rss
    Версия для печати

    «Интеллигенция чуждается православия». О православной молодежи в Болгарии рассказывает Мила Игнатова

    Мила Игнатова окончила философский факультет Софийского университета, член Православного фонда «Покров». С 1996 года учится в Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке.

    — Можно ли говорить о том, что сейчас в Болгарии время церковного возрождения?

    — Да, мы говорим о церковном возрождении, только это вряд ли так ощутимо, как в России. Болгарское общество проявляет к православию гораздо меньше интереса, чем российское. Я говорю с точки зрения молодого человека, недавно пришедшего в Церковь, поэтому для меня церковное возрождение — это во многом именно молодежь, которой в Церкви становится все больше.

    Возможно, в этом специфика нашей церковной жизни. В храмы ходят бабушки и молодежь лет 20-28. Этот разрыв поколений осложняет нашу жизнь. У наших бабушек вера крепкая: многие из них в 1920-30-е годы учились в церковно-приходских школах (коммунисты в Болгарии пришли к власти только после Второй мировой войны). Но рассказать о своей вере, научить вере своих детей они не могут. Молодежь, приходя в Церковь, вынуждена сама учиться, сама налаживать церковную жизнь, и по своей инициативе заниматься духовным просвещением. Не будет преувеличением сказать, что возрождение Церкви — это прежде всего вера и труд молодежи.

    — Но учиться вере — это не значит прилежно посещать катехизаторские беседы. Реальный опыт церковной жизни — это опыт молитвы, покаяния и личного участия в жизни прихода. И если ты права, то как в Болгарской Церкви сложилась такая ситуация?

    — У нас нет другого выхода. История Болгарской Церкви в XX столетии сильно отличается от истории Церкви в России. Сонм новомучеников и исповедников просиял в России в годы гонений. Конечно, и в Болгарии без гонений не обошлось. Но болгарские коммунисты

    травили и разрушали Церковь по-другому.

    Храмов практически не закрывали и священников не репрессировали, разве что краткое время 50-х годов, когда был культ личности. Коммунисты стремились установить полный контроль над Церковью. Сначала они попытались закрыть единственное высшее учебное заведение нашей Церкви — Духовную Академию, в прошлом Богословский факультет Софийского университета. Когда не получилось, коммунисты                                                                                                                             стали жестко контролировать всех, кто туда поступает, и допускали преимущественно тех, кто не отличался ни личным благочестием, ни особыми интеллектуальными способностями. Коммунисты искалечили нашу Церковь изнутри. Мы до сих пор страдаем и будем от этого еще долго страдать.

    — Опыт России говорит о том, что церковное возрождение начинается не с красивых слов на пресс-конференциях и не с ярких фотографий церквей в журнале. Возрождение начинается  с  прихода.   Как  в  Болгарии возрождается   приходская  жизнь? Есть ли активные приходские священники?

    — Да, есть, особенно из молодых. Но им не хватает богословского образования, практических навыков пастырской работы в современном мире. И это наша главная проблема.

    Многие курсы по различным богословским дисциплинам сейчас устарели, особенно по пастырскому богословию, гомилетика. Печально, когда молодые священники, которым 30-35 лет, проповедуют на таком архаичном языке, что их очень тяжело слушать. Их проповедь превращается в патетический монолог, и невозможно избавиться от ощущения, что они говорят неискренне.

    Как люди останутся в Церкви, если они не слышат живого слова? В духовных школах пока не учат тому, как работать с людьми, как организовать приходскую жизнь. Даже само понятие приходской жизни в болгарском сознании не существует, хотя до появления коммунистов она в Болгарии была. И пока совсем немного тех, кто считает, что приходскую жизнь надо возрождать. Еще меньше приходов, которые стремятся к этому.

    — А как болгарская интеллигенция относится к Церкви?

    — Интеллигенция чуждается православия. Она его стыдится, считает слишком наивным. В лучшем случае, интеллигенция считает православные традиции и обряды элементом национальной культуры. Не могу назвать ни одного известного ученого, политика или артиста, который был бы православным не только на словах. Есть и те, кто настроен откровенно антиправославно. Не пишут о жизни Церкви и в национальной прессе.

    — Какие основные центры православия в Болгарии? Связаны ли они с монастырями или это прежде всего организации мирян?

    — Главными центрами православной жизни у нас являются София и Велико Тырново. Пожалуй, можно назвать еще два города — Пазарджик и Калофер. Калофер — город небольшой, но очень известный, «твердыня болгарской духовности». Он был центром болгарского возрождения в XVIII-XIX веках. Кажется, что все жители города сохранили любовь к свободе и крепкий национальный дух. В городе расположен женский Введенский монастырь, который является центром возрождения церковной жизни.

    Самой крупной и активной организацией у нас является Православное христианское движение им. св. патр. Евфимия Тырновского. Оно было создано в 1990 году в Софии. Первым его председателем стал молодой болгарский богослов Дмитрий Киров. Сейчас он занимает должность заместителя декана богословского факультета в Велико-тырновском университете им. свв. Кирилла и Мефодия, а во главе движения стоит Марин Вырбанов, который одновременно возглавляет Отдел культуры и просвещения Болгарского Патриархата. Вместе с тем Православное христианское движение является независимой организацией мирян.

    Главной целью этой организации является возрождение православной жизни на приходском уровне и просвещение, прежде всего, самих верующих. По своему уставу Движение не является молодежной организацией, но молодежь в ней составляет большинство.  Они начинали с огромным энтузиазмом, и постепенно отделения появились в разных городах Болгарии. Сейчас их около 20. Как правило, это очень маленькие группы — около 10 человек, иногда немного больше. Иногда они связаны с приходами и тогда работают вместе со священником, иногда — действуют самостоятельно. Формальной программы у них нет.

    — Ведут ли они какую-то издательскую деятельность?

    — Мы испытываем огромную нехватку православной литературы. Именно благодаря активной издательской деятельности Движение стало широко известно. Большой популярностью в Болгарии пользовалась его газета «Живая вера», которая позднее выросла в журнал. В газете публиковались жития святых, новости  со  всего  православного мира, поднимались и современные проблемы церковной жизни. Ее тираж доходил до 4000 тыс. экземпляров — для Болгарии это огромная цифра. К сожалению, уже более полутора лет газета не выходит из-за отсутствия средств.

    В начале 1990-х гг. Движение по-настоящему боролось с сектами и помогло многим людям. Сейчас секты в Болгарии гораздо менее активны, и отношение общества к ним крайне негативное.

    В 1996 г. мы создали — не без проблем и проволочек — Православный фонд «Покров» и получили статус юридического лица. Одной из наших приоритетных программ является перевод и издание на болгарском языке трудов современных православных богословов. Нас 10 человек, и всем по 25-28 лет. Все мы недавно окончили высшие учебные заведения и среди нас есть юристы, филологи, философы и богословы. Двое из нас имели возможность побывать в активных приходах, к сожалению, не в самой Болгарии. Я училась один год в Амстердаме и. познакомилась с жизнью прихода Московской Патриархии. Один мой

    знакомый, учась в Америке, познакомился с приходской жизнью Американской Православной Церкви. Когда мы вернулись в Болгарию, то не смогли забыть этот опыт активной приходской жизни. Вместе с друзьями мы решили, что надо попробовать, надо что-то начать делать у себя. Некоторые из нас, работая с неправительственными благотворительными организациями, имеют опыт «фандрайзинга», то есть сбора средств на благотворительные проекты, и мы надеемся на их помощь. Будучи финансово независимыми, мы обязательно будем испрашивать благословение Священного Синода на все наши дела.

    — Православные Церкви в Восточной Европе и на Балканах традиционно связаны братскими отношениями не только между собой, но и с Русской Православной Церковью. Как эти отношения складываются сегодня?

    — На Балканах наше сотрудничество развивается очень активно. Каждый год Балканская православная молодежная федерация проводит летние лагеря, паломничества и богословские   конференции.   Эта федерация была учреждена в Румынии в 1991 г. православными молодежными организациями Албании, Болгарии, Греции, Румынии и Сербии. Федерация дает прекрасные возможности для общения с православными на Балканах. Мы видим, как ведут работу многочисленные православные молодежные организации в Греции и Румынии — и у них есть чему учиться. И мы видим их желание помогать нам. Прошлой осенью в сотрудничестве с греками мы напечатали несколько кйиг для Болгарии.

    Связи с Россией — и это касается не только церковной жизни — к сожалению, почти все потеряны. Восстановление этих связей для нас важная задача, хотя бы потому, что практически вся православная литература у нас по-прежнему на русском языке, из России. Сами мы еще не скоро сможем издавать книги в таких количествах, как в России. Одно время у нас были энтузиасты: они ездили в Россию, покупали литературу и продавали ее в Болгарии. Но это настолько трудно... Слишком много границ между нашими странами.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru