rss
    Версия для печати

    Символ и имидж в массовой культуре. Цена образов и смыслов в век словарной инфляции также становится виртуальной

    Публикуемая ниже статья представляет собой отрывок из работы, занявшей 3 место на конкурсе «ТД»,который проводился нынешней весной среди студентов и аспирантов российских ВУЗов.

    Обыватель нашего времени

    «Особенность нашего времени, — писал Ортега-и-Гассет, — в том, что заурядные души, не обманываясь насчет собственной заурядности, безбоязненно утверждают свое право на нее и навязывают ее всем и всюду».

    Масса как социальная единица создает свой массовый социум — агрессивную к любой инаковости массовую культуру (для простоты будем ее в дальнейшем именовать МК). Если высшие совершенные примеры человеческого общежития и плоды жизнедеятельности духа были созданы в Средние века как форма служения Творцу, а достижения Нового времени всегда отталкивались от личностного, пусть секулярного, но творчества, то в рамках МК творчество приобретает характер конвейерности, серийности, универсальности. Культура как таковая, возникшая в Новое время в качестве «самостоятельного человеческого созидания, противостоящего Богу и Откровению», в силу автономного развития, при обращении к массам неизбежно становится рассчитанной на «одинаковых людей, с простыми, алгоритмизующимися потребностями, которые так просто и удобно удовлетворять конвейеру», — пишет известный исследователь культуры Александр Генис. Закон перехода количества в качество для культуры применим со знаком «минус»: при количественном росте снижается качество. «Нет такой хорошей вещи, чтобы в соединении со словом «много» она не делалась невыносимой», — подчеркивает о. Павел Флоренский. Творчество всегда личностно. В Символе веры Господь, высшая абсолютная Личность, назван Творцом (греч. — Поэтэс). В МК вследствие отсутствия личности отсутствует и творческий процесс — по словам А. Гениса, «массовый человек не созидает, даже если возможности и силы его огромны».

    Фабрика грез

    Поп-образ — всегда удобоваримый суррогат, приспособленный к массовому потреблению, ориентированный на возможности и потребности среднего обывателя, а значит, на коммерческий успех. МК начисто лишена какой-либо глубины, подтекста, она всегда скользит по поверхности, она вся на виду в каждый момент времени.

    Яркий пример — это голливудская «фабрика грез», МК-центр, тиражирующий свои образы на весь мир в бесчисленных экземплярах. Общеизвестно, что секрет процветания Голливуда — изначальная ориентация на

    массу, он — раб толпы. Мифы Голливуда не создаются сценаристами и режиссерами, а вырастают из массового подсознания и на него же и рассчитаны. Так родились и поп-религия — «метафизика для бедных», по выражению А. Гениса, и поп-искусство с бесконечным числом суперменов, бэтменов, инопланетян, бондов и шварцнеггеров разного калибра. Свои типажи-образы МК черпает из нижнего слоя общественного сознания — это, по А. Генису, «суеверия и приметы, обряды и ритуалы, слухи и легенды», — откуда они перекочевывают в «комиксы, кинобоевики, телесериалы, бульварную прессу, витрины, гороскопы, видеоклипы, рекламу», еще более укрепляясь в сознании обывателя уже в качестве догмы. В основном, происходит эксплуатация низших инстинктов. Именно в этом причина успеха: МК охватывает то общее, что есть у всех нас — «коллективное бессознательное» Юнга; «подсознание» Фрейда; «человека подполья» Достоевского; нижний уровень нашей души, который О. Александр Ельчанинов характеризовал, как «глубокие, старые пласты, сливающиеся с родовыми и общечеловеческими, — основные, глубокие грехи, от которых, как смрадные испарения, поднимаются богохульные мысли, побуждения, всякая нечистота, чудовищные извращения»; и, наконец, это тот «естественный человек», который, в глазах просветителей типа Ж.-Ж. Руссо, «хорош по природе».

    Словарная инфляция

    Одним из главных инструментов МК является создание имиджа, позиционирование товара (а товаром может быть все) в общественном сознании. Что само по себе этически нейтрально и даже необходимо потребителям. Но этикетка, лейбл, торговая марка громогласно (и чем громче, тем удачнее) заявляет о своей значимости и престижности уже помимо сути, вне зависимости от нее. «Важен не продукт, а упаковка, не сущность, а имидж», — пишет А. Генис. И это давление мы все ощущаем, когда пытаемся сориентироваться как среди товаров и услуг, так и при определении отношения к любому явлению МК. Интересно, что один из хитов 80-х, посвященный MTV, так и назывался  — «Деньги ни за что» («Money for Nothing», группа «Dire Straits»).

    Наш век можно назвать веком «словарной инфляции». Образ, призванный отражать окружающую реальность, последовательно деградировал от ее извращения до пустого звука, за которым отсутствует реально существующий ноуменальный первообраз. По словам А. Гениса, «образ становится все более, а реальность все менее важной». Если сначала он стремится копировать натуру, то в конце обходится без нее вовсе: образ «съедает действительность». Об опасности отчуждения символа от символизируемого говорил о. Павел Флоренский: «Не только оживающий портрет (Гоголь) или отделившаяся тень (Андерсен), но и материализовавшаяся схема науки,.. или общественного класса, самоопределившись, могут присосаться к жизни и душить ее». Необходимо «особым усилием все время держаться сразу и при символе и при символизируемом... Право на символотворчество принадлежит лишь тому, кто трезвенной мыслью и жезлом железным пасет творимые образы на жизненных пажитях своего дyxa» (sic!).

    Ложные символы, симулирующие реальность, есть «безгласные идолы» (Кор. 12:2), которые «в мире ничто» (1 Кор. 8:4). МК же вольно или невольно нацелена на создание обстановки религиозного благоговения перед своим объектом, будь то поп-звезда или торговая марка. Самодовлеющие    образы, вымышленные   логосы, подобно гоголевскому Носу, живут своей жизнью, паразитируют на своих жертвах, подпитываясь их энергетикой.

    Особо остро стоит проблема расщепленности мировосприятия: и символ, и имидж существуют без какой-либо четкой взаимосвязи с сущностью предмета, а зачастую или просто прикрывают пустоту, или рождают новую, виртуальную «реальность». Действительности больше нет, и человек оказывается в призрачном мире фантазмов. Достаточно вспомнить бесконечные «мыльные оперы» и виртуальные компьютерные миры, заменяющие действительность, порционально симулирующие ее в определенные часы, которые становятся единственно важным временем суток для своих жертв.

    Героями эпохи стали не поэты и мистики, проникающие в глубины бытия, а актеры, скользящие по поверхности мира, примеряющие к себе то эту, то другую личину. Почему-то именно к ним идут за помощью, советом, примером; их лица не сходят с обложек журналов и с экранов TV, их имена у всех на слуху, их жизнь — предмет непрестанного спекулятивного обсуждения. Это ли не свидетельство культа звезды, навязываемого продюсерами и средствами массовой информации? Ведь большая известность — это всегда большие деньги.

    «Врата рая»

    Одно из самых страшных свидетельств современности — прорастание мифологических образов СМИ в эзотерических религиях, которых только в США насчитывается свыше двух тысяч. Современному человеку гораздо легче общаться с инопланетянами и мечтать о полете на UFO к божеству, тем более, что именно такой «TV-реальностью» он окружен с пеленок. Результат трагический: в лучшем случае — исковерканная психика, сектантская психология; в худшем — массовое самоубийство для встречи с внеземной «божественной» цивилизацией, как это произошло с сектой «Врата рая», в полном составе отправившейся навстречу комете Хейла-Боппа.

    То же происходит и в мире поп- и рок-музыки, с той разницей, что первая ориентирована на сытое благоденствие, а вторая — на разрушительный протест. Рок живее, чувствительней к несправедливости мира, но его жизненные, часто ницшеанские, установки на вседозволенность и стремление охватить высоту жизни и глубину падения (девиз Моррисона), прожить быструю и яркую жизнь (по словам Гребенщикова  — «жить быстро, умереть молодым») несомненно опасней. Ангел Лаодикийской Церкви, который «ни холоден ни горяч» (Откр. 3:14) — скорее поп-культура, тогда как рок — земная, а потому часто демоническая музыка (по утверждению К. Кинчева). В наше время в Церковь приходит больше неогрубевших горячих сердец именно из мятежного рок-движения, чем из самодовольной пустышки поп-машины. Кстати, повсеместное упрощение и огрубление музыки, которое мы наблюдаем, вызвано скудостью внутреннего мира человека. Большинство наших современников не в силах принять полифонического богатства образов, смыслов, символов, внутренних переживаний и эмоций, богатства, запечатленного лучшими образцами классической музыки. Современные люди тянутся скорее к более примитивным образцам, где в лучшем случае есть один мотив, одна эмоция, один доступный смысл, лежащий на поверхности. Поэтому так бережно относится Церковь к своему литургическому наследию, не решаясь на упрощение в угоду времени, на реформирование для большей доступности литургического сокровища, накопленного вековым молитвенным опытом.

    Один из способов противостояния агрессии МК — личностное, творческое и талантливое отношение к окружающему миру, насколько бы пошл, бессмыслен и ложен он не был.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru