rss
    Версия для печати

    Куча ненужных вещей

    Газета «Татьянин день» предлагает вам, наши читатели, возродить славные традиции «круглых столов». Нам интересно ваше мнение, мы хотим с вами общаться. Как в старые добрые времена, на страницах газеты появятся темы для обсуждения. Мы будем ждать писем и в ближайшем номере опубликуем их.
     
    Сегодня сотрудники редакции обсудили рассказ «Рюкзак» из недавно вышедшей книги И. А. Ильина (Ильин И. А. Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий. — М.: Афон, 2000. — 298 с.). Будем рады услышать и ваше мнение. Пишите.
     
    Михаил Баженов:
     
    — Не сразу, признаюсь, удалось вскинуть на плечи «рюкзак» Ильина. Прочитав текст только четыре раза, я увидел крупицы золота в мелком песке.
     
    Ильин воспользовался удивительно точным образом, чтобы передать две древнейшие причины беспокойства: страх и гордость.
     
    Сразу стало ясно: если хотите шагать по жизни легко, не грузите себя. Всесведующие статисты подсчитали, что только 5 % волнений оказываются полезными. Людей разрушает беспокойство о том, чтобы оказаться не хуже других, быть сытыми, успеть понабрать побольше вещей. Кстати, что касается последних, то взять их с собой после остановки на планете Земля все равно не удастся.
     
    Ильин предложил предельно простой и легкий вывод, продиктованный ему то ли жизнью, то ли религией, то ли философией. Свой рюкзак мы наполняем сами.
     
    Ирина Федичкина:
     
    — Во время чтения этого небольшого произведения возникает множество мыслей, которые можно развивать до бесконечности. Одна из них о том, что «рюкзаки» — это, скорее, возрастное явление.
     
    Конечно, каждый человек нагружает себя в меру своих амбиций, но пока мы молоды и находимся в процессе нахождения своего «я» в пространстве, нет ничего проще, чем скинуть с плеч невеликий еще груз и носиться налегке за журавлями в небе. Впрочем, это не аксиома — юных педантов на свете достаточно.
               
    С другой стороны, в неизбежном процессе взросления растет число необходимых предметов и связей, и слишком навязчивым становится искушение обрести успокоение в обладании. Чем тяжелее багаж, чем больше проблем он доставляет обладателю, тем нежнее и заботливее взрослеющий мазохист его опекает. Давайте же не будем доводить до того, чтобы лицо человека заменил его багаж.
     
    Михаил Архаров:
     
    — В жизни каждого из нас почти стопроцентно есть люди «на всякий случай». Они таскают за собой неимоверно тяжелые пакеты и сумки только из-за того, что какая-нибудь вещь может вдруг понадобиться. К сожалению, эта «какая-нибудь» бывает востребованной очень нечасто, а для того, чтобы ничего не упустить, таких вещей в рюкзаке много.
     
    Если говорить о людях вообще, то каждый из нас обрастает вещами. Это особенно заметно, когда переезжаешь с места на место: заезжал с одним количеством вещей, а переезжаешь с куда уж большим.
     
    Наверное, так уж устроен человек, что не может он без вещей. Одни создают ему комфорт, другие побуждают к воспоминаниям, третьи просто лежат мертвым грузом.
     
    Как бы там ни было, вещи нужны, но только не должны они над нами властвовать. Человек должен знать, когда нужно остановиться, чтобы не произошло роковой ошибки, когда вещи, бездушные и часто абсолютно бесполезные, начинают быть для нас необходимым условием удобства жизни.
     
    Ирина Кадыкова:
     
    — Боязно, конечно, критиковать такого замечательного философа: вот, подумают, со своим корректорским взглядом в калашный ряд лезет.
     
    Ну да уж скажу то, что думаю. По-моему, залежи глубинных пластов философской мысли можно обнаружить практически под любым предметом, будь то звезды, калоши или какой-нибудь сетевой фильтр. И в этом смысле «рюкзак» может стать «шкатулкой с тройным дном» так же, как и любое другое слово нашего удивительно образного языка.
     
    Я не думаю, что автор относился к своей миниатюре так серьезно, как те из нас, кто решил вынести ее на обсуждение. Не такая уж это веха в философской и (особенно) литературной жизни.
     
    Простите, если получилось слишком резко, и не судите осудившую.
     
    Анна Колчеева:
     
    — Читаю и вижу себя. Нет, я вовсе не альпинистка, но это и хуже. Ибо альпинизм служит хотя бы оправданием таскания за собой всяких тяжестей.
     
    Меня так же одолевает страх перед «случайностями и опасностями»: а вдруг… И приходится носить за собой в рюкзаке кучу ненужных вещей. А, может, даже не из страха перед всякими «вдруг», а из врожденной педантичности и пунктуальности. Вынуждена признаться, эти качества мне вроде бы и нравятся. Ну и потом, происходят же однажды эти самые «вдруг» — а у тебя уже все предусмотрено. Приятно!
     
    Другое дело, что людей окружают порой совершенно ненужные предметы, либо связанные с какими-то воспоминаниями, либо просто красивые вещицы. Последние тоже нужны в жизни. Не стоит только особенно к ним привязываться, будь то цветной камешек или усадьба на берегу моря. Легко говорить, когда у тебя этой усадьбы нет!
     
    Но это уже другой разговор.
     
    Ксения Илькина:
     
    — Что такое рюкзак? — Мешок. Толстый, хлюпенький, веселый, хмурый, приятный, ненавистный — зависит от человека, который его набивает. Что мы с этим мешком делаем? Взваливаем на плечи и тащим. Груз давит, человек злится. Но вот ведь парадокс: не сбрасывает. Добровольное самоистязание получается. С жизнью происходит примерно то же самое: одни проходят путь налегке, другие еле тащатся. Быт поедает бытие…
     
    Думаю, что во всем следует придерживаться золотой середины, как советовал в свое время Гораций. И вообще древние люди говорили: «Знай меру». На подобные мысли меня и натолкнул философ Ильин.
     
    Дмитрий Межуев:
     
    — Рассказ мне не понравился. Одна из многочисленных попыток «мастеров слова» писать ни о чем. Напоминает эссе одного французского публициста о рваном башмаке.
     
    Я думаю, каждый, кто хоть раз мерил рюкзак, знает как он выглядит. И тем более — для чего он нужен.
     
    По сути, весь смысл «произведения» заключен в последнем абзаце — смысловом штампе. Мы забываем, что основное назначение творения философа, журналиста или писателя — советовать «как» вести себя, а не «что» делать.
     
    А о том, что каждому необходимо внутреннее «преображение», все и так догадываются…
     

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru