rss
    Версия для печати

    Ни одного случайного фильма? Десять дней киноманы не смыкали глаз

    С 19 по 29 июля на XXI ММКФ было показано несколько десятков фильмов. Кинопоказы посетило более 100 тыс. человек. С этого года Московский кинофестиваль будет ежегодным, как и все кинофестивали класса «А».
    XXI Московский международный кинофестиваль — главное кинематографическое событие 1999 года. К нему, по словам организаторов, весь год серьезно готовились. «Это государственный праздник», — говорил председатель Госкино Александр Голутва. «Одних только бюджетных денег получено 62 млн. руб.», — успокаивал общественность генеральный директор фестиваля Ренат Давлетьяров.
     
    Отборочная комиссия ездила по всему миру и собирала те фильмы, которые еще не участвовали ни в одном фестивале. «Наша задача — открывать новые имена и стремиться к тому, чтобы в программе кинофестиваля было поменьше зрелищности и поверхностной звездности, а больше профессиональной кинематографичности», — пояснил культурную задачу директор программ фестиваля и председатель отборочной комиссии Кирилл Разлогов. В результате конкурсную программу составили 17 фильмов: 2 российских —«Фара» (реж. Абай Карпыков) и «Страстной Бульвар» (реж. Владимир Хотиненко), 8 из Европы —«Все уже решено» (реж. Энцо Монтелеоне), «Грязное белье» (реж. Марио Маричелли), «Дилетантка» (реж. Паскаль Тома), «Засада» (реж. Олли Саарела), «Танец» (реж. Агуст Гудмундссон), «6:3» (реж. Петер Тимар), «Час храбрецов» (реж. Антонио Мерсеро) и «Затмение» (реж. Менелаос Карамагиолис), по одному из США, Австралии и Японии —«Гинерва» (реж. Одри Уэллс), «Страсть» (реж. Петер Данкан), «Жажда жизни» (реж. Кането Синдо), 2 фильма из Юго-Восточной Азии —«Бумажный змей» (реж. Хил Портер), «Здание» (реж. Вьет Линь), и 2 латиноамериканских фильма —«Сладкий запах смерти» (реж. Габриэль Ретес), «Путешественник» (реж. Паулу Сарасени).
     
    Не ясно, сформировалась ли эта пестрая программа по остаточному принципу (взяли то, что «не попало на другие фестивали») или все-таки была реализована осознанная культурная политика отборочной комиссии — «ни одного лишнего фильма». Кроме того, известно, что комиссия испытывала определенное давление: требовали включить в программу ряд отечественных картин. Как бы то ни было, удалось составить конкурс и у фестиваля сложилось свое лицо: мозаика фильмов с окраин Европы или с окраин всего мира. Фильмы далеких невиданных стран. Среди конкурсантов — как начинающие режиссеры (в конкурсе 3 дебютных фильма), так и признанные мастера (например, М. Маричелли и К. Синдо), снявшие не один десяток фильмов.
     
    Приз за лучшую режиссерскую работу получил исландский режиссер Агуст Гудмундссон («Танец»). На отдаленном островке, посреди Атлантического океана, происходит свадьба. Гости погружаются в гипнотический ритм танца, не желая остановить веселья даже тогда, когда начинают происходить несчастья. Невеста в красном подвенечном платье выглядит просто потрясающе.
     
    Как многие и ожидали, приз за лучшую женскую рольполучила Катрин Фро,сыгравшая в фильме «Дилетантка» (реж. Паскаль Тома). История об одинокой и, в общем-то, никому не нужной женщине: Пьюретта Дюморье (так зовут главную героиню) после 15 лет, проведенных в Швейцарии, уезжает в Париж, оставив друзей, работу, дом, и пытается начать новую жизнь.
     
    Приз за лучшую мужскую роль был присужден Фархату Абдраимову («Фара», реж. Абай Карпыков), исполнившему главную роль в фильме о толстом и добром человеке. Признаться, это решение жюри было полной неожиданностью не только для призера. Мы уверены, что в 100 раз лучше играет Карой Эперьешв венгерском фильме «6:3» (реж. Петер Тимар) — в веселой истории о том, какие необычные приключения ожидают футбольного болельщика конца 90-х, попавшего в коммунистическую Венгрию 1953 года. Несмотря на преследования тайной полиции и ажиотаж вокруг футбольного матча между Англией и Венгрией, главный герой пытается разгадать тайну своего рождения.
     
    Спецприз присудили фильму «Час храбрецов» испанского режиссера Антонио Мерсеро.
     
    «Золотой Георгий» — приз за лучший фильм — был присужден режиссеру Кането Синдо за «Жажду жизни».Этому же фильму Гильдия кинокритиков вручила свой приз — керамического «Слона» —«за последовательное воплощение в кинематографе идей гуманизма и национальных традиций». И третий приз — Приз ФИПРЕССИ. Этот фильм — настоящее произведение искусства. Притча мудрого старца Кането Синдо рассказана не без изящества — история об умирающем от старости человеке, обеспокоенном только одним: доказать окружающим, что он еще жив; история прерывается древней японской легендой о горе Обасута, на которую в древности отправляли умирать стариков. Рекомендуется всем, особенно тем, кто чувствует, что страдает маниакально-депрессивным психозом.
     
    Отдельный диплом получил Петр Шепотинник —«за подлинно синефильскую программу из самых ярких фильмов года». В его программе «8 1/2» были представлены «Выброс адреналина» (реж. Ягути Синобу), «Император и убийца» (реж. Чен Кайге), «Дыра» (реж. Цай Минлян), «Пола X» (реж. Леос Каракс), «Плененные» (реж. Бернардо Бертолуччи), «Человечность» (реж. Брюно Дюмон) и «Мариус и Женетта» (реж. Робер Гедигян).
     
    Из безусловных удач фестиваля следует отметить внеконкурсный показ бесчисленного количества фильмов, объединенных несколькими кинопрограммами: «Спецпоказ», «Война и мир на Балканах», «На перекрестках Азии», «Латиноамериканские страсти», «Возрождение итальянского кино», «Новые новые волны», «Музей кино», «Единственный шанс», различные ретроспективы — от «Неизвестного Пьера Ришара» до «Форума молодого кино». Еще одно кинособытие кинофестиваля — московская премьера «Звездных войн» Джорджа Лукаса. Это «фильм для мальчиков», как выразился сам режиссер в одном из своих интервью, на 95% состоящий из компьютерных эффектов сказка о том, как рыцари Джедая и маленький Анакин Скайуокер спасают королеву Амидалу и ее планету Набу.
     
    Главной организационной неудачей фестиваля, по мнению многих журналистов, следует признать те трудности, с которыми столкнулась пресса. На все внеконкурсные показы на XXI ММКФ было практически невозможно получить билет, в то время как на предыдущих фестивалях сама аккредитация давала возможность критикам и журналистам посещать конкурсные и внеконкурсные просмотры в удобное для них время. Столичные кинотеатры, отстаивая свои интересы, ввели лимит на вход по аккредитации, а администрация фестиваля не смогла распорядиться откупленными местами — билеты уходили налево. «Татьяниному Дню» остается только выразить благодарность сотруднику пресс-центра фестиваля Кате Ефремовой — без ее помощи мы бы не увидели многих хороших фильмов, а вы бы ничего не прочитали.
     
    Вызвало недоумение и отсутствие на Московском фестивале международного христианского жюри. Появление христианского жюри на ММКФ в начале девяностых было воспринято как реальное подтверждение свободы совести и слова. Начиная с 1947 года, подобные жюри работают на всех фестивалях класса А. Официальная версия — нет денег, но ходят слухи, что реально это связано просто с нежеланием генерального директора генеральной дирекции международных кинофестивалей «Интерфест» Рената Давлитьярова услышать мнение христиан.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru