rss
    Версия для печати

    Духовная биография Гоголя. О книге В. А. Воропаева «Духом схимник сокрушенный...». Жизнь и творчество Н. В. Гоголя в свете Православия

    Трудно бережно и вдумчиво проникнуть в жизнь другого человека, а если речь идет о личности гениальной, то всякое сотворчество с таким именем требует если не равного, то значительного дарования. И перед нами пример такого сотворчества.
    Книга позволяет проследить основные этапы духовного пути Николая Гоголя, ступени той лестницы, по которой шел Гоголь в последние годы своей жизни. Работа над книгой велась Владимиром Воропаевым одновременно с подготовкой к изданию собрания сочинений Гоголя в 9 томах (Москва, «Русская книга», 1994. Составление и комментарий В. А. Воропаева, И. А. Виноградова).

    «В сознании большинства современников Гоголь представлял собой классический тип писателя-сатирика, обличителя пороков, общественных и человеческих, блестящего юмориста. Другого Гоголя, продолжателя святоотеческой традиции в русской литературе, религиозного мыслителя и публициста, автора молитв, современники так и не узнали.

    За исключением «Выбранных мест из переписки с друзьями», изданных к тому же со значительными цензурными изъятиями и большинством читателей неверно воспринятых, духовная проза Гоголя при жизни его оставалась неопубликованной. Правда, последующие поколения уже смогли познакомиться с ней, и к началу XX столетия целостный облик Гоголя был в какой-то степени восстановлен. Но здесь возникла другая крайность: религиозно-мистическая «неохристианская» критика рубежа веков (и более всего известная книга Д. С. Мережковского «Гоголь. Творчество, жизнь и религия») выстраивала духовный путь Гоголя по своей мерке, изображая его едва ли не болезненным фанатиком, мистиком со средневековым сознанием, одиноким борцом с нечистой силой, а главное — полностью оторванным от Православной Церкви и даже противопоставленным ей, отчего образ писателя представал в ярком, но совершенно искаженном виде» (цитата из книги).

    Гоголь умер 21 февраля 1852 года около восьми утра. Перед кончиной он дважды соборовался и причащался Святых Тайн. Накануне, часу в одиннадцатом, громко произнес: «Лестницу, поскорее давай лестницу!» Подобные же слова о лестнице сказал перед смертью св. Тихон Задонский, сочинения которого Гоголь перечитывал неоднократно. Примечательно, что за несколько дней до этого Гоголь, по воспоминаниям доктора А. Т. Тарасенкова, указывал ему «на сочинение Иоанна Лествичника, в котором изображены ступени христианского совершенства, и советовал прочесть его». — В 1842 году Гоголь писал В. А. Жуковскому: «Живет в душе моей глубокая, неотразимая вера, что небесная сила поможет взойти мне на ту лестницу, которая предстоит мне, хотя стою еще на нижайших и первых ее ступенях»; в 1843 году Н. Н. Шереметевой: «Долгое воспитание предстоит мне, великая трудная лестница».

    О духовном творчестве и христианской жизни как неотъемлемой его части Владимир Воропаев пишет с удивительным тактом и осторожностью.

    Другая сильная сторона книги — глубокое знание материала и культурно-исторического контекста времени. Ее отличает сдержанная и лаконичная манера повествования. В известной степени книга является обобщением того немалого труда, который автор проделал, работая над комментированием собрания сочинений Гоголя.

    Осмысление духовного творчества Гоголя продолжается. На филологическом факультете Московского университета в семинаре Владимира Воропаева ведется работа по изучению наследия писателя. Будем надеяться, что впереди нас ждут новые открытия.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru