rss
    Версия для печати

    Псково-Печорский патерик

    В данном случае, именование "патерик" довольно условно, хотя речь идет о реальных лицах и действительных событиях. Особенность заключается в самой обстановке, которая немыслима для древних патериков, зато хорошо знакома людям, пережившим суровые советские будни. Описываемые события происходят в 60-70-е и частично 80-е годы нашего века в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре, наместником которого почти все это время был приснопамятный архимандрит Алипий (Воронов). (Литературная обработка редакции "ТД".)

    Приезжают как-то в Псково-Печерский монастырь гости из Финляндии. Для них проводят экскурсию, рассказывают обо всех святынях обители, кормят обедом, поят монастырским квасом. Все довольны. И вдруг один финский товарищ, торжествующе ухмыляясь, говорит: «Космонавты-то на небо летали, а Бога не нашли» Отец архимандрит ему отвечает: «Такая беда может и с вами случиться: в Хельсинки бывали, президента не видали»

    ***

    Из Пачковского поселкового совета приходит в монастырь жалоба, что, дескать, к хозяйственным воротам обители ведет ужасная дорога: люди падают, калечатся, животные ноги ломают.

    Архимандрит Алипий пишет ответ: «По той дороге никто, кроме монахов да монастырских коров не ходит, так что спасибо за трогательную заботу о нас. Рады будем исправить дорогу. Только зимой таких работ не проводят, а весной присылайте смету — какую делать: грунтовую, булыжную, асфальтовую. Но прежде пусть оформят эти земли как монастырские, а то ведь их отобрали. В общем, мы не отказываемся внести свой труд в дело общественного строительства и построить удобную дорогу к обители. Только как мы дерзнем противоречить главному редактору газеты «Печерская правда» Костомарову, который постоянно призывает, чтобы к монастырю и близко никто не подходил?»

    Больше о той дороге не вспоминали.

    ***

    У архимандрита Алипия звонит телефон. Из трубки раздается серьезный голос большого начальника: «Иван Михайлович (так он называл о.Алипия), мы не можем больше предоставлять монастырю пастбищ, которые принадлежат народу. Пасите коров, где хотите.»

    Через несколько дней снова звонок. Тот же голос говорит отцу Алипию: «Приехала большая делегация — коммунисты со всего мира. Монастырь — лицо Печер. Нужно провести экскурсию, показать Пещеры, потом накормить, угостить квасом — сами знаете. Надеюсь на ваше понимание.»

    И вот после сытного обеда гости прогуливаются по монастырю. Архимандрит Алипий отдает приказ выпустить всех коров и быков внутрь монастыря на клумбы. Это становится полной неожиданностью для заслуженных деятелей пролетарского движения, многие из которых впервые столкнулись с подобными животными. Одна пожилая французская коммунистка влезает со страху на сторожевую будку. Старый никарагуанский марксист подвергается нападению племенного быка.

    У архимандрита Алипия разрывается телефон. Все тот же голос негодующе кричит: «Что это за безобразие, Иван Михайлович? Что это за публичная оплеуха коммунистическому движению?» Отец Алипий спокойно отвечает: «Какая оплеуха? Вы же сами знаете — животные могут заболеть. Вот мы и решили, что раз другого выхода нет, будем их пасти внутри монастыря.»

    В тот же день монастырю были возвращены все пастбища.

    ***

    Советские ученые были очень обеспокоены отсутствием запаха от захоронений в монастырских Пещерах. Они говорили так: «Монахи обманывают народ, будто нет запаха. Советская наука открыла, что этот запах поглощается песком!» Между тем, мировой науке известно, что кварц — а в Пещерах кварцевый песчаник — в химические реакции не вступает.

    Тогда советские ученые провели в Московской области научный эксперимент: нашли аналогичный песчаник, выкопали пещеру, положили в нее гроб с телом. Через несколько дней ученые, трудящиеся, мировая общественность были приглашены в ту пещеру на симпозиум. Однако симпозиум не состоялся: в пещере стоял такой смрад, что никто не мог туда даже войти.

    ***

    Как-то в монастыре на время закрыли Пещеры. И вдруг приезжают важные гости — высокие партийные начальники. Их, конечно, сразу накормили, угостили квасом и повели в Пещеры. Только открыли дверь — подходят пионеры: можно и нам посмотреть? «Конечно, можно,» — говорит архимандрит Ириней. Партийцы начали было протестовать. «А что, пионеры не люди?» — этим вопросом пролетарская совесть была сражена.

    ***

    Вызывает архимандрита Алипия высокий начальник.
    — Что это? Говорят, у ваших монахов у каждого по три бабы в келье. Почему допустили?
    — Как? Неужели Вы не слышали о моральном облике строителя коммунизма?
    — Почему же, слышал, знаю.
    — Зачем же Вы клевещете на советских женщин? Ни одна советская женщина, в отличие от загнивающего Запада, не позволит себе вступить в незаконную связь, тем более с каким-то мракобесом-монахом. А иностранкам Вы не даете виз. Так что это невозможно.
    — Конечно. Значит правильно говорят, что у вас женщина унижена.
    — Как же унижена? Посмотрите, у нас женщины даже в службе участвуют: поют на клиросе, храмы украшают, следят за облачениями... Это у вас в военкомате они унижены — только мужчин берете.

    ***

    В Печерский райисполком поступает тайное донесение. В нем сообщается, что монахи хотят поднять царя в Пещерах.


    Однако после тщательного исследования выяснилось, что информатор неправильно понял слова Литургии: «Яко да Царя всех подымем...»

    ***

    Печерский иеромонах проводит экскурсию по монастырю для итальянских гостей. Один итальянец постоянно перебивает его, задает язвительные вопросы, вызывающе ведет себя. Наконец, иеромонах не выдерживает и громко делает ему замечание. Итальянец принимает вид оскорбленного самолюбия, с негодованием смотрит вокруг и восклицает: «Как? Вы повысили свой голос?» «Да, — отвечает иеромонах, — у нас во всех газетах призывают возвысить свой голос против всякой неправды!»

    ***

    Приезжает однажды в монастырь генерал. Для него провели экскурсию, показали Пещеры, потом его накормили, напоили монастырским квасом, сводили на Святую горку. Там генерал изъявил желание отдохнуть вместе с отцом архимандритом. Присели в беседке.
    — Все у вас хорошо в монастыре, одно только плохо. С немцами вы сотрудничали во время войны.
    — Не может быть! Вы — и клевещете на советское правительство!?
    — Каким образом?
    — Разве оно бы допустило, чтобы враг Отечества остался безнаказанным? Или Вы думаете, что доблестная советская разведка упустило такое вопиющее преступление?
    — Это, конечно, невозможно...
    — Но Вы же и на себя клевещете!
    — Как?
    — Могли бы Вы дружески общаться с врагами народа? Стали бы пить квас в логове контрреволюционеров?
    Последним доводом генерал был окончательно сломлен. Слишком сладок показался ему квас.

    ***

    Праздник святителя Николая в монастыре. На службе проповедует отец Алипий:
    «Недавно «Печерская правда», ссылаясь на Евсевия Самосатского, написала, что святителя Николая никогда не существовало. Вопрос: у кого в Печерском районе есть книги вышеупомянутого Евсевия, чтобы проверить это утверждение? Далее — если историк о ком-то не пишет, это не значит, что этого человека не было. Известно, что Евсевий Самосатский был арианином. Между тем, на Вселенском Соборе святитель Николай дал Арию пощечину. Будет ли писать о нем Евсевий? Сомневаюсь. Я думаю, все дело в том, что святитель Николай не пришел в Пачковский сельсовет зарегистрироваться и не прописался в Печерском горисполкоме. Однако подтверждения того, что святитель Николай и был, и есть, мы знаем. Как-то в Троице-Сергиевой Лавре, после реставрационных работ, я встретился и разговорился с одним военным командиром. Он мне сказал так: «Есть ли Бог, не знаю, но что есть святитель Николай — это точно.» И рассказал такую историю: «Во время войны наш корабль подбили в Черном море, и он начал тонуть. Видим — дело плохо. Однако атеистический страх не позволял молиться. И вдруг один из наших матросов предлагает помолиться святителю Николаю — покровителю моряков. Все согласились: встали на колени и, как могли, просили его о помощи. И тут наш корабль сам выправляется и плывет как ни в чем не бывало. Так и принес нас — с пробоиной — прямо до берега. И чудно сказать, я даже не успел приказа отдать, как вся команда бросилась в церковь — поставить по свечке святителю Николаю.»


    Вот что рассказал мне военный командир — это вам не Евсевий Самосатский.»

    ***

    Зима. Мороз. Архимандрит Алипий греется в келье у камина. Приходит келейник: к Вам гости. Входят двое в штатском. Подают бумагу. Отцу Алипию приказывают объявить на братской трапезе о закрытии монастыря и роспуске братии. Стоит подпись Хрущева. Отец Алипий рвет бумагу и бросает в камин. Двое в штатском бледнеют как полотно: «Что вы сделали?» Отец Алипий встает: «Я лучше пойду на мученическую смерть, чем закрою обитель.»

    Вставить в блог

    Псково-Печорский патерик

    1 ноября 1996
    В данном случае, именование "патерик" довольно условно, хотя речь идет о реальных лицах и действительных событиях. Особенность заключается в самой обстановке, которая немыслима для древних патериков, зато хорошо знакома людям, пережившим суровые советские будни. Описываемые события происходят в 60-70-е и частично 80-е годы нашего века в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре, наместником которого почти все это время был приснопамятный архимандрит Алипий (Воронов). (Литературная обработка редакции "ТД".)
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru