rss
    Версия для печати

    Как свежий ветер. Народная музыка из музея в жизнь

    Публикуем продолжение интервью с музыкантом Михаилом Смирновым, лидером проекта «Арт кейли» и автором музыки к фильмам «Змеиный источник», «Поклонник» и «Женская собственность». Первую часть Вы могли прочесть в №31 «ТД».
    — Интересно, как относились к фолку музыканты прошлого века?
     
    — К фолку —никак, такого термина еще не существовало. В России тогда народная традиция была неразрывно связана с бытом и существованием самого народа. Все было едино: Церковь, народ, государство. В обществе не было необходимости в какой-либо «альтернативе», а в академических кругах не было, выражаясь современно, никакой попсы — были композиторы-классики, которые черпали вдохновение в народной культуре — в сказаниях, былинах, песнях, сказках, и придавали им современную для того времени форму.
     
    — Для ясности приведи пример.
     
    — Пожалуйста, Глинка и его «Руслан и Людмила», его же «Жизнь за царя», «Картинки с выставки» Мусоргского с яркими народными образами, «Богатырские ворота», «Старый замок», «Снегурочка» и «Садко» Римского-Корсакова.
     
    Хотя классическая музыка это одно, а ведь была еще и музыка внутри самого народа — в деревнях и селах. Эту среду стали безжалостно уничтожать после революции, убивали и давили все, что можно... Вместе с людьми умирала и основная народная культура — культура Святой Руси. Пришедший ей на смену соцреализм принес с собой чуждое народу искусство.
     
    — Наверное, возникли новые музыкальные традиции?
     
    — Да, на развалинах прежних. Именно тогда появились псевдоклассики, принявшиеся создавать некие пародии и просто издевки над народным творчеством. От них и пошел матрешечный стиль якобы народной музыки. Ансамбль «Березка» и ему подобные — это, вообще, не имело никакого отношения к настоящим русским традициям, к русским корням. Пародировали, кстати, и тех же Мусоргского и Римского-Корсакова.
     
    — Что, шлягеры делали?
     
    — Хуже! Списывали партии и компилировали, добиваясь, за счет общего симфонического звучания, эффекта похожести. А на деле — лишенная своей внутренней глубины музыка превращалась в полную бессмыслицу, которую люди со временем стали воспринимать как нечто настоящее. К чему, собственно, и стремилась советская власть. Конечно, это коснулось не только музыки, но и всех видов творчества.
     
    — Что изменилось? Можем ли мы сейчас говорить о неком возрождении музыкальных традиций в нашей стране?
     
    — Скажем так, интерес есть. Если говорить об увлечении музыкой с фольклорными интонациями и этнической музыкой в целом, она популярна в молодежных кругах. Жителей городов всегда манит природа. Вернутся к ней и обрести нечто родное, но Древнее — сегодня это мечта многих молодых людей. Они приходят к той музыке и тем традициям, о которых мы с тобой говорим. Но возрождение русской традиции, на мой взгляд, это не только романтическое отношение к ней — мол, надели косоворотки, сарафаны и кокошники, взяли в руки гусли и дудочки — и вперед — этакий театр на природе. Этот процесс очень сложный, и относится к нему нужно серьезно. Вообще, всё, что сопричастно возрождению культуры, неразрывно связано с верой. Тем более в нашем государстве. Вся глубина русской культуры именно в православном мироощущении, православном понимании всего того, что происходит в мире. Я глубоко убежден, что через Церковь может прийти и возрождение. Вот смотри — такой образ: мать поет своему ребенку колыбельную, которая передавалась из уст в уста на протяжении нескольких веков. У нас эту колыбельную прервали и уничтожили, а сейчас ее надо создавать заново, но так, чтобы звучало современно... Восстановить утерянное мы можем только через православие. Это единственное, что для нас не было потеряно за годы советской власти. А начинать нужно с нуля. Семья должна рождаться заново, быт — заново, также и музыка должна родиться заново. Я думаю, это перерождение возможно.
     
    — Ведь этот поиск чего-то своего начался не вчера? И должны быть уже какие-то результаты...
     
    — Есть попытки и хочется, чтобы они закончились успешно, чтобы опять можно было исполнять музыку своей страны. Что же касается народной музыки, то зачастую ее исполнение принимается как демонстрация музейной реликвии. Все эти песни можно подавать новыми средствами. Для того чтобы современный человек смог на них откликнуться, а не просто посмотреть и, восхитившись, сказать: «До чего же раньше хорошо пели, сейчас уже так не поют!»

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru