rss
    Версия для печати

    Словарь библейских выражений

    Многие выражения, которые мы часто употребляем в речи, имеют своим первоисточяником Священное Писание. Андрей Кожевников взял на себя труд собрать эти выражения в одном словаре с объяснением их происхождения. Мы публикуем лишь небольшую часть из этой работы. Тех, кого она заитересует (насколько нам известно, подобного словаря на русском языке не существует), просим обращаться в редакцию.

    1. «В поте лица» люди трудятся с тех пор, как изрек Господь Адаму, а в его лице и нам всем, приговор, наказание за преслушание заповеди:

    Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него...

    в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься (Бытие, 3:17-19).

    2. «Каинова печать» — говорится теперь о чем-то ужасном, безобразном, носящем отпечаток проклятия. В Библии мы читаем:

    ... восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.

    И сказал Господь Каину: что ты сделал в голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли;

    и ныне проклят ты от земли... И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто,

    встретившись с ним, не убил его (Бытие, 4:8-15).

    3. «Голубь мира» — эти два слова стали неразрывными, когда голубь принес людям, находящимся в ковчеге, свежий масличный лист, как знак примирения с Богом — прекращение потопа:

    И помедлил еще семь дней других и опять выпустил голубя из ковчега.

    Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли (Бытие, 8:10-11).

    4. «Хам» — это имя собственное, ставшее нарицательным. Так звали среднего сына Ноя, который обесчестил своего отца:

    Ной начал возделывать землю и насадил виноградник;

    и выпил он вина, и опьянел, и [лежал] обнаженным в шатре своем.

    И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим (Бытие, 9:20-22).

    За этот грех Ной проклял потомство Хама.

    5. «Вавилонское столпотворение!» — восклицаем мы, когда видим огромное скопление народа, толпу, охваченную каким-то смятением; когда видим давку в транспорте; но слово «столпотворение» происходит не от слов «толпа», «столпиться», а от грандиозной древней стройки столпа — башни, на которую собрались все живущие тогда люди:

    На всей земле был один язык и одно наречие.

    Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там.

    И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести.

    И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли.

    И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие.

    И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать;

    Сойдем же, и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого.

    И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город.

    Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле (Бытие, 11:1-9).

    6. «Земля обетованная», — говорим мы о земле изобилия или о родном крае, дорогом нашему сердцу, когда вспоминаем его в путешествии по белу свету или в изгнании. Но что такое «обетованная?» Это слово происходит от слова «обет», то есть «обещание». Итак, это «земля обещанная»:

    И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе...и пошел Аврам... И явился Господь Авраму и сказал: потомству твоему отдам Я землю сию. И создал [он] там жертвенник Господу, Который явился ему (Бытие, 12:1,4,7).

    ...в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед... (Исход, 3:8).

    7. «Око за око, зуб за зуб» — этот ветхозаветный закон (Исход, 21:24) был отменен новой заповедью Господа Иисуса Христа из Нагорной проповеди:

    Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.

    А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую (Матф. 5:38, 39).

    1 По объяснению св. отцов, таким знамением-печатью у Каина было трясение головы, принявшеей мысль об убийстве, и трясение правой руки, поднявшейся на брата своего.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru