но ничего не могущей понять из того, что делается теперь в науках; печальнее же всего господствующий скептицизм отражается на потерявшейся молодежи, так как ей самой, как она знает, зачастую приходится разбираться в явных противоречиях между тем, что она читает и слышит в разных аудиториях одного и того же факультета, что и заставляет молодежь считать себя судьями, а своих учителей — отсталыми, и только ценить «свободу», понимаемую в виде свободного халата. Известно, что скептицизм-то и сгубил казавшиеся столь крепкими устои древнего мира и немало мыслителей, думающих то же самое про устои современности... Начну прямо с вывода, чего советую краткости ради придерживаться и в готовящихся обсуждениях нашей Государственной Думы.

    Современный научно-философский скептицизм берет свое начало из вековечно существовавшего стремления людей признать единство всего внутреннего и внешнего мира, что и выражено в признании единого Бога и в стремлении это исходное понятие о «едином» по возможности реализовать или узнать ближе. Первое признавать правильным, по мне, совершенно необходимо, а второе во всех отношениях неправильно, непостижимо и к скептицизму-то и приводит. Одни видели это единство в солнце, другие — в самодержавии, воображаемом и вечном старике, третьи — в единоличном людском разуме, четвертые — в неком отвлеченном высшем разуме, пятые видят в какой-то единой материи, шестые — в энергии или силе, седьмые — в воле, восьмые — в индивидуализме, девятые — в человечестве, да мало ли в чем. Стремление реализовать «единое» есть естественное следствие пытливости, и за последнее время оно приобрело особую напряженность, когда успехи в реальных науках стали видны в реальной жизни. <...>

    Реализация обобщения, столь отвлеченного, как общее «единое», или «единство», просто-напросто противоречит самому духу наук и ни к чему, кроме сомнений скептицизма, приводить не может. Порок тут не в самой идее единства, а только в стремлении его реализовать в образы, формы и частные понятия. Никогда этого не достичь по самой логике дела, а общее «единое» не следует и пытаться представить ни в таких материальностях, как вещество или энергия, ни в таких реальностях, каковы разум, воля, индивидуум или все человечество, потому что и то, и другое должно охватываться этим общим «единым», и то, и другое составляет лишь предметы обобщающих наук. <...>

    Уже одно первичное и явно не могущее никогда закончиться искание новых частей истины, отличающее науку, прямо указывает на стремление ее к усовершенствованию и на признание бездны неизвестного; короче, служение науке учит скромности, соединенной с настойчивостью, и отучает от скороспелой заносчивости и рабства предубеждениям. А так как наука постепенно доходит до некоторых положений, оправдывающихся наблюдениями и опытами, то считать их частными истинами или «законами» право имеют. Но так как в республике науки «свобода» мнений обеспечена до такой степени, что нет и попыток спрашивать большинство ни тайно, ни явно, то говорить от имени науки волен не только каждый, чему-либо учившийся, любой писатель, писака и фельетонист, но и простой проходимец, а потому заблудиться в «последних словах науки» до крайности легко. И не сыщется тут, пожалуй, никаких, кроме разве что отрицательных, признаков для отличения всяких форм узурпации от действительного голоса науки, так как и чутье, здесь могущее руководить, не прирожденно и приобретается только долгим и горьким опытом. Он показывает, «однако, что спокойная скромность утверждений обыкновенно сопутствует истинно научному, а там, где хлестко и с судейскими приемами стараются зажать рот всякому противоречию, истинной науки нет, хотя иногда бывает и художественная виртуозность, и много ссылок на «последнее слово науки».

    Вставить в блог

    Специальное приложение, посвященное взаимоотношениям науки и религии

    1 мая 1998
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru