rss
    Версия для печати

    Русское Закарпатье. Замолчанная страница истории

    Что значит — быть русским? Об этом сейчас можно услышать весьма противоречивые мнения, а в первую очередь для того, чтоб быть русским, надо быть православным христианином. Русская жизнь, лишенная своей церковной основы, немедленно превращается в пародию на саму себя. С другой стороны, как учит нас история, единодушно сплотившись вокруг православной веры, русские становились непобедимы. Один из таких примеров являет нам закарпатская часть русского народа, большую часть своей истории успешно противостоявшего жестокой австро-венгерской ассимиляторской политике.
    История Подкарпатской Руси является частью национальной истории русского народа, а современное отчаянное положение закарпатских русинов является частью трагедии разделенной русской нации.
     
    Историческое имя карпатской ветви русского народа — угро-руссы. Угры (мадьяры), будучи еще язычниками, пришли на Тиссо-Дунайскую равнину в 896 г., где и попали под культурное влияние православного славянского народа, поселившегося на южных склонах Карпат по меньшей мере с VI века. Первые угорские правители полностью признавали за угро-руссами их религиозные, национальные и политические права до тех пор, пока в Венгрии преобладало православное (византийское и русское) влияние над латино-немецким. Угро-руссы занимали ключевые должности в венгерском королевстве. Исследователь Карпатской Руси проф. Ф. Аристов отмечает, что самые должности при угорском дворе носили славяно-русские названия, например: воевода, стольник и проч. Принципиально важным является тот факт, что соединенный в одну область угро-русский народ имел также национальное самоуправление,избирая ежегодно своих старшин под названием князей и крайников.
     
    Угро-руссы были крещены в течение IX века, раньше, чем остальная Русь, и после отпадения от Православия Римского Патриархата в 1054 г. оставались верны Православной Церкви. Первое давление на православных угро-руссов было осуществлено мадьярским королем Стефаном. В ответ на притязания католиков, отнимавших у православных храмы и насильно перекрещивающих угро-руссов в латинство, разгорелось первое угро-русское восстание под предводительством Купы Стренчаника, Уйки и Киамы, которое было жестоко подавлено. После татарского нашествия в 1241 году Угорская Русь долго находилась в запустении.
     
    Лидером национального возрождения Руси Подкарпатской стал в XIV веке князь Федор Кориатович, обрусевший литовец (из династии Гедеминовичей) на службе угорского короля Карла-Роберта I. Князь Федор получил Мукачевское и Маковицкое владения, где создал русское княжество. Окружив себя подвластными русскими вассалами, князь возглавил антикатолическое восстание угре-русского народа, благодаря чему у него и доныне сохранилось православно-русское самосознание. При князе Федоре угро-русский народ восстановил свои политические и экономические права.
     
    В 1526 г. (после битвы при Могаче) Западная Угрия вместе с Угорской Русью отошла под власть Австрии. С 1614 года начинается и по 1649 год продолжается отчаянная борьба угро-руссов против унии. Первое время униаты просто изгонялись ими, однако в 1649 году 63 русских священника подписали документ об унии с Римом, после чего подверглись обструкции со стороны народа. На какое-то время православный народ остался без епископов и внешне подчинился униатам, но при первом же всплеске карпаторусского национального движения вновь стал возвращаться к отеческой вере.
     
    Карпаторусское национальное движение сразу же активизировалось при малейших послаблениях австрийской ассимиляторской политики. Так, как только императрица Мария-Терезия разрешила преподавать в униатских семинариях на русском языке и произносить проповеди по-русски, сразу же начали свою просветительскую деятельность знаменитые угро-русские «будители» — Иван Орлай (1770-1829), Михаил Балудянский (1764-1847), Петр Лодий (1764-1829), Юрий Венелин (1802-1839). Эти карпаторусские интеллигенты вследствие австрийских репрессий при императоре Леопольде II переселяются в Россию. Лодий стал ректором С-Петербургского университета, Балудянский — воспитателем Великого Князя (будущего императора Александра I). Орлай — доктор философии Кенигсбергского университета, почетный член Российской Академии наук, действительный член общества Истории и Древностей Российских — важен для нас как первый карпаторусский историк. Угро-русским национальным катехизисом стала его статья «История о карпато-россах или о переселении россиян в Карпатские горы и о приключениях с ними случившихся» («Северный вестник», 1804 г.). А Венелин сделался одним из основоположников русского славянофильства, воспитав притом виднейших русских общественных деятелей — Ивана и Константина Сергеевичей Аксаковых.
     
    Здесь следует особо подчеркнуть, что русское славянофильство формировалось двумя потоками: великорусско-москвофильским, духовно оформляемым оптинскими монахами, и западнорусско-москвофильским, сложившимся на Карпатской Руси. Крупнейшими русскими национальными идеологами являются, кроме вышеупомянутых, галицко- и угро-русские просветители — Адольф Добрянский, Иоанн Наумович, Александр Духнович и многие другие.
    Важнейшей фигурой карпаторусского возрождения является Александр Духнович (1803-1865) -литератор, просветитель и историк. Наиболее известное его произведение — «Истинная история карпато-россов» (рукопись помечена 1853 г., напечатана в Москве в 1914 г.). Национально-политическим credo всех карпаторусских интеллигентов была идея национально-культурного единства с остальными русскими.
     
    В целях просвещения карпатороссов Духнович пишет «Сокращенную грамматику русского языка».
     
    К разработкам «украинского» литературного языка Духнович относился жестко и издевательски, называя его «бесправною, простою служанкою безазбучного, валяющегося по корчмам и по вольным домам». Вообще, по поводу украинофильского литературного и политического сепаратизма, культивируемого тогда австрийскими властями, Духнович писал: «Простите братья, не оскорбляю никого, но сказати должен я правду, что в тех ваших украинских повестях нет доброго вкуса». Относительно «украинской» орфографии, насильственно введенной в Австрийской Галичине, Духнович указывал, чтобы книги не были писаны «по новой немецко-галицко-русской ортографии, бо у нас тую ортографию и мужик не терпит». Духнович является автором народного гимна Угорской Руси. За свои русские убеждения он преследовался мадьярами, до конца своих дней находясь под постоянным полицейским надзором. Следует отметить двух других карпаторусских «патриархов» — Адольфа Добрянского-Сачурова (1817-1901) и Ивана Раковского (1815-1885).
     
    Добрянский был крупнейшим историком, богословом и политическим лидером угро-руссов. Им созданы знаменитые манифесты: «Проект политической программы для Руси Австрийской» (1871 г), «О современном религиозно-политическом положении австро-угорской Руси» (1885 г.), «Наименование австро-угорских русских», (1885 г) «Материалы для памятной записки галицких русских» (1885 г.), «Программа для проведения национальной автономии в Австрии» (1885 г.). Как богослов, Добрянский, формально оставаясь греко-католиком, был апологетом православия и единомышленником А. Хомякова, вместе с ним полемизировал с российскими либералами.
     
    Проф. А. Будилович (друг и зять Добрянского) написал работу «Об основных воззрениях А. И. Добрянского». Представляется уместным привести небольшой отрывок из нее: «Добрянский был непримиримым врагом язычного раскола в среде ветвей русского народа. Возникновение и распространение у малорусов и червонорусов особого образованного языка, как бы плеонастического дублета для языка Пушкина и Гоголя, он считал предательской изменой и вековым преданиям русского народа и кровным интересам как этого народа, так и всего греко-славянского мира». Иван Раковский более других угро-русских писателей и народных деятелей потрудился над распространением в Угорской Руси общерусского литературного языка. По этому вопросу он высказался следующим образом: «Наша Угорская Русь никогда ни на минуту не колебалась заявить свое сочувствие к литературному соединению с прочей Русью. У нас никогда и вопроса не было по части образования какого-нибудь отдельного литературного языка» (газета «Светъ». Ужгород, 1868).
     
    Другая великая заслуга Раковского — это возрождение Православия. Сам он, будучи священником-униатом, не решился открыто порвать с Ватиканом, однако воспитал свой приход в преданности восточному христианству и русскому национальному самосознанию. После его смерти жители села Иза, где служил Раковский, открыто перешли в Православие, вслед за чем, собственно, и начался крестный путь Подкарпатской Руси. Против крестьян Изы было возбуждено два политических процесса (так называемые 1-й и 2-й Мармарош-Сигетские процессы').. А впереди подкарпатских патриотов России ждали бессудные убийства, тюрьмы, ссылки и концлагеря — такие как Таллергоф и Терезин.

    Вставить в блог

    Русское Закарпатье. Замолчанная страница истории

    1 сентября 1999
    Что значит — быть русским? Об этом сейчас можно услышать весьма противоречивые мнения, а в первую очередь для того, чтоб быть русским, надо быть православным христианином. Русская жизнь, лишенная своей церковной основы, немедленно превращается в пародию на саму себя. С другой стороны, как учит нас история, единодушно сплотившись вокруг православной веры, русские становились непобедимы. Один из таких примеров являет нам закарпатская часть русского народа, большую часть своей истории успешно противостоявшего жестокой австро-венгерской ассимиляторской политике.
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru