rss
    Версия для печати

    Успенский Пещерный Монастырь

    Монастырь тетушки Марии — так называли татары Успенский пещерный монастырь, что в двух километрах от древней столицы Крымско-татарского ханства — города Бахчисарая...

    Время его возникновения неизвестно. Хотя село Марианполь, где расположен монастырь, упоминается еще в известной книге Большого Чертежа, объяснительном тексте к утраченной генеральной карте Московского государства (кон. XV в.).

    Вероятнее всего, Успенский монастырь возник в VIII — IX веках, в период иконоборчества в Византийской империи, частью которой в это время являлся Крым. К тому времени влияние духовенства в Византии усилилось. Тогда правящие в Византии императоры Лев III (717-741 гг.) и Константин V (741-775 гг.) начали преследование духовенства и монашества. Многие монастыри Византии были закрыты, а монахи, поддерживающие иконопочитание, были вынуждены уходить к дальним границам Империи — в том числе в Крым, — где вдали от людских глаз создавали новые. О переселении монахов-иконопочитателей в Таврику прямо говорится в «Житии Стефана Нового». В момент гонений на иконопочитателей к Стефану начали стекаться «обитатели пещер и жители гор, требуя наставлений и утешений». Стефан советовал им покинуть центральные районы страны и укрыться в местах, куда не дотянутся руки правительства. Среди этих мест, прежде всего, стояли северные склоны Порта Евксинского. Так возникли в Крыму пещерные монастыри, одним из которых был Успенский.

    Новые притеснения православных начались после захвата большей части Горного Крыма турками-османами в XV веке и Крымского ханства. Монастыри разрушались, а священные книги сжигались. В одну из таких тяжелых годин на неприступной скале в ущелье Майрам-дере произошло явление образа Богоматери: «В то время жиша греки, генуэзцы, молишася Пресвятей Богородице, дабы их от змия, люди и скоты губяща, свободила, и тако единаго времени нощию узреша в горе свещу горящу, и обретоша образ Пресвятыя Богородицы, и змия того обретоша мертва разседшася».

    Явление иконы Богоматери произошло 15 августа, поэтому новый, высеченный в скале храм посвящен был Успению Богоматери. Икона пользовалась уважением не только христиан, но и татарских князей.

    К XVIII веку Бахчисарайский монастырь становится центром христианства в Крыму. Здесь располагалась резиденция митрополита, здесь крымские ханы разрешали участвовать в богослужении знатным пленникам и послам христианских держав. Российские самодержцы, стремясь закрепить свое влияние в Крыму и повысить свой авторитет среди христианского населения Крыма, покровительствовали монастырю — неоднократно оказывали помощь деньгами, подарками.

    В 1771 году Крым был завоеван русскими войсками и сначала стал независимым от Турции ханством, а потом, в 1783 году, был присоединен к России. В 1778 году Екатерина II добилась вывода христианского населения из Крыма и его расселения в пределах России. Среди них были греки, валахи, армяне, грузины. Глава крымских христиан митрополит Игнатий выступил организатором переселения на берега Азовского моря, где переселенцами позднее был основан город Мариуполь. Успенский монастырь опустел.

    После I-ой русско-турецкой войны в Бахчисарае расположился русский военный гарнизон, для которого и организовали христианское богослужение. Службы проводил греческий священник Константин Спиранди, живший при Успенской церкви скита. Начинается возрождение Бахчисарайского скита. Бахчисарайский комендант, полковник Тотович, принес ему в дар святой иконостас, военный губернатор генерал Каховский сделал в нем за свой счет царские врата, церковный староста Стефан Калига расширил пещерный храм, устроил крыльцо и балкон.

    В 1800 году строится новый храм, а Успенский — обращен в кладбищенскую церковь. В таком виде он просуществовал 50 лет. Но за это время совершается множество чудес от иконы Успения Божией Матери: от паралича исцеляется 16-летний мальчик, затем бесноватый офицер.

    И вот в 1850 году Успенский храм снова открыт. Заслуга в этом открытии принадлежит назначенному на Херсоно-Таврическую кафедру в 1848 году архиепископу Иннокентию Борисову (1800-1857). Именно он, обозревая Крым, обратил внимание на запустение древних святых мест и составил предложения о восстановлении наиболее значительных из них. При открытии храма из-за крайней тесноты всенощное бдение было на площадке перед храмом, и народ, стоя уступами, мог не только слышать, но и видеть священнодействие. По описаниям очевидца, «главным украшением сего действия была святая икона Успения Богоматери, полученная из Киево-Печерской лавры на благословение новой обители крымской. Под осенением рипид она была несена двумя старейшими протоиереями».

    Спустя 50 лет скит неузнаваемо преобразился. На территории монастыря отстроили 5 храмов, трапезный корпус, 2 дома для приема посетителей, возобновлен подземный водопровод, в долине разбит фруктовый сад, построена лестница, ведущая от монастыря на вершину плато.

    «Гнездо контрреволюционного подполья», как называли советские власти монастырь, было разрушено после гражданской войны. Однако, несмотря на сопротивление властей, в праздник Успения множество людей собиралось около святой скалы. В 1993 году в день Успения монастырь снова открыт в своем древнем чине.

     

     

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru