rss
    Версия для печати

    Под стенами Херсонеса: Московская и Киевская Русь пока еще понимают друг друга

    У Татьянинского Храма Московского университета есть приход-побратим. Это студенческий приход святой мученицы Татианы в Севастополе. Правда, строительство храма в Севастопольском университете — дело будущего. Однако будущее можно приблизить, если не сидеть на диване, и наши братья-севастопольцы это прекрасно понимают.

    Татьянинский приход и Севастопольский центр православного просвещения возглавляет настоятель Свято-Владимирского храма в Херсонесе протоиерей Александр Кораблев. «Почему Вы все время один приезжаете, — говорит мне батюшка, — неужели православные москвичи не хотят провести лето среди своих братьев и при великих святынях православного мира? Мы всегда рады гостям, а со следующего года наша «пропускная способность» резко увеличится — мы достраиваем гостиницу для паломников, можем многих разместить и среди наших прихожан». Я обещал привезти на Херсонес весь московский Татьянинский приход. Не только отдохнуть, но и помочь. «В Севастополе 7 православных приходов и более 60 зарегистрированных сект. А теперь у нас появились еще и «Киевский патриархат» и униаты из Галиции — в этом году весь третий курс униатской Духовной академии во Львове провел лето в «миссионерских» каникулах на Южном берегу Крыма. Евангелисты и униаты, видя, что мы крестим прямо в море, в нескольких метрах от места крещения святого благоверного князя Владимира, решили проводить свои «крестины» там же. Но мы этого не допустим», — продолжает отец Александр.

    Возрождение православной миссии стало реальностью. В Севастопольском центре православного просвещения каждый отвечает за свой участок: есть пресс-служба, отдел по работе со школой, отдел по борьбе с сектантством, издательство. Важнейшая задача — духовное образование от «детского сада» до Духовной Академии. Каноническая Православная Церковь Московского Патриархата по количеству прихожан значительно превышает униатов с раскольниками. Но у греко-католиков — отлаженная миссионерская пропагандистская машина, отстроенная система высшего и среднего образования. У них — Духовная академия во Львове, там же — институт церковной истории, в Ивано-Франковске строится Папский институт. Что касается церковно-приходских и воскресных школ, то их униаты имеют около 5 тысяч. Поэтому возродить православное духовное образование без помощи таких центров, как Московская Духовная Академия и Свято-Тихоновский богословский институт, очень затруднительно. Московские духовные школы должны взять шефство над школами древней Киевской Руси, помочь учебными программами, выездными семинарами, курсами лекций и т.п. «Поэтому, — говорит о. Александр, — крайне необходимо открыть в Севастополе филиал Свято-Тихоновского института.

    Нам как воздух нужна высшая богословская школа, а для института Херсонес стал бы необъятным полем церковной археологии».

    «Отец Александр, — замечаю я, — у Вас в приходе видна решимость к апостольской деятельности и к жизни по правилам Церкви». «Да, — отвечает батюшка, — и подобное возрождение происходит во всей Крымской епархии. При епархии создан миссионерский совет, в который вошли наиболее активные священники из Керчи, Феодосии, большой Ялты, Севастополя, Евпатории, центрального Крыма».

    Наш разговор перешел к особенностям миссионерской деятельности православных. «Отец Александр, в Москве отец Георгий Кочетков утверждает, что Священноначалие ставит препоны в миссионерской деятельности». «Это ложь. Архиерейский собор РПЦ еще в 1994 призвал всех, вплоть до каждого мирянина, «выйти на широкое поприще миссионерского служения», постановил при каждой епархии создавать миссионерские отделы. Что касается Кочеткова, то он — антимиссионер. Фактически он предлагает не возрождение миссии, а доктрину «аджорнаменто», то есть приспособления Церкви к духу времени (эта доктрина победила у католиков в результате второго Ватиканского собора). Задача же православной миссии прямо противоположная — воцерковить, «приспособить» человека к духу вечности, оторвав от духа времени. И, например, церковно-славянский язык — это подспорье в православной миссии, а не препятствие. Язык, отличный от разговорного, должен стать стимулом для изучения сокровищ православного богослужения. Кроме того, требование «русификации» богослужения поразительно совпадает с претензиями униатов и филаретовцев, требующих «украинизации» православного богослужения. То есть эти проекты являются не миссионерскими, а политическими, призванными сделать раскол Руси необратимым — так, чтобы Московская и Киевская Русь перестали понимать друг друга даже в Церкви. Поэтому научно-богословская конференция «Во всю землю изыде вещание их» (состоявшаяся летом 1997 года в Крыму), в которой приняли участие иерархи, богословы, научная и творческая интеллигенция, решила, что «в XXI веке богослужебным языком канонического Православия будет церковнославянский».

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru