rss
    Версия для печати

    Слуга двух господ

    Перестройка всех выбила из колеи. Даже Московский Международный — некогда столь респектабельный и престижный кинофестиваль. Он был неотъемлемой частью не только Москвы, но и СССР в целом, гигантским политическим и кинематографическим шоу.Возникнув в 1935 году, Московский Международный с 1959 года проводился регулярно по нечетным годам под девизом «За гуманизм киноискусства, за мир и дружбу между народами». Призы, как правило, вручали не фильмам за их художественные достоинства, а странам-участницам, причем тем, с кем хотели дружить.
    Зрители советского периода вряд ли помнят фильмы-призеры, зато никогда не забудут тысячных очередей, которые они выстаивали в кинотеатрах в надежде взглянуть на кусочек заграничной жизни, бывшей «в ту пору» за семью замками. Заморские дивы разных лет — Элизабет Тейлор, Джина Лолабриджида, Софи Лорен, Шон О'Коннори, Жерар Депардье — будоражили воображение поклонников экзотичностью кинообразов и собственных биографий.
     
    Предпоследний, XVIII по счету кинофестиваль, состоявшийся два года назад, был тихим, незаметным, что называется, «для галочки». Ему грозила потеря высшей категории «А», поэтому реанимировать кинофорум, таящий в себе огромный коммерческий потенциал, взялись Союз кинематографистов России во главе с Сергеем Соловьевым, ставшим Президентом фестиваля, и Российский комитет по кинематографии. Оргкомитет возглавили премьер Черномырдин и мэр Москвы Лужков. История организации XIX ММКФ ждет своего летописца. Я убеждена, что сквозь нее, как сквозь призму, можно было бы понять механизм превращения любого государственного дела в общественно-государственное с непременным перерастанием его в частную лавочку, неизвестно кому принадлежащую. Но не об этом сейчас речь.
     
    Фестиваль поменял облик, стал ежегодным. По новой концепции главная его забота — судьба евразийского кино бывших советских республик. (Что это за культурный феномен, мало кто пока понимает.) Девизом стала вырванная из контекста фраза Ф. М. Достоевского «Красота спасет мир». Красоту, по глубокому убеждению организаторов, можно создавать самим. Естественно, на вкус и цвет каждого. Видимо, поэтому в Москве с 17 по 28 июля появились сине-белые и сине-красные плакаты, как визитные карточки, рекламирующие кинособытие. Один из плакатов — красная физиономия зрителя с вытаращенными глазами в лучах проекционной лампы — стал задником сцены во время Торжественной церемонии открытия в киноконцертном зале «Россия», которая (как и закрытие) транслировалась по центральному телевидению. В качестве приза были изготовлены фигурки св. Георгия Победоносца, скопированные с памятника работникам милиции. Чтобы не смущаться при награждении, как объяснил Президент фестиваля, решено было сделать легендарного покровителя столицы без нимба.
     
    Сразу отметим: главный приз фестиваля и денежное вознаграждение в 50 тысяч долларов вручены не были. Не нашлось, по мнению жюри, которое возглавлял американский киноактер Ричард Гир (он же известный правозащитник, председатели Тибетского дома в Нью-Йорке) в конкурсной программе фестиваля, состоящей из 22 фильмов, достойного лидера. Зато среднестатистическая мелодрама «Французская женщина», снятая по всем канонам голливудской продукции, получила три награды: за режиссуру — Режи Варнье; за лучшую женскую роль — Эммануэель Беар; за лучшую мужскую роль — Даниэль Отей. Это история замужней светской дамы, которая не просто мечется между желаниями и приличиями, а утверждает порок как норму жизни. Надо сказать, что тема прелюбодеяния, рокового влечения составила содержание большей половины фестивальных кинолент, что отражено даже в названиях: «Турецкая страсть» (реж. В. Аренда, Испания), «Состояние аффекта» (реж. М. Каурисмяки, Финляндия), «Мраморные задницы» (реж. Ж. Желник, Сербия)... Россию представил фильм Петра Тодоровского «Какая чудная игра» — драматическая зарисовка, окрашенная горьким юмором и ностальгией по дня» молодости, несмотря на страшное сталинское время.
     
    Практически незамеченным остался факт работы на XIX Международном Московском фестивале Христианского жюри. Подобное жюри уже не одно десятилетие принимает участие почти во всех больших кинофестивалях (в Каннах, Венеции, Берлине, Монреале, Локарно, Сан-Себастьяна) обладает весом в кинематографическом мире. На Московском фестивале Христианское жюри заседало в четвертый раз и представляло три киноорганизации — Международный католический киноцентр (ОСИК), «Интерфильм», объединивший протестантов, и Христианскую киноассоциацию при Конфедерации Союзов кинематографистов. В состав жюри вошли православный священник Иоанн (Свиридов), католический теолог и кинокритик из Бельгии Сильвэн Де Блеекере, Генеральный секретарь «Интерфильма» Хейно В. Бринк (Голландия), издатель старейшего журнала по кино «Зум» Доминик Злаппинг (Швейцария), кинокритик Амброс Эйхенбергер, десять лет возглавлявший ОСИК, кинорежиссер Рубен Геворкяне (Армения) и Президент Христианской киноассоциации Латавра Дуларидзе (Россия). Члены Христианского жюри и гости фестиваля приняли участие в Международном симпозиуме, проведенном Христианской киноассоциацией в рамках XIX ММКФ на тему: «2000 лет христианству и 100 лет кино». Одним из главных вопросов симпозиума был вопрос о возможности анализа кинематографа, «падшего», лежащего во зле (как и мир, который он отражает), в свете евангельских ценностей. «Драгоценные крупицы истины и красоты, — подчеркнула ведущая симпозиума Л. Дуларидзе, — должны быть обнаружены в запутанной, часто не понимающей себя духовной жизни, которая проявляется на экране не прямо и не всегда внятно. Потому здесь важен и кинематографический профессионализм, и твердая вера, и широта мышления».
     
    Рассматривая кинематограф как искусство, способное выразить духовные, религиозные, социальные ценности, Христианское жюри присудило приз картине «Англичанин, который поднялся на холм, а спустился с горы» (реж. Кристофер Монтер, Великобритания — США). Оно отметило, что «в рамках классического кинематографического стиля, оригинально и вдохновенно фильм показывает достоинство надежды и юмор малого народа (валлийцев), который черпает силы в солидарности и общности».
     
    Также Жюри отметило Дипломом XIX ММКФ польскую киноленту «Обращенный» (реж. Казимеж Куц), которая «отразила процесс борьбы индивидуального сознания в тоталитарной системе» в форме, доступной для зрительской аудитории разных стран.
     
    На XIX Московском международном кинофестивале фильмов было море: более 20 кинопрограмм, которые шли на экранах шести лучших кинотеатров города, в Доме кино, «Киноцентре», Доме литераторов. Увы, в полупустых залах. Не потому, что билеты были слишком дорогие. Дело в том, что организаторы, собрав программы со всего мира, не обеспечили ни участников, ни гостей фестиваля, ни зрителей-элементарной информацией, что практически свело результаты их труда к нулю. Фильмы оказались на переферии кинофорума. Фестивальная жизнь бурлила в его «подводной» части, вокруг «большой жратвы» — приемов, банкетов и кулуарных встреч, где шли переговоры об инвестициях в российский кинопрокат на 500 миллионов долларов, заключались сделки, обсуждались будущие постановочные проекты. На фестивале был запущен гигантский финансовый маховик, который должен формировать Московский кинорынок, отлаживать механизм кино как явления масскультуры. В этом смысле «подводный» девиз фестиваля можно сформулировать так: «Хлеба и зрелищ!».
     
    Перестав быть одним из рычагов политической системы прошлого, ММКФ на глазах превращается в колоссальную мясорубку, поглощающую любую продукцию. Удастся ли ему служить двум господам — Искусству и Мамоне?

    Вставить в блог

    Слуга двух господ

    1 ноября 1995
    Перестройка всех выбила из колеи. Даже Московский Международный — некогда столь респектабельный и престижный кинофестиваль. Он был неотъемлемой частью не только Москвы, но и СССР в целом, гигантским политическим и кинематографическим шоу.Возникнув в 1935 году, Московский Международный с 1959 года проводился регулярно по нечетным годам под девизом «За гуманизм киноискусства, за мир и дружбу между народами». Призы, как правило, вручали не фильмам за их художественные достоинства, а странам-участницам, причем тем, с кем хотели дружить.
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru