rss
    Версия для печати

    Армия и Церковь. В поисках единства

    В православной печати материалы, касающиеся отношений Церкви с армией, обычно рисуют трогательную картину. Как все хорошо, как прекрасно, какие перспективы! Предлагаем вам статью, где эта проблема предстает не в столь розовом свете. Следует сказать, что далеко не со всеми мыслями автора редакция согласна.

    Прошло уже больше года с тех пор, как состоялся Архиерейский собор, посвященный связи Церкви с армейскими структурами, и ко всеобщему удовольствию были подписаны соответствующие документы. Планы строились наполеоновские - вплоть до организации особых курсов для переквалификации офицеров в полковые священники.

    Все эти события живо заинтересовали меня еще тогда. С помощью своих знакомых мне без особого труда удалось разыскать священника, который достаточно продолжительное время посещал служащих воинской части, расположенной на территории его прихода.

    Отец Сергий общался, в основном, с офицерским составам, а солдаты ходили на беседы с ним и на молебны строем по приказу. Несмотря на это с некоторыми из солдат у него все же завязались добрые, искренние отношения, и кое-кто даже принял святое крещение. Вырисовывалась умилительная картина: священник в окружении юбравых офицеровю, беседы в офицерском клубе, активное распространение среди солдат религиозной литературы. Но меня, честно говоря, напугала нескрываемая радость, с которой уважаемый батюшка рассказывал, как солдатики по стойке "смирно" стояли на молебне со свечками в руках, по команде крестились и подходили ко кресту. "Вот бы у нас в храмах так". Возможно, я ошибаюсь, но мне кажется, что радость о подобной, пусть даже внешней, несвободе не может обещать ничего хорошего. Ведь получается, что мы отвергаем один из основных христианских принципов - добровольное вхождение в Церковь и участие в ее таинствах.

    А когда я спросила у священника, не считает ли он, что справедливо было бы предоставить возможность проповеди представителям других вероисповеданий, ведь в воинском соединении служат приверженцы разных конфессий и вероучений, отец Сергий бдительно поинтересовался: "А сама-то Вы православная?" Если с таким настроением он приходит в часть, где служат не только католики или протестанты, но и (о, ужас!) мусульмане, а то и буддисты, то как он найдет с ними общий язык? Если же его разговор с ними ограничится "анафемой", то это только добавит горечи в несладкую и без того жизнь солдата. Только на этот раз юношу оскорбит не старослужащий и не офицер...

    Кстати, когда мой коллега беседовал с председателем ОВЦС1 по связям с армейскими структурами протоиереем Виктором Петлюченко, тот весьма лояльно отнесся к идее привлечения для работы с солдатами представителей других вероучений. Камень преткновения - сектанты, которые, как только представится возможность, первыми устремятся в воинские соединения. Но я полагаю, что эта проблема скоро будет решена на законодательном уровне.

    И второе. Когда я поинтересовалась у отца Сергия, кто, по его мнению, должен платить полковому священнику денежное содержание, он ответил, что несомненно, армия. Вот это и заставило меня задуматься.

    Ведь получается, что если полковые священники сольются с командным составом (а деньги иереям будут платить как офицерам), то солдаты, в конце концов, лишатся и того слабого утешения, на которое они могли еще рассчитывать. До революции священники всегда были вхожи в офицерский круг: именно поэтому военному духовенству 90-х будет очень легко стать на позиции военачалия, и полковой священник рискует превратиться в ментора. Ведь слово "терпи" тоже можно произнести с разной интонацией.

    Мне могут возразить, что в других странах (например в Америке) капелланы - армейские или состоящие при учебных заведениях - получают жалованье от того ведомства, к которому они приписаны. Но смею заметить, что это происходит в ситуации, когда отношения между церковью и государством давным-давно отрегулированы, а порой церковь и не отделена от государства. Кроме того, у нас, где финансовый вопрос, к сожалению, стоит на первом месте, тот, кто платит, норовит и музыку заказать.

    Конечно, даже в этих условиях возможно некоторое взаимопонимание между церковными и общественными структурами. Например, в Свято-Зосимовой пустыни под Александровым, которая расположена на территории военной части, уже второй год, благодаря усилиям духовенства набирается православный взвод. Ребята служат так же, как и остальные солдаты (это инженерные войска), но по праздникам их отпускают в храм. Казалось бы, между командиром части и игуменом монастыря достигнуто полное взаимопонимание, но на самом деле, ребят отпускают только по особой просьбе настоятеля, и если у командира части внезапно испортится настроение, то православные солдаты останутся без литургии.

    По словам священников о.Виктора Петлюченко и о.Федора Соколова, каждый православный юноша обязан прослужить в армии, ничего в этом зазорного нет. Они приводили хрестоматийные примеры Пересвета и Осляби, отечественных войн и говорили весьма поучительные вещи. Также они утверждали, что служба в армии ю это служба Отечеству и Церкви. Я не хочу касаться проблемы отношения к войне как таковой - отсылаю всех интересующихся к книге В. Соловьева "Три разговора". Меня интересовало другое.

    Что думают о службе в доблестной краснознаменной сами православные юноши? Я поговорила с достаточно большим количеством православных молодых людей призывного возраста и уже отслужившими в армии. Интересно, что все они, как один, не горели желанием отправиться на два года в ряды вооруженных сил. Кто-то видел в армии путь вхождения в мужскую среду, кто-то - способ научиться обращаться с оружием. Но ни разу я не услышала, чтобы кто-то воспринимал службу в армии как службу Отечеству и Церкви. На вопрос: "Пошли бы они, если бы появилась такая возможность, служить альтернативно," - все ответили утвердительно. Более того, юноши из православного взвода, которые были безмерно рады тому, что попали именно туда, тоже с большим энтузиазмом отнеслись к варианту альтернативной службы. Оказывается, что альтернативная служба, которая, по мнению вышеупомянутых священников, неприемлема для православных, а есть удел протестантов, очень привлекает православных юношей.

    Можно понять армейское начальство - надо же кому-то крепить боевую мощь страны. Хотя одно дело армия и совсем другое - армейская атмосфера, об ужасах которой со страхом думают матери, отцы, да и сами призывники. Кроме того, к этому страху добавился еще один - страх навсегда потерять своего ребенка в чаду межнациональной войны. И когда голос Церкви используют для привлечения новых солдат, а ужасы неуставных отношений и атмосферу жестокости и беззакония называют чуть ли не благом - это неправда.

    Пусть все будет хотя бы честно. Если даже некоторые представители православного духовенства с большим удовольствием становятся на трибунах рядом с военачальниками, существуют и другие священники, которые в это же самое время бескорыстно отправляются в военные части и делают все, что в их силах, чтобы облегчить жизнь солдат. Настоящее место Церкви именно там - там, где ее страдающие дети.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru