rss
    Версия для печати

    «Против лома есть приемы»... Архитектурная выставка в защиту культурного наследия столицы

    В уходящем XX веке архитектурный ансамбль первопрестольной разрушался несколько раз. То, что уцелело в 1920-х годах, уничтожили в тридцатых-сороковых, потом наступили хрущевские преобразования, затем, в семидесятых-восьмидесятых, под эгидой Закона СССР об охране памятников истории и культуры стали сносить старинные особняки в центре города, потом пришли девяностые... К нам вернулись ласкающие слух названия большинства московских улиц, переименованных в годы лихолетья. Но почему-то все меньше и меньше становится исконно московских уголков, укутанных тополями замкнутых столичных двориков, уютных двух-трех этажных особняков. Там, где они были еще вчера, с поразительной быстротой возникают банки, бизнес-центры, представительства иностранных фирм, элитные жилые дома с кричаще-роскошными фасадами. В ноябре-декабре прошлого года в Москве прошла документальная выставка в защиту культурного наследия столицы. На ней побывала и наш постоянный автор Оля Степанова.
    Москву во все времена не щадило ни время, ни люди. Впрочем, люди относились ко столице гораздо хуже, чем слепая стихия. Старинные дома и храмы могли благополучно пережить пожары, потопы и иноплеменные нашествия, чтобы быть уничтоженными в наше столетие. Город, который мы потеряли и продолжаем терять — таковым можно было бы счесть девиз выставки «Против лома», организованной творческим центром «Новая юность» по материалам Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А. В. Щусева. Однако беда в том, что вандализм продолжается и по сей день.
     
    «Десять лет я собираю материалы о снесенных памятниках архитектуры Москвы, — рассказал в беседе с корреспондентом «Татьяниного дня» журналист Константин Михайлов, один из организаторов выставки. — За это время накопились сведения о 2,5 тысячах объектов. Среди них и шедевры мирового значения, и обычные, рядовые дома. К сожалению, большинство домов погибло неизученными, о них нам мало что известно».
     
    Положили начало вандализму пришедшие к власти большевики. Первое наступление на старину началось в 1920-х годах, когда по решению Моссовета в прах обратились Красные ворота, часовня во имя благоверного князя Александра Невского на Моисеевой площади, храм Рождества Пресвятой Богородицы в Столешниках. Десять лет спустя не стало Сухаревой башни, Казанского собора, Воскресенских ворот, церкви Успения Богородицы на Покровке, Китайгородской стены. А уже во времена Н. С. Хрущева исчезли знаменитые арбатские переулки вкупе с уникальнейшей Собачьей площадкой.
     
    «В Москве не стало церквей XVII века, почти уничтожены церкви XVIII века, — говорит автор многочисленных книг по истории столицы Нина Молева. — Политбюро привлекло крупнейших специалистов и задало им вопрос, какие памятники представляют историческую ценность, а какими можно поступиться. И заключения уважаемых академиков, авторов многочисленных трудов гласили — памятниками следует считать только те церкви, которые построены в XVI в. или раньше. То, что позже, исторической ценности не представляет. В течение ряда лет я входила в состав комиссии по сохранению исторических памятников столицы. У меня сохранились протоколы заседаний. Почти каждую неделю принималось решение о сносе до сорока зданий старой Москвы». Но если коммунисты разрушали памятники по идеологическим соображениям, то демократическая власть ополчилась на старину, почуяв запах денег. Участки в центре города стоят дорого. Зарубежные инвесторы привозят не только валюту, но и готовые архитектурные проекты. Конечно, при деятельном участии столичной мэрии в Москве восстановлены Казанский собор, Воскресенские ворота и храм Христа Спасителя. Однако многие старинные здания, тем не менее, сносятся. Вместо реставрации проводится реконструкция. Памятник архитектуры сносится полностью или частично, как это случилось с домом Герцена на Сивцевом Вражке. На месте старинного московского здания возводится муляж, отдаленно напоминающий оригинал. Так исчезли пережившие 1930-е годы особняки и палаты на Кадашевской набережной, в Замоскворечье, на Страстном и Никитском бульварах. Погибает доведенная до аварийного состояния деревянная дача московских митрополитов в Черкизове. Совсем недавно общественность еле-еле отстояла знаменитый дом поэта XIX века А. Веневитинова, где А. С. Пушкин впервые прочел драму «Борис Годунов». К юбилею Александра Сергеевича фасад дома был приведен в порядок. Но одновременно префектура Центрального административного округа Москвы направила письмо в адрес столичного Главного управления по охране памятников с просьбой рассмотреть вопрос о сносе дома Веневитинова, признанного аварийным.
     
    «И все-таки против лома есть приемы, — считает Константин Михайлов. — Во-первых, надо соблюдать федеральный закон «Об охране памятников», который не позволяет ломать исторические здания без санкции правительства РФ. Во-вторых, нужно вдохнуть жизнь в умирающее общественное движение в защиту культурного наследия нашего города. Для этого мы устроили эту выставку. Но хотя с экспозицией и ознакомились несколько тысяч посетителей, никакой официальной реакции со стороны московской мэрии и лично Ю. М. Лужкова пока не было».

    Вставить в блог

    «Против лома есть приемы»... Архитектурная выставка в защиту культурного наследия столицы

    1 января 2000
    В уходящем XX веке архитектурный ансамбль первопрестольной разрушался несколько раз. То, что уцелело в 1920-х годах, уничтожили в тридцатых-сороковых, потом наступили хрущевские преобразования, затем, в семидесятых-восьмидесятых, под эгидой Закона СССР об охране памятников истории и культуры стали сносить старинные особняки в центре города, потом пришли девяностые... К нам вернулись ласкающие слух названия большинства московских улиц, переименованных в годы лихолетья. Но почему-то все меньше и меньше становится исконно московских уголков, укутанных тополями замкнутых столичных двориков, уютных двух-трех этажных особняков. Там, где они были еще вчера, с поразительной быстротой возникают банки, бизнес-центры, представительства иностранных фирм, элитные жилые дома с кричаще-роскошными фасадами. В ноябре-декабре прошлого года в Москве прошла документальная выставка в защиту культурного наследия столицы. На ней побывала и наш постоянный автор Оля Степанова.
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru