rss
    Версия для печати

    Петропавловская крепость университета. Нужна ли она Санкт-Петербургу, спорят ученые

    В службе Всем святым Российским, некогда составленной академиком, известным египтологом, прихожанином домовой церкви Петербургского университета Борисом Тураевым, есть такие слова: "Расточенныя собери, отлученныя возврати, отпадшия от веры православной паки обрати..." Они приобретают весьма конкретный смысл в молитвах нынешних членов православной общины СПбГУ.

    СЛАВНОЕ НАЧАЛО

    Домовая церковь святых апостолов Петра и Павла, находящаяся в Главном здании Санкт-Петербургского университета, была построена в 1836-1837 годах по проекту архитектора Синода Аполлона Щедрина. Значительную часть денежных средств на строительство и содержание храма пожертвовал петербургский купец Василий Пивоваров, определенный в год окончания строительства и первым старостой-ктитором этой церкви. В 1856 году его сменил на этом посту Сергей Сергеевич Козлов, также принадлежавший к купеческому сословию и оказывавший существенную финансовую поддержку в деле благоустройства Университетской церкви. Первоначально строительный комитет, возглавляемый ректором, профессором истории Иваном Петровичем Шульгиным, предлагал освятить храм в честь апостола Петра  — небесного покровителя Петра I, но Государь Николай Павлович приказал именовать ее в честь апостолов Петра и Павла  — покровителей города на Неве. И в день их памяти, 29 июня 1837 года, храм был освящен преосвященным Нафанаилом, епископом Псковским. Первым священником Петропавловской церкви стал протоиерей Павел Солярский  — профессор богословия, логики и опытной психологии Педагогического института. А прихожанами Университетской церкви были многие известные ученые: Д. И. Менделеев, А. Н. Бекетов, А. А. Шахматов, В. И. Билибин, И. И. Срезневский, П. П. Семенов-Тян-Шанский. Бывал здесь и академик-физиолог И. П. Павлов, открыто исповедовавший Православие даже в период жестоких гонений...

    НЕРАВНАЯ БОРЬБА

    После издания в 1918 году большевистского Декрета "Об отделении церкви от государства и школы от церкви", университетское начальство во главе с ректором Э. Д. Гриммом не спешило с закрытием домового храма. Более того, при поддержке Академии наук, оно предприняло отчаянную, но, увы, безуспешную попытку присоединить закрывающуюся Духовную академию к университету на правах богословского факультета. Центральный Государственный Архив хранит полную драматизма казенную переписку тех лет, когда решалась судьба Университетской церкви. Так, в августе 1919 года инспектор Драницын, бывший статский советник, приложивший руку к закрытию многих церквей и запятнавший себя еще и участием в качестве свидетеля обвинения на суде по "делу митрополита Вениамина", с негодованием пишет: "Из нескольких доказательств, показанных мне диаконом этой церкви, обнаруживается необычайное стремление сохранить этот храм, как со стороны ректора, так и со стороны Отдела по охране памятников искусства и старины... Либеральная буржуазия, атеистическая по существу, не желает следовать примеру своих, хотя бы французских собратий, в роте Клемансо или Брана..."

    Бог весть, были ли по-настоящему верующими людьми профессор истории Эрвин (в крещении Александр) Давидович Гримм и сменивший его на ректорском посту профессор-зоолог Владимир Николаевич Шимкевич. Их стремление сохранить Университетскую церковь определяло, по меньшей мере, уважение к своим верующим коллегам, число которых в лихую годину даже возросло. Им, образованным и порядочным людям, было очевидно: несмотря на "нехватку помещений", закрыть и использовать храм для каких-то посторонних "нужд"  — есть надругательство. Трудно, наверное, было бы им смотреть в глаза церковному старосте тех лет академику Борису Александровичу Тураеву, который был известен в Университете не только как египтолог с мировым именем, но и как христианин, ревностно и благоговейно принимавший участие во всех богослужениях. Именно Тураев незадолго до своей кончины (по некоторым сведениям, от голода) в 1920 году добился от Комиссариата просвещения Охранного свидетельства, в котором значится: "Передана в ведение прихожан на Васильевском острове Петропавловская церковь (бывшая университетская). Она же взята под охрану Отделом памятников искусства".

    Первым настоятелем уже приходской церкви апостолов Петра и Павла был избран отец Николай Чуков. Но к осени того же года богослужения в храме были запрещены, и приходу пришлось переехать в бывшую квартиру Срезневских по адресу Биржевая линия, 8 (ныне  — Государственный Оптический институт), создав там храм в память Всех святых в Российской Церкви просиявших. В протоколе первого приходского собрания новой церкви, однако, подтверждается, что за общиной сохраняется право "охраны" бывшей Университетской Петропавловской церкви. Этот документ хранит имена тех, кто имел мужество в разгар начавшихся гонений назвать себя "коллективом верующих". Вот они, эти имена: сотрудник Библиотеки Академии наук Василий Иванович Бойко (церковный староста), университетский профессор богословия Владимир Николаевич Бенешевич (позже проходивший по "делу митрополита Вениамина"), университетский библиотекарь Илья Петрович Мурзин, служитель кабинета древностей Михаил Николаевич Никитин, профессор химии Вячеслав Евгеньевич Тищенко, будущий академик А. Е. Фаворский. Теперь уже новую церковь на Биржевой верующие называли "Университетской". Постоянным прихожанином этой церкви был будущий профессор филологического факультета ЛГУ Никита Александрович Мещерский, оставивший письменные воспоминания о тех временах. В них, в частности, говорится, что в церкви служил епископ Мануил (Лемешевский), направленный в Петроград патриархом Тихоном для борьбы с обновленческим расколом. Владыка Мануил, исповедник и видный иерарх Русской Православной церкви XX   века, был лично знаком со многими университетскими верующими. Университетская церковь, по свидетельству Мещерского,  — одна из немногих в Петрограде, никогда не была обновленческой. Точная дата закрытия храма Всех святых в Российской церкви просиявших весьма символична  — Страстная среда 1923 года. С тех пор и до сего времени неведомо, куда девались иконы, церковная утварь и богослужебные книги...

    В самой же Университетской церкви после ее закрытия находился студенческий клуб, а затем  — аэродинамическая труба одной из лабораторий. "Памятник архитектуры" пришел в весьма плачевное состояние. В конце семидесятых  — начале восьмидесятых годов Государственная инспекция охраны памятников сподвигла университет на реставрацию церковной залы (кроме иконостаса и алтаря). Расписывая купольные углубления, допустили несколько ошибок в церковнославянских надписях. После реставрации церковь была отдана под Музей истории университета, который, помимо этого, занимает еще несколько обширных помещений. Весьма небогатая экспозиция музея практически не обновлялась за последнее десятилетие. Целый зал посвящен университетским большевикам-ленинцам, где на одном из стендов красуется фотография некоего Драницына, чьими стараниями церковь была закрыта. Другой зал занят экспозицией вымпелов и дипломов, подаренных в свое время Ленинградскому университету университетами соцстран. В перестроечное время в алтарь, на место престола, был запрятан и огромный мраморный бюст Ленина, впоследствии куда-то бесследно пропавший.

    ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ

    Желание и, как казалось, возможность возродить церковь в университете возникли в начале 1990 года, после посещения ее когда-то митрополитом, а ныне  — Патриархом Московским и всея Руси Алексием по случаю возобновления деятельности Библейской комиссии в стенах университета. Заявление с соответствующей просьбой, врученное ректору 31 мая 1990 года, подписали более тысячи сотрудников и студентов университета. В церковную "двадцатку", зарегистрированную в январе следующего года, вошли известные ученые  — академик О. А. Ладыженская, профессора Л. Н. Гумилев и И. М. Стеблин-Каменский. Однако, Ученый совет, трижды ставивший на своих заседаниях вопрос об Университетской церкви, устами своих ученейших представителей продемонстрировал воинствующее невежество в религиозных и юридических вопросах, так и не придя к определенному решению. Только спустя несколько лет, в 96 году при поддержке ректора СПбГУ Людмилы Алексеевны Вербицкой община получила возможность служить в церкви по вечерам еженедельные молебны.

    Сейчас православную общину возглавляет священник Кирилл Копейкин, выпускник СПбГУ, кандидат богословия, кандидат физико-математических наук. По инициативе отца Кирилла уже второй год действует междисциплинарный методологический семинар, где обсуждаются вопросы взаимоотношения естественнонаучной и духовной традиций. В день святых апостолов Петра и Павла, 12 июля прошлого года, в храме была отслужена Литургия  — первая после 73-летнего перерыва. Церковная жизнь православной университетской общины еще только начинается, но несмотря на внутренние сложности и внешние препятствия, есть надежда, что храм когда-нибудь приобретет былое величие и вновь займет достойное место в жизни Санкт-Петербургского университета.

    Вставить в блог

    Петропавловская крепость университета. Нужна ли она Санкт-Петербургу, спорят ученые

    1 июня 1998
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru