rss
    Версия для печати

    Афины и Иерусалим. Университет как ценность

    Публикуемое ниже эссе заняло второе место на конкурсе газеты «Татьянин День», который проводился нынешней весной среди студентов и аспирантов российских ВУЗов. Далеко не со всеми мыслями автора можно согласиться, в частности, с его пониманием происхождения и места средневековых университетов. Однако окрыленность его пера, убежденность, не переходящая в навязчивость, заслуживают самой высокой оценки.

    Вековые чаяния и интуиция античности, арийский светлый ум и художество, откровение Израиля, семитический дерзающий дух, дух гласа Божия в пустыне, дух аскезы, дух пылающих пророков, — соединяются христианством. Высшая земная радость христианства — монашество, которое сочетает в себе безграничность философичности и аскезы, воспарение духа и ума в их неведомом прежнему миру гармоническом единстве. Монастырь — сердце христианского мира. Монастырь — его первый и последний рубеж, его внутренняя клеть, куда идет христианский мир, идет в молитву, в слово, в безмолвие. В христианском мире все нити и пути жизни: вероучительные, нравственные, культурные, политические, хозяйственные, сословные, художественные — сходятся в монастыре. Монастырь — это душа и ум христианского мира.

    Университет вырастает из монастыря. Это движение, начавшееся на Западе, двояко: здесь и постепенное расщепление духа и ума, и, наоборот, стойкое сопротивление этому расщеплению. Примером этому служат лучшие старейшие западные университеты, некогда славные консерватизмом. В России университет является привнесенным учреждением. Разумеется, нельзя считать первым русским высшим учебным заведением собственно Московский университет, основанный в 1755 году. Следует вспомнить и Петровскую Академию наук, работавшую одно время как учреждение преподавательное, и Славяно-греко-латинскую Академию, бывшую вполне «политехнической» школой, и Киево-Могилянскую Академию, и, наконец, сами русские монастыри — первые и, несомненно, лучшие до сего дня русские «университеты».

    История университета в России — это прежде всего история светской культуры. Университет не сумел вернуться к естественной целокупности Церкви и культуры. Христианский университет (а в христианском мире не может быть иного) остается чаемым идеалом. Восстановление университета в подлинном облике должно стать первой вехой христианского возрождения. Изменение университета будет явственнее, чем изменение культуры в целом. Его родственность монастырю и заключается в возможности собрать немногих, но пылких одиночек, более сильных, чем греховная и слепая множественность, немощных, но дерзающих — тех, кто, войдя под своды университета, выйдет против «князя мира сего», против «отца лжи», против этого патрона духовных и интеллектуальных мнимостей.

    Университет — это не место, где «готовят специалистов», а серьезная духовная школа. Университет, дающий «просто сведения и навыки» — это ошибка, бессмыслица. Университет как мимолетный эпизод жизни, как ступень карьеры, не отвечает своему изначальному предназначению. Университет стремится вслед монастырю, университет — это живое и деятельное существо посреди неразберихи мира, его умственной и духовной лености, его смертельного и ядовитого абсурда.

    Университет — это воплощение радостного и творческого единства Афин и Иерусалима. В университете отражается все христианство. А христианство есть преображенное эллинство.

    Университет должен быть воплощением замысла Христа о человеке, то есть воплощением гармонии и совершенства. Университет должен быть воплощением замысла Христа о человеческом обществе, т.е. он должен являть братство, союз и любовь людей. Но, в свою очередь, они должны быть верны университету, который не место отбытия «повинности», не место «расслабленной пустоты», а место напряженного труда, сосредоточенности в осмыслении себя, своего дела и мира. Университет должен быть воплощением замысла Христа о народе, как о единой творящей личности. Университет должен быть воплощением замысла Христа о культуре, как о вековечной похвале Богу, как о вековечной песне Богу. Университет, этимология имени которого — цельность, совокупность — исполнена христианского смысла, должен воплощать в себе христианское всеединство, он должен быть кафоличен, как и вся христианская культура, то есть должен обнимать и весь мир, и мельчайшую частицу этого мира.

    Университет соединяет юность и зрелость. Университет ведет к зрелости — не через грех и смерть, не через опыт пустоты и грязи, но через опыт возрастания духа, через победу над расслабленной и греховной инфантильностью, дочерью эгоизма, к расцвету: в мужчине — мужественности, в женщине — женственности, к рождению Личности, к рождению Христианина.

    Университет призван к свободе, к правде, к жизни, к совершенству, к разуму, к свету, университет призван ко Христу.

    От редакции. Следует заметить, что Славяно-греко-латинская Академия (основана в 1687году), Киево-Могилянская Академия и так называемый «университет « (1726-1766) при Санкт-Петербургской Академии наук, имея некоторые черты университета, по своей структуре и системе преподавания таковым, конечно же, не являлись (см. например, энциклопедию Брокгауза и Эфрона).

    Вставить в блог

    Афины и Иерусалим. Университет как ценность

    1 января 1998
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru