rss
    Версия для печати

    Сутяжничество — испытанная тактика сектантов

    Из Определения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (1994) «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме»:«...Через открывшиеся границы в наши страны хлынули проповедники... псевдорелигий, приходящие с Запада и Востока. Среди них — «Международное общество сознания Кришны»...

    Эти воззрения разрушают традиционный уклад жизни, сложившийся под влиянием Православной Церкви, единый для нас духовно-нравственный идеал, угрожают целостности национального самосознания и культурной идентичности.

    Часто деятельность псевдорелигиозных сект носит агрессивный характер: их члены применяют угрозы в адрес решивших порвать с сектантством и тех, кто разоблачает их деятельность <...>

    Архиерейский Собор призывает всех верных чад Русской Православной Церкви <...> разъяснять людям пагубность лжеучений, помогать тем, кто временно оступился, поддавшись пропаганде сектантских проповедников. Однако противостояние ложным взглядам не должно сопровождаться нетерпимым отношением к самим носителям несовместимых с христианством учений...»

    Из Определения Архиерейского Собора РПЦ (февраль 1997):

    «... Собор крайне возмущен антиправославной кампанией, развязанной последователями псевдорелигиозных организаций и их защитниками. Участники Собора призывают Полноту церковную всемерно противостоять псевдомиссионерству и сектантству посредством просветительской и апологетической деятельности, разъяснительной работы среди прихожан и широких слоев общества. Мы признаем и уважаем право каждого человека на свободу совести и вероисповедания, но именно этой свободы лишают своих последователей лидеры тоталитарных сект, весьма болезненно реагирующие на любую критическую информацию в их отношении. Те, кто пытаются противодействовать этому наступлению, подвергаются жестокой травле со стороны сектантов и их высокопоставленных покровителей, что включает запугивание, психологическое давление, сбор компрометирующих материалов, клевету и не прекращающиеся судебные иски».

    Из Обращения научно-практической конференции «Религиозный тоталитаризм и молодежь» (октябрь 1996) к ректорам ВУЗов, директорам школ и иных учебных заведений г. Москвы:

    «Учитывая нарастание интенсивности проповеди и вербовки в среде молодежи со стороны тоталитарных сект, мы призываем ректоров ВУЗов, директоров школ и детских садов оградить учащуюся молодежь от деятельности таких нетрадиционных культов, как <...> «Общество сознания Кришны»...

    9 октября завершился судебный процесс, развязанный еще в июле 1997 года «Московским обществом сознания Кришны» против полковника МВД А. И. Хвыля-Олинтера, автора брошюры «Опасные тоталитарные формы религиозных сект». В качестве соответчика в процессе выступало православное Издательство Свято-Владимирского братства. Исковые требования кришнаитов состояли из двух частей и касались следующих слов автора: 1) «ряд даже внешне респектабельных сект, например... кришнаиты... имеют в своих программных документах положения о необходимости нейтрализации и уничтожения людей, не согласных с их учением»; 2) «кришнаиты убивают своих взбунтовавшихся сектантов выстрелом в голову или топят».

    В ходе процесса кришнаиты в силу неопровержимости доказательств, представленных ответчиком по 1-му пункту искового заявления, были вынуждены снять данную часть иска. При этом истцы попытались объяснить этот шаг «невозможностью толкования древних священных текстов индуизма, невозможностью их юридического анализа». Ответчики не согласились с такой интерпретацией, так как предметом обсуждения были только книги основателя «Международного общества сознания Кришны» (ISKCON) Прабхупады, написанные в 1960-70-х годах и неоднократно истолкованные сторонниками учения кришнаитов в весьма экстремистской интерпретации. Таким образом, снятие 1-й части иска явилось несомненной победой ответчиков, прежде всего, в религиозном, юридическом и политическом аспектах.

    Относительно 2-й части исковых требований истцами были представлены материалы, из которых следовало, что вышеназванные преступления были единичными, а их исполнители были впоследствии исключены из ISKCON. Фраза, употребленная в брошюре, может действительно иметь расширительное толкование, которое можно отнести как к тем конкретным кришнаитам, так и к настоящему времени. Поэтому полковник Хвыля-Олинтер согласился, что ставшие известными факты не позволяют делать обобщения в данной оспариваемое фразе. Считая, что долг христианина всегда быть правдивым, автор принес извинения тем гражданам России, которые восприняли эту фразу лично в отношении себя и обязался впредь не допускать данные утверждения. В итоге, по 2-му пункту иска сторонами было заключено мировое соглашение.

    Судебный процесс показал, что: 1) православное вероисповедание принципиально несовместимо с кришнаитским; 2) в книгах современного кришнаизма содержится ряд экстремистских утверждений, направленных на убийство противников, самоубийство адептов во имя религиозных принципов, а также оскорбительные высказывания в отношении традиционных религий, ученых, государственных руководителей и т.п.; 3) критики сектантства должны тщательно продумывать свои письменные формулировки, чтобы не давать повод для подобных судебных процессов, ибо мелкие ошибки могут впоследствии быть спекулятивно использованы сектантами для дискредитации своих оппонентов; 4) необходим нравственный критерий выбора методов борьбы с сектантством, исключающий повторения тактики и действий сектантов.

    В интервью газете «Татьянин День» полковник Хвыля-Олинтер сказал: «Я не сомневаюсь, что некоторые представители кришнаитов предпримут попытки спекулятивного использования и истолкования результатов суда, прежде всего, путем замалчивания отзыва их искового требования по 1-й части и смещения акцента на 2-ю часть. Что касается судебной активности кришнаитов, вас не должно это смущать: сутяжничество — это испытанная международная тактика сектантов. Это свидетельствует об ущербности сектантского вероучения, ибо истинно верующие в Бога не станут третировать своих критиков судебными процессами. Сутяжничество используется неосектантскими образованиями как инструмент борьбы со своими оппонентами».

    Информ-центр «Сектор»

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru