rss
    Версия для печати

    Возможна ли православная мода? Вещь в себе или на себе

    Продолжая традицию круглых столов, несколько студентов из редакции «Татьянин День», собравшись, как водится, за чашкой чая поразмышлять о том,

    Максим БОЛЬШАКОВ, студент истфака МГУ:

    Если воспринимать моду как некий идол, любым капризам которого нужно беспрекословно подчиняться, то такая мода для православия, конечно же, неприемлема.

    В сословном обществе одежда определялась в значительной степени социальным статусом человека и являлась, таким образом, своеобразным знаковым символом. Например, в средневековой Европе на торжественных выездах вассалы часто должны были одеваться в цвета герба своего сеньора. И если вассал менял своего сеньора, то соответственно менялся и цвет его одежды. С разрушением сословий у каждого появилась возможность свободно выбирать одежду, по крайней мере, в своей частной жизни. А значит, сейчас этот выбор в наибольшей степени отражает внутренний мир человека. К примеру, зеленые волосы (или что-то в этом роде) в 99% случаев являются признаком того, что этот внутренний мир вертится вокруг «одной, но пламенной страсти» — желания выпендриться. «Все вы дураки, а мне плевать на вас: у меня волосы зеленые». Тоже, правда, может случиться и с бородой, если отращивать ее из горделивого чувства. Впрочем, как мне кажется, проблема моды в большей степени относится к девушкам. У нормального юноши одежда выполняет чисто функциональную роль. Вот сегодня холодно, и я надел теплый свитер, в армии я бы в противогазе бегал. У девушек иначе, для них естественно стремление понравиться благочестивому молодому человеку, а соответственно, показать свои лучшие качества: скромность и жизнерадостность. Для этого мини-юбка,

    наверное, не очень подойдет, но и мрачные юбки, подметающие пол, судя по всему, тоже.

    Михаил ПЕРШИН, аспирант философ, ф-та МГУ:

    Для человека, живущего внутри Православной Церкви, такой проблемы нет. Человек сам научается, благодаря внутреннему опыту, как ему одеваться. Чаще он стремится не выказывать свою православность. Хотя, вначале, будучи неофитом, человек всячески демонстрирует свою причастность к Церкви, а потом это становится для него не главным. Он может начать над собой подшучивать, одеваться вопреки православному стилю. Сама проблема моды заключается в том, можно ли разделить человека и его одежду. Здесь существует два подхода. Первый — подход восточной культуры, прежде всего семитской. Второй — это тот, который сложился сегодня в рамках западноевропейской культуры. Первый наследовала Православная Церковь. Она впитала в себя все богатство Ветхозаветной Церкви. Для этой культуры характерно восприятие человека не просто как неприкосновенной личности, но вместе с теми предметами, которые его окружают. Я и моя одежда, я и мое тело, я и мой дом. Я — это все, что имеет отношение ко мне. Западная культура отличает человека от его атрибутов. То есть человек может быть в разной одежде, но при этом его личность сохраняется. По логике восточной культуры, если что-то меняется в моем доме, то меняюсь и я сам. Поэтому Библия четко говорит о том, что человек не может менять пол, даже в одежде. Это кокетство перед Богом и людьми, которое разрушает его внутренний мир. Вопросы о моде, это еще и вопрос о культуре. Или Церковь совершенно индифферентна к ней, или она ее отрицает, или принимает. Особенность Православной Церкви в том, что она тщательно относится к тому, как человек живет. Она преображает культуру, быт. Преображается и человеческая одежда, вырабатывается некий стиль. Но XX век многое изменил. Мы прошли через времена, когда священники ходили без бород, когда многие из храмов были катакомбными. И вообще было нельзя атрибутировать свою принадлежность к православию. Мы прошли через лагеря, когда служили не в облачениях, а в робах с номерами. Престолов не было, и таинство евхаристии совершали на груди умирающих мучеников. Но при этом Церковь осталась. Поэтому сейчас вполне очевидно, что человек может свободно относиться к своей одежде. Однако именно потому, что каждый может выражать себя как хочет, быть православным сейчас модно. Наша выделяемость из всех направлений и стилей сейчас достоинство. Человек не расфуфыренный, с бородой — это уже странность. А как известно, принцип моды — это некая странность по отношению к окружающему миру.

    Сергей САЛАТОВ, аспирант филфака МГУ:

    У разных слоев населения есть стили, которые они предпочитают. Существующая мода — транснациональна, но, кроме того, у группы людей есть свой стиль, с помощью которого люди самоидентифицируются. Стоит отпустить бороду, и я стану православным. Внешний вид — это быстрый и легкий вход в общность. Странно считать, что меняется сущность, если меняется явление. По этой логике, если мы православные, то у нас определенный костюм, борода. Стоит сбрить бороду, мы уже не православные. Так думают старообрядцы. Надо свободнее относиться к одежде. Хочу сделать приятное окружающим, накрашусь в зеленый цвет. Хотя, конечно, многие говорят: «В костюме я чувствую себя другим человеком». Но это проблема психологической слабости таких людей. Человек ведет себя под одежду, а не относится к одежде творчески. Он слабее одежды. И, надевая традиционный наряд, он тем самым держит себя в рамках приличия. Это такой костыль, инвалидное кресло. Но есть же люди, которых не одежда носит, а они одежду. Для них одежда не больше, чем знак. Вот пришел человек в храм с зелеными волосами. А почему бы и нет? Какое преимущество имеют зеленые волосы перед натуральными? По-моему, зеленые волосы не мешают оставаться православным христианином. Цвет волос не может быть критерием православности.

    Анна Сахарова, студентка филфака МГУ:

    В принципе, православный человек, глубоко верующий, не будет гнать из храма кого-то ненатурально одетого. Жаль тех, кто пришел в храм, но встретил на пороге чересчур щепетильных старушек. А вообще ведь одежда — это не просто самовыражение, есть и обратная связь. Когда у тебя зеленые волосы, то и они побуждают вести себя, скажем так, неблагочестиво. И я думаю, что на очень высокой ступени духовного развития женщина будет ходить в длинной юбке, с простой прической, без украшений не за тем, чтобы опознали люди ее круга, а так как такой прикид не будет мешать внутренней жизни. Внутренний мир человека до конца невозможно выразить, и мода нацелена не на самовыражение, а на привлечение окружающих.

    Для православного человека свойственно жить внутренней жизнью. Поэтому притягивание внимания на себя — это шаг к тому, что ты уходишь от сосредоточенности к какому-то поверхностному времяпрепровождению. Поэтому имеет смысл говорить не о моде, а о православном стиле.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru