rss
    Версия для печати

    «Главная ценность — частная жизнь». И современный студент отводит в ней четкое место высшему образованию

    Сергей Владимирович Туманов — директор Центра социологических исследований МГУ. Окончил философский факультет в 1974 году. Здесь же защитил кандидатскую диссертацию по теме "Диалектика развития общественного идеала". Несколько лет был Председателем Объединенного профкома МГУ. На июньской конференции в Университете выступал с докладом "Политические пристрастия молодого пополнения электората России".

    — Сергей Владимирович, Ваш Центр недавно провел исследование среди российской молодежи. Как бы Вы прокомментировали его результаты?

    — Сегодня молодежь — это мозаика. Мозаика, у которой есть какие-то более или менее очевидные фрагменты.

    — Согласны ли Вы с тем, что главной ценностью для молодежи становятся деньги?

    — Я бы сказал, что главной ценностью для молодых людей становится частная жизнь. Мы опрашивали 17-, 24-летних и тех, кому 31 год. Так вот что получается: для тех, кому сейчас 17 и 24, на первом месте — семья. А второе что? Материальное благополучие — уже не как цель, а как средство, поскольку молодой человек понимает, что без этого крепкая, спокойная семья невозможна. А дальше идет — профессионализм, опять не как самоценность, а как средство для получения денег, которые обеспечат семейную жизнь. Далее следуют другие ценности: здоровье, например, оценивается более высоко — оно ведь тоже из области частной жизни. А вот социальные ценности   более" высокого   порядка (друзья, патриотизм и т.д.) находятся в самом конце. Последнее меня радует мало. История показывает, что общество, ориентированное только на частную жизнь, не имеет будущего.

    — А насколько российское студенчество вписывается в эту картину?

    — Я думаю, что для студенчества все вышесказанное остается в силе.

    — Есть ли какие-то новые тенденции в студенческой среде?

    — Да, несомненно. Наши опросы в конце 80-х, начале 90-х годов показывали, что студенты были разочарованы высшим образованием, а происходило это, видимо, вследствие того, что общие изменения в структуре общества привносили и в студенческую среду неув.еренность в завтрашнем дне. За последние три года ситуация изменилась. Сегодня молодые люди, как правило, более прагматичны, точно знают, чего хотят, и поэтому вполне трезво оценивают возможности высшей школы. Есть и другой момент — высшее образование превратилось в одну из ступеней к благополучию.

    — Студенты рассматривают образование как вложение времени?

    — Не только времени, но зачастую и денег. Это связано еще и с тем, что за последние годы значительно изменился социальный состав студентов.

    — В какую сторону?

    — Я думаю, на сегодняшний момент больше половины студентов — это дети достаточно обеспеченных родителей, работающих и живущих в Москве. Которые могут, с одной стороны, обеспечить детям хорошее среднее образование, дополнительные платные занятия, а с другой — понимают, что высшее образование — вещь достаточно необходимая. Эта особенность отношения к образованию хорошо прослеживается на одном косвенном показателе: на что тратят студенты свое свободное время.

    — И на что же?

    — Основная его часть уходит на общение, что вполне естественно в молодом возрасте. Дальше идет изучение иностранных языков — опять  как средство успеха, карьеры в профессиональном плане. Третье — физкультура и спорт: опять не как самоцель, а как средство для поддержания себя в хорошей физической форме, которая также необходима.

    — Насколько полно современные студенты отдают себя учебе?

    — Они отвечают по-разному. Одни считают, что занимаются в полном объеме, другие, что могли бы заниматься усерднее. Это связано с тем, что многие  студенты  сейчас  работают. Если раньше, в мою студенческую пору, работали только очень взрослые студенты, которым  по  каким-либо причинам было неудобно брать деньги у родителей, то сейчас стараются найти работу все.

    — Связана ли она с выбранной профессией или нет?

    — На тех факультетах, специальности которых пользуются спросом, -да.   Гуманитарные:  экономический, юридический, наш с Вами — социологический, да, пожалуй, и все. А студенты остальных факультетов берутся за любую другую работу — либо продают что-то в палатках, либо занимаются физическим трудом. Так что картина получается не очень отрадная.

    — Можете ли Вы проиллюстрировать сказанное Вами цифрами, результатами Вашего исследования?

    — Конечно. Вот распечатки данных, выбирайте.

    — Спасибо.

    В заключение приведем любезно предоставленные нам Центром социологических исследований МГУ данные.

    В 1996 году 60% студентов считали университетское образование конкурентоспособным, а в 1997 году эта цифра возросла до 76%'. Исследование: Проблемы учебного процесса, соотношение мнений студентов и преподавателей, апрель-май 1997 г.

    Отношение студентов к высшему образованию видно из следующих цифр: по мнению 81% опрошенных, Университет должен готовить высококвалифицированных специалистов; 38% считают, что, кроме этого, Университет должен предоставлять образовательные услуги; 59% видят назначение высшей школы в подготовке интеллектуальной элиты; 76% считают, что Университет должен давать фундаментальное образование.

    Причины, которые, по мнению студентов, мешают им учиться, можно разделить на три группы:

    1) Резко выделяются от всех прочих — личная неорганизованность (42%) и необходимость совмещать работу с учебой (24%).

    2) Далее следует средняя группа — неудовлетворенность уровнем образования (16%), содержанием учебных дисциплин (15%), чрезмерным объемом учебной нагрузки (13%).

    3) В третью группу вошли отсутствие перспектив трудоустройства (8%), уровень довузовской подготовки (6%), и самое последнее — разочарование в специальности (3%).

    Возможность работать по специальности по окончании Университета видят перед собой только 41% опрошенных студентов; 44% будут искать высокооплачиваемую работу; 14% решили получать вторую специальность; 10% собираются открыть свое дело; 8% хотят уехать за границу

    и только 7% будут жить так, как позволят обстоятельства.

    Современный студент в большинстве случаев знает, что он хочет от жизни в целом и от Университета в частности; он живет, словно реализуя заранее выбранную программу, в которой есть место и высшей школе.

     

    Вставить в блог

    «Главная ценность — частная жизнь». И современный студент отводит в ней четкое место высшему образованию

    1 сентября 1997
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru