rss
    Версия для печати

    Освободившиеся пациенты. Православие как основание безопасности культуры

    В первую неделю Великого поста в кафедральных церквях совершается чин Торжества Православия, который предполагает провозглашение главных догматов Православия, молитвы об обращении заблуждающихся и сохранении верных в истинном исповедании, а также провозглашение анафемы еретикам. Этот праздник, восходящий к IX веку, является символом охранительной роли Православия в современном мире.

    ХХ век ознаменован провозглашением равенства всех вероучений — традиционных и экстравагантно-новаторских, многочисленных и малочисленных, независимо от меры и степени присущих им заблуждений. Главное — наличие выраженной претензии на «обладание истиной», и новая группа счастливых ее обладателей зафиксирована, зарегистрирована и представлена как «юридическое лицо» на пиру по поводу «торжества демократии».

    Сочетание слов «пир», «обладание истиной», «торжество», «равенство» вызывают устойчивую ассоциацию с описанием обеда в рассказе Эдгара По «Система доктора Смоля и профессора Пьерро». За этим обедом захватившие власть пациенты загородной психиатрической лечебницы, заключив медицинский персонал в изоляторы, торжествуя, празднуют свое освобождение. Наконец-то каждый может высказаться. Но слова каждого из участников обеда совершенно непонятны, ничем не связаны между собой. Пребывание каждого из них в своей тотальной субъективности, в своем «образе мира», в «своей истине» лишает их возможности понять друг друга. Их освобождение иллюзорно, а объединение зыбко и обречено на провал из-за отсутствия «единомыслия», т.е. понимания ценности связи времен и смыслов, которая не подвластна никакой субъективности, как бы претенциозна она ни была.

    Двухтысячелетняя традиция связности времени и смыслов Православия является для общества не экзотическим элементом, но его субстратом, субстанцией, сущностью, основанием его существования. В силу этого, не напоминает ли плюралистическое демократическое общество, принимающее всякую «истину», сообщество «освободившихся пациентов», демонстрируя при этом свое собственное нездоровье по причине устойчивой неспособности отторгнуть ложь и заблуждение?

    Медицинские аналогии в данном случае, к сожалению, не разновидность «игры в бисер», не литературный прием для выделения мысли. Общество образуют люди, оно живет ими, их здоровьем, оно страдает их недугами и их болезнями. Общая патология, изучающая «наиболее общие, т.е. свойственные всем болезням, закономерности их возникновения, развития и исходов», определяет болезнь как «состояние, обусловленное нарушением структуры и функций организма и его реакции на эти нарушения». Сектантство с его центробежной энергетикой к субъективистской замкнутости и разрушительным отношением к социальным функциям Церкви — это явная угроза общественному психическому здоровью, или, используя терминологию известных патологов, — форма «нарушения структуры и функций» общественного организма. Как хотелось бы, чтобы общество нашло в себе силы отреагировать «на эти нарушения», противостоять распаду в «разномыслие», в замкнутость права на «субъективную истину», и уж если не отличить ложь от истины, то по крайней мере довериться инстинкту самосохранения.

    Например, детскому инстинкту самосохранения. На международном конгрессе «Психоанализ и современная наука» (Москва, 1992 г.) в одном из докладов анализировался психологический эксперимент,

    проведенный в ряде французских общеобразовательных школ. Исследовалось не отношение к сектам, но апробировалась одна из «антипсихиатрических методик» (отказ от принудительной изоляции психически неполноценных детей), которая базировалась на признании права каждого человека на свой «образ мира». Первоначальный опрос школьников (основной вопрос: «Чего вы больше всего боитесь?») дал весьма типичные результаты — войны, смерти, родителей, землетрясения и т.д. Повторный аналогичный опрос проводился после того, как в классы дополнительно были помещены дети умственно отсталые, с различного рода психическими отклонениями, В итоге первую позицию среди возможных «фобий» занял страх «сойти с ума», страх оказаться навсегда погруженным в свой «образ мира» и потерять, таким образом, способность быть понятыми и понимать других, способность, которая реализуется с помощью объективных смыслов и значений, традиционных ценностей и моральных норм.

    Права и роль традиции, а именно православного образа мира, образа жизни, образа человека, — не каприз истории, хранящей ее 20 веков, а сохранение самой истории, безопасность ее прошлого и ее будущего.

    Вставить в блог

    Освободившиеся пациенты. Православие как основание безопасности культуры

    1 апреля 1997
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru