rss
    Версия для печати

    Кто может стать святым?

    Безусловно, главное событие церковной жизни августа — Архиерейский Собор. На нем предполагается канонизация новомучеников, принявших смерть в годы советских гонений на Церковь. Мы попросили протоиерея Владислава Цыпина, доцента Московской Духовной Академии, доктора церковной истории, секретаря Синодальной комиссии по канонизации, рассказать о предстоящем Соборе.
    — Что Вы лично ждете от Собора?
     
    — Самым значительным событием станет канонизация собора новомучеников и исповедников и других святых. Будут заслушаны доклады Святейшего Патриарха, председателей синодальных учреждений. К Собору готовится проект документов, в которых будет выражена позиция Церкви по общественным вопросам: Церковь и государство, Церковь и политика, Церковь и национальности, Церковь и семья, Церковь и армия, Церковь и СМИ. Возможно, Собор внесет некоторые изменения в действующий Устав и управление Русской Православной Церкви.
     
    — Комиссия по канонизации— постоянно действующий орган, или она создана специально к Собору?
     
    — Комиссия действует постоянно. Она работает уже около двадцати лет и заседает по пять — шесть раз в году. Правда, первоначально это была всего лишь каноническая группа в рамках юбилейной комиссии к тысячелетию Крещения Руси, собиравшая материалы по канонизации святых. А после Поместного собора 1988 года была образована отдельная комиссия.

    — Один из главных вопросов, волнующих православного человека, связан с канонизацией Царской Семьи. Аргументы противников канонизации Царской Семьи настолько сильны, что до сих пор эта проблема беспокоит все наше общество?
     
    — Я не стал бы утверждать, что эти аргументы так уж и сильны. Тем более что часто о канонизации судят люди посторонние для Церкви, и понятно, что у них неадекватные аргументы. Впрочем, и в церковной среде есть противники канонизации Царской Семьи. Они опасаются, что этот шаг будет означать большую политизацию церковной позиции, выступление Церкви за монархическое правление. Но во всех официальных заявлениях от лица священноначалия всегда подчеркивалось, что одно никак не влечет за собой другого. Ведь канонизировать можно и нужно людей независимо от их положения в обществе и государстве. К тому же оппоненты делают акцент на всей жизни Императора и его близких, не учитывая, что члены Царской Семьи канонизируются именно как мученики. Конечно, находят проявления человеческой немощи, а еще больше политические ошибки — действительные или мнимые. И в них видят препятствия для канонизации.
     
    — В чем, на ваш взгляд, слабость аргументов противников канонизации?
     
    — Во всеобщем почитании — главная слабость противников канонизации. Верующий русский народ стремится к канонизации Царственных Мучеников, и это ясно говорит о том, что народное религиозное чувство опознает здесь проявление святости. И все аргументы оппонентов легко опровергаются примерами из ранее бывших канонизаций. То, что выдвигается ныне как непреодолимый барьер, ранее не служило преградой для канонизации. Часто противники канонизации выступают пристрастно, припоминая Императору и ходынскую катастрофу, и Девятое января. Хотя для прославления мучеников их прежняя жизнь принципиального значения не имеет. Впрочем, иногда и пылкие сторонники канонизации тоже увлекаются, призывая канонизировать вместе с Царственными Мучениками и Распутина, а это представляется совершенно немыслимым.
     
    — Будут ли канонизированы новомученики Евгений Родионов, иеромонах Григорий, убиенные оптинские иноки?
     
    — Это возможно в будущем, но пока соответствующих документов в комиссию не поступало.
     
    — Сроки, прошедшие со времени гибели мученика, играют какую-то роль при канонизации?
     
    — Исторически — да, но в древности подчас почитание именно мучеников начиналось немедленно после их преставления. Если же прославление святого совершается через несколько десятилетий после его кончины, то это довольно рано.
     
    — Все ли православные, погибшие мученической смертью, могут быть канонизированы?
     
    — Мученическая смерть это всегда основание для прославления, но не всякая смерть христианина — мученическая. Мы не можем согласиться с тем, что каждый добродетельный и благочестивый христианин, который погиб тяжелой смертью, должен быть канонизирован: попавший под колеса автобуса, например. Церковь свидетельствует о святости явно немногих из тех, кто на небесах прославлен Богом, чьи проявления святости совершенно несомненны. Поэтому мученики христианские это те, кто во времена гонений приняли смерть за Христа, предпочтя ее позору маловерия и малодушия. Таков классический образ древних мучеников.
     
    — В чем отличие подвига новомучеников от мучеников первых веков христианства?
     
    — Конечно, мученики XX столетия пострадали в иных обстоятельствах: обычно они не стояли перед проблемой выбора. Во многих случаях, например, в 1937-38 годах, наших архиереев, наверное, не спасло бы от смерти и прямое отречение от Христа. Тем не менее, когда несомненные враги Церкви убивали архипастырей, пастырей, деятельных мирян, быть может, перед ними не ставили такой выбор: или отрекитесь от Бога и идите на все четыре стороны, или мы вас казним. Тем не менее, в церковном сознании их подвиг был поставлен в один ряд с подвигом древних мучеников.
     
    — Влияют ли политические воззрения мученика на его прославление?
     
    — Заметьте, что у нас нет канонизованных жертв политической борьбы. Речь никогда не шла о канонизации кого бы то ни было, скажем, из офицеров и генералов Белой армии, среди которых были и люди христианской нравственности, но это имело совершенно другой характер. И даже те, кого расстреливали, кого брали в плен большевики, об их канонизации никогда речь не шла. Речь идет о канонизации тех, кто пострадал прямо за Церковь.
     
    — Но ведь и Царскую Семью казнили не за исповедание Христа...
     
    — Конечно, этот вопрос стоит особняком, но тем не менее убийцы Царственных Мучеников отдавали себе отчет и в церковном служении императора, а он занимал особое место в Церкви как царь-миропомазаник.
     
    — Возможна ли канонизация инославных подвижников благочестия: доктора Гааза, лакея Труппа и других?
     
    — С канонической точки зрения — невозможна, хотя мы не можем судить о посмертной участи инославных так однозначно, чтобы сказать, что никаким образом они не могли угодить Богу. Но они не принадлежали к Православной Церкви. И какие у нас основания поставить их мученическую смерть в некоторую параллель с присоединением к Православию? Мы вполне можем думать, что лакей императора Трупп именно как католик, по своему вполне католическому сознанию долга пострадал. Откуда у нас предположения, что он пострадал с мыслью принести себя в жертву не просто ради императора, а именно православного царя, потому что он сам в душе православный? Это домыслы.
     
    — Если западный подвижник благочестия умер после разделения Церквей 1054 года, он может быть канонизирован Восточной Церковью? И наоборот: почитаются ли католиками, скажем, святые страстотерпцы Борис и Глеб, преподобный Сергий?
     
    — Равноапостольный князь Владимир, страстотерпцы Борис и Глеб жили и умерли до разделения Церквей, и поэтому почитаются униатами как святые, у них есть место в святцах католической церкви. Но нет таких случаев, чтобы кто-либо из католиков, скончавшийся после праведной жизни или мученически погибший, был причислен к лику православных святых. Это очевидно. То же касается и текущей канонизации.
     
    — Насколько оправдано почитание местночтимых святых в двадцатом веке? Ведь земля наша не разделена как семьсот лет назад. Не предполагается ли их общецерковное прославление?
     
    — Все местночтимые новомученики будут включены в Собор общероссийских святых — так, по крайней мере, предполагается. Но нет оснований ставить вопрос принципиально, что местночтимые святые это некоторое недоразумение и все святые должны быть только общечтимыми. Мы ведь можем сказать и так, что все святые Русской Православной Церкви — тоже некоторым образом местночтимые, поместные. Ведь большинство наших святых не включены в святцы, скажем, греческих церквей, куда очень скупо включают святых негреческого происхождения. И в этом ряду некоторого географического сужения круга почитания вслед за Поместной Церковью идет епархия и далее даже монастыри (есть святые, которые почитаются лишь в одном монастыре, где они подвизались). Речь идет не о том, что эти наши деления прямо соответствуют мере их небесной славы.
     
    — Царственные Мученики уже канонизированы как местночтимые святые некоторыми епархиями, например, в Екатеринбурге, Одессе. Можно ли им заказать молебен в Москве?
     
    — Прямой канонизации в Екатеринбурге не было. Но было дано благословение на совершение молебнов. Мы можем видеть в этом некоторый аналог канонизации. Но было бы правильнее таковых молебнов в храмах не служить, потому что эта канонизация не получила признания высшего священноначалия Русской Православной Церкви. А оно все-таки требуется. Естественно, канонически каждый архиерей может канонизировать святого. Но в порядке существующей церковной дисциплины на канонизацию местного святого архиерей должен иметь благословение от главы церкви — Патриарха. Такового благословения в данном случае не было.
     
    — То же касается и местночтимых святых — блаженной Матроны, святителя Луки (Войно-Ясенецкого)?
     
    — Эти святые канонизированы по благословению Святейшего Патриарха, поэтому, естественно, молебен им заказывать в любой епархии можно. Другое дело — включать память этого святого не в частный молебен, а в прямое богослужение вне епархии — это тоже некоторое отступление от правильного исполнения церковного
    устава.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru