rss
    Версия для печати

    «Я не филолог, я — кухарка»

    МАТУШКА. Этим словом у православных принято называть монахинь и послушниц в монастырях, а также жен священников. О последних — наш рассказ. Кто они такие, матушки? Как им живется сейчас, ведь и в наше время они растят как минимум по трое-пятеро ребятишек, а часто и больше. Что это — род церковного служения, или дань своей среде (дочки священников также становятся матушками), или способ устроиться за батюшкиной спиной? Вот что думает об этом одна из матушек.

    «ГОСУДАРСТВО — ЭТО Я!», — любил говаривать французский король Людовик XIV.

    И матушка Инна, жена протоиерея Валентина Асмуса (Храм святителя Николая в Кузнецкой слободе), начала разговор примерно с такой же фразы:

    — У меня дома — мини-государство. Когда в семье растет девять детей, бюрократический стиль руководства вырабатывается самой жизнью. Я очень люблю бюрократию. И жизнь рассматриваю, как процесс. Пытаюсь сразу «схватить» все в процессе развития. В нашем доме события происходят, как в настоящем государстве: и мир есть, и перемирия, и разведка, и контрразведка. А как иначе, если у меня семь дочерей и два сына?

    Мы разговаривали с матушкой Инной в кабинете, куда вслед за старшей из девочек, Машей, постепенно, по одному, подтянулись все дети, которые были тогда в доме: Лиза, Оля, Ксения. А единственный представитель мужеска пола, Николай (старший сын живет отдельно своей семьей), принес нам чаю и кофе. Все они с большим интересом следили за беседой, но вступали лишь тогда, когда им разрешит матушка Инна.

    — Представьте себе, я росла в семье одна. Мама всегда говорила, что я — общественница, и я пыталась подавить в себе это чувство. А реализовала свою энергию в детях.

    — Говорят, Вы сумели всем детям дать прекрасное образование...

    — Это не так. Поскольку кошелька тугого у нас нет, мы можем дать то, за что не надо платить. А бесплатно дается только доброта. Это всегда было в священнических семьях. И детей это обязывает. Их девять — и способности у всех разные. Увлечения тоже. Старший сын фотографирует. Маша — студентка Университета, изучает немецкую и французскую филологию, говорит и по-английски. Ксения учится в швейном училище. Лена мастерит руками светильники, рисует, делает сложные аппликации и преподает в музыкальной школе. Александра оканчивает среднюю школу. Самые младшие: Настя, Лиза и Оля — тоже школьницы. А Коле ставят тройки и четверки из жалости — там должны быть двойки.

    — Матушка Инна, у Вас ведь тоже филологическое образование.

    — Я — не филолог, я — кухарка. Сколько нужно готовить, чтобы накормить всех? Особенно в постные дни, когда я проявляю больше фантазии, чем в обычные. И гарниры меняю, и придумываю что-то.

    «Зато очень вкусно, у тебя хорошо получается,» — закричали дети.

    — А как вы молитвы читаете, утреннее и вечернее правило?

    — Раньше, когда дети были маленькие, все вместе читали. Я командую: дети, на молитву! И они идут: впереди с готовностью кошка, потом — собака, потом и дети нехотя подтягиваются. А после, когда у меня проблемы с голосом начались, постепенно все стали сами читать. Я только спрашиваю: читаете? Да, отвечают. И не проверишь.

    — А как вы решаете проблему телевизора?

    — Раньше у нас его просто не было, появился он года четыре назад. И старшие дети гораздо меньше смотрят телевизор, чем младшие. Сейчас, когда дети подросли, я уже не могу жить интересами только маленького мирка, хотя у меня государственный подход и к нему. Мне уже масштабы нужны. Хочу знать, что в стране происходит. И тем более это важно в наше сложное время, когда батюшки не только священниками являются, но и психотерапевтами. Особенно это касается «популярных» священнослужителей.

    — Матушка Инна, в чем, по Вашему мнению, предназначение жены священника?

    — Мой прапрадед был сельским батюшкой. И матушка его, моя прапрабабушка вела начальные курсы обучения грамоте для детей своей деревни, оказывала крестьянам элементарные медицинские услуги. Словом, была просто отзывчивым человеком. Она для меня — образ настоящей матушки.

     

    Вставить в блог

    «Я не филолог, я — кухарка»

    1 мая 1997
    МАТУШКА. Этим словом у православных принято называть монахинь и послушниц в монастырях, а также жен священников. О последних — наш рассказ. Кто они такие, матушки? Как им живется сейчас, ведь и в наше время они растят как минимум по трое-пятеро ребятишек, а часто и больше. Что это — род церковного служения, или дань своей среде (дочки священников также становятся матушками), или способ устроиться за батюшкиной спиной? Вот что думает об этом одна из матушек.
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru