rss
    Версия для печати

    Был ли Гоголь похоронен живым: тайна смерти великого писателя до сих пор вызывает фантастические гипотезы

    Одна из популярных легенд заключается в том, что Гоголь будто бы был похоронен заживо…

    Сам писатель дал повод к такому фантастическому предположению, когда в своем Завещании, напечатанном в книге «Выбранные места из переписки с друзьями», написал: «Завещаю тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться... Будучи в жизни своей свидетелем многих печальных событий от нашей неразумной торопливости во всех делах, даже и в таком, как погребение, я возвещаю это здесь в самом начале моего завещания, в надежде, что, может быть, посмертный голос мой напомнит вообще об осмотрительности».

    Эти слова Гоголь написал в 1845 году, когда он находился за границей, тяжело болел и готовился к смерти. Слухи о том, что писатель был похоронен в летаргическом сне и, проснувшись, перевернулся в гробу, возникли после переноса праха Гоголя из некрополя Свято-Данилевского монастыря на Новодевичье кладбище в 1931 году. При этом был вскрыт гроб, или, как сказано в официальном документе, «произведена эксгумация писателя Н. В. Гоголя». Подробности дела распространялись со слов свидетелей, среди которых имелись известные литераторы.

    В начале 1970-х годов новый стимул к слухам подала поэма А. Вознесенского «Похороны Гоголя Николая Васильича», где излагалась стихотворная версия этой легенды. Факты, однако, говорят о другом. Гоголя осматривали лучшие врачи, которые, конечно же, не могли допустить такой грубой ошибки. К тому же Гоголя, как известно, отпевали. Между тем не зафиксировано ни одного случая, чтобы после церковного отпевания человек возвратился к жизни. Это невозможно в силу духовных причин. Для тех же, кому подобный довод покажется неубедительным, можно привести свидетельство скульптора Рамазанова, снимавшего посмертную маску с Гоголя. Ему пришлось это проделать дважды, причем с лица Гоголя снялись частицы начавшей тлеть кожи.

    Теперь появляются новые домыслы — например, о причинах смерти Гоголя. Недавно в одной из газет появилась публикация, где сообщалось, что писателя отравили каломелем. Особенность этого лекарства заключается в том, что если оно задерживается в желудке дольше положенного времени, то начинает действовать как яд. Именно это, как полагает автор статьи, произошло с Гоголем: «значительные дозы принятого им каломеля не выводились из желудка, так как писатель в это время постился и в его желудке просто не было пищи. Постепенно увеличивающееся в его желудке количество каломеля вызвало хроническое отравление...»

    Действительно, за несколько часов до смерти писателя, то есть, в ночь на 21 февраля 1852 года, когда Гоголь был уже в беспамятстве, доктор Клименков давал ему каломель. Но предположение о том, что в течение какого-то времени Гоголь сам принимал это «ядовитое лекарство», невероятно.

    Дело в том, что Николай Васильевич хорошо знал о его опасных свойствах. 26 января того же года, то есть менее, чем за месяц до смерти писателя, умерла после непродолжительной болезни Екатерина Михайловна Хомякова, человек Гоголю близкий и дорогой. Она была женой Алексея Степановича Хомякова и сестрой одного из ближайших друзей Гоголя, Николая Михайловича Языкова. Смерть эта тяжело отозвалась в душе писателя. 27 января на первой панихиде по Екатерине Михайловне он сказал Хомякову: «Все для меня кончено!»

    Известно, что Гоголь внимательно следил за ходом болезни Хомяковой и полагал, что ее неправильно лечат. «Он часто навещал ее, — свидетельствует современник, — и, когда она была уже в опасности, при нем спросили у доктора, в каком положении он ее находит. Тот ответил вопросом: «Надеюсь, что ей не давали каломель, который может ее погубить?» Но Гоголю было известно, что каломель уже был дан. Он вбежал к графу и воскликнул: «Все кончено, она погибнет, ей дали ядовитое лекарство!»

    Добровольно и сознательно принимать каломель после случая с Хомяковой для Гоголя было равносильно самоубийству, что невозможно приписать православному человеку. Нельзя забывать и о том, что Гоголь вообще к лекарствам относился скептически. Доктор Тарасенков свидетельствует в своих записках: «О лекарствах аптечных он [Гоголь] имел понятие как о ядах и решительно отказывался от них; если же и принимал какое-либо лекарство, то скорее по совету тех, которые утверждали о его испытанной на себе пользе, нежели по назначению самих врачей». Итак, мы видим, что версия о «лекарственном самоубийстве» Гоголя не имеет оснований.

    Не стоит искать надуманных причин смерти великого писателя. Все факты говорят о том, что Гоголь умер настоящим христианином. Перед кончиной он дважды приобщился Святых Христовых Тайн, а также соборовался. В руках у него видели четки. Это означает, что он творил Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Такова кончина великого писателя.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru