rss
    Версия для печати

    В далекие 30-е практиканты пили портвейн. Из «Крымского альманаха»

    На крымской геологической практике я оказался после окончания 2-го курса почвенно-географического факультета МГУ в 1939 году...

    Прежде я никогда не был в Крыму, и мое представление о том, что это благословенное, вроде бы райское место на Земле, сложилось из книг и рассказов друзей. Так все и оказалось. Я был просто в восторге и от трогательного Бахчисарайского фонтана, и от холмистых ландшафтов предгорий, и от густо-зеленой Яйлы, и, конечно же, от красот побережья и моря, в особенности в их сочетании.

    Местом пребывания практикантов было легендарное селение Мангуш (позже — Прохладное). Студентов расселили по 3-4 человека в домах местных жителей, преимущественно татарских, очень чистеньких как снаружи, так и внутри. В центре Мангуша, на пригорке, был сооружен большой навес, где размещалась столовая. Здесь мы не только обедали, но и отмечали те или иные события, относящиеся к нашей жизни. Впрочем, собирались не только здесь, но и более узким кругом. И всегда это проходило с шутками, острословием, стихами, добрым юмором. Самым крепким напитком был портвейн, который покупался в разлив, чтобы не подорвать наше финансовое состояние.

    7 часов утра — линейка. Потом маршруты, работа в поле, которая продолжается до 2-х часов, а иногда и дольше. Обед в 3 часа, к обеду все обязаны быть на базе. В 18 часов — камеральные работы: обработка материалов, собранных в поле. Так каждый день на протяжении 30-45 суток.

    Юрий Пущаровский,

    академик РАН,

    выпускник геолого-почвенного факультета МГУ

     

    История практики

    40-50-е годы — «партизанский период». Студенты и преподаватели обосновываются в селе Партизанское. Ходят в маршруты, поднимаются на Яйлу и спускаются в Гурзуф к Черному морю, пишут отчеты после практики, потом отдыхают в кафе, где пропивают последние штаны, ведь деньги к тому времени кончаются у всех.

    1957 год — «+ электрификация». Строятся камеральный (учебный корпус), столовая, гостиница, склад. Все помещения электрифицированы.

    60-е годы — «озеленение». Каждый студент, приезжавший на практику, должен был посадить хотя бы одно дерево. Заведующий кафедрой палеонтологии, академик Юрий Орлов, подарил полигону прекрасные крымские розы.

    70-е годы — в 1974 году базе присвоено имя ее основателя — Алексея Алексеевича Богданова, профессора, заведующего кафедрой исторической и региональной геологии. Студенты и преподаватели — энтузиасты — продолжают собирать розы.

    80-е годы — летом 1984 года на базу приехали участники Международного геологического конгресса. Оказывается, что подобных учебных центров в других странах нет.

    90-е годы — на данный период всеми правдами и неправдами базу удалось отстоять (ведь она на территории другого государства).

    К сожалению (с точки зрения ветеранов практики), нельзя сказать, что сейчас она процветает. Уменьшается количество групп, сокращаются сроки прохождения практики, стало меньше машин, да и они не всегда обеспечены бензином. Но крымская природа остается все такой же прекрасной, студент в любой обстановке остается студентом, а задача преподавателя все та же: учить, учить и учить геологии будущих геологов.

     

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru