rss
    Версия для печати

    Японская Татьяна. «После "Аум Синрике" в японском обществе неприлично говорить о религии»

    Акира Куросава в своем знаменитом фильме «Тень воина» показал, что появление христианства ассоциируется у японцев с разрушением традиционной культуры. «ТД» уже обращался к теме религии в Стране восходящего солнца (см. № 3, 6). Предлагаем вам еще одно «свидетельство изнутри» — спорное, но весьма красноречивое.

    Эта русская деревня окружена горами. Весной зацветает горная сакура, летом поют цикады, осенью пламенеют клены, зимой ее заваливает снегом. Вы уже догадались, что дело происходит в Японии. «Ниигата Россия мура» — тематический парк, знакомящий японцев с русской культурой. И настоящее имя Татьяны — Сибуя Такако, но все русские зовут ее Таней. На фоне многих сотрудников «русской деревни», путающих тройку и Троицу и глубоко равнодушных к России, она выделяется как луч света в темном царстве. Таня училась в Иркутске, прекрасно говорит по-русски, причем — и это удивительно для японской русистки — владеет не только литературной, но и разговорной речью и настолько впитала русский образ мыслей, что иногда приходится напоминать о себе: все-таки она японка. Узнав, что Сибуя-сан считает себя христианкой, я не могла не задать ей несколько вопросов:

    — Расскажи, как и когда в твоей семье приняли христианство.

    — Мой дедушка, а потом и бабушка с материнской стороны в послевоенные годы. Дедушка служил в полиции города Ниигата, занимал довольно высокий пост. После войны все жили очень бедно, не было еды, и была очень активная деятельность американских миссионеров-протестантов. Они убеждали принимать христианство, распространяя Библии. Дедушка прочитал Библию, и она произвела на него глубокое впечатление, и он решил принять католическую веру.

    — Но почему католичество, а не протестантизм?

    — Католиками стали многие из его окружения. В целом для японцев католичество привлекательнее: это традиционная религия, а протестантизм слишком современен.

    — Я знаю, что твой отец буддист, а мама христианка. Не было ли у тебя в детстве каких-либо затруднений?

    — Нет, затруднений не было, скорее было очень интересно. Когда я приходила к бабушке, глубоко верующей, я видела Распятие, Библию, а у отца дома — буддийский алтарь, статую боддхисатвы Дзидо. Было очень странно, откуда два разных Бога.

    — Как тебя воспитывали, мама учила христианским молитвам, а отец — буддийским?

    — Мама читала мне «Библию для детей», водила в церковь, рассказывала о Христе, отец мне ничего не объяснял. Да в буддизме и нет книг, которые постоянно надо читать, необязательно глубоко верить.

    — Ты в детстве не спрашивала родителей,почему в нашей семье два разных Бога?

    — У моих родителей такая точка зрения: Бог в христианстве, буддизме, исламе, синто и т.д. — один и тот же, только Он проявляется по-разному, и Ему поклоняются по-разному.

    — Это очень по-буддийски.

    — Может быть. Япония — буддийская страна, и буддийские понятия сами собой впитываются. И поэтому дома у меня не было никаких конфликтов, никто меня не убеждал: христианство хорошее, буддизм плохой (или наоборот).

    — Как часто ты ходишь в церковь?

    — Последние два года я работаю в «русской деревне», в воскресенье получить выходной, как ты сама знаешь, невозможно. Так что в церкви почти не бываю, читаю христианскую литературу. До «русской деревни» ходила каждую неделю. Хотя нет, так было не всегда. В детстве я верила, что Бог есть, но не была глубоко верующей. Когда умер дедушка, меня очень поразили его похороны по христианскому обряду. После этого я стала ходить в церковь каждую неделю.

    — Расскажи о прихожанах твоей церкви.

    — Все они намного старше меня, средний возраст 50-60 лет. Из 20-30-летних я одна. Некоторые приходят с внуками. Прихожан очень мало. Боюсь, что со временем христианство в Японии исчезнет.

    — Ты некрещеная. Кем ты себя считаешь: христианкой,буддисткой, сочувствующейхристианству? И кстати, почему ты не крещена?

    — И это очень сложный вопрос. В Бога я верю. Буддисткой точно не буду. А о христианстве читала очень много разных книг. Если читать только Библию, тогда все нормально, но когда я читаю философские книги, критикующие христианство, я начинаю сомневаться. Например, книги, где утверждается, что христианство было создано только для того, чтобы заставить людей подчиняться жестким правилам. Я много читала и постепенно запуталась. Раньше я часто ходила в церковь, а последние два года почти не бываю, так что не знаю, как себя определить в духовном плане. Но если я вступлю в какую-то церковь, то только в христианскую.

    — Что же тебе дает христианство?

    — Мне очень близка основная идея христианства — о любви к людям. Конечно, в буддизме она тоже есть, но не так ярко выражена.

    — При слове «христиане» какой образ возникает в сознании среднего японца?

    — Люди со странностями. Верующие не так, как все, живущие неправильно. Не хорошие и не плохие.

    — Образ скорее отрицательный.

    — Да, нельзя сказать, чтобы очень положительный, особенно ухудшилось отношение к христианам после инцидента с «Аум Синрике».

    — Почему? Ведь «Аум Синрике» не имеет никакого отношения к христианству, наоборот, в их учении много буддийских элементов?

    — После этого инцидента в сознании японцев все религии разделились на две группы: первая — традиционный буддизм, вторая — все остальные, от которых лучше держаться подальше.

    — Как ведут себя знакомые, когда узнают, что ты христианка?

    — После «Аум Синрике» в японском обществе стало неприличным говорить о религии. В основном, меня ни о чем не спрашивают. А если кто-то и критикует — что же, это его свобода. Но в целом, я думаю, в Японии больше веротерпимости, способности к компромиссам, чем в России: есть буддизм, есть синто, свадьбы справляются в христианских церквях, празднуется Рождество.

    — Когда ты училась в Иркутске, ты встречалась с православными христианами?

    — Я ходила в Крестовоздвиженскую церковь, разговаривала с о. Владимиром, но с чисто познавательными целями, серьезных бесед о вере у нас не было. Кстати, у него младшая сестра вышла замуж за бурята и перешла в буддизм, и он очень переживал по этому поводу.

    — Ты много общаешься с русскими, и думаю, любишь русских и Россию.

    — Да, может, я иногда и говорю лишнее, но в душе люблю русских. Среди моих знакомых русских есть разные люди, но как бы они плохо со мной ни поступали, я не стану к ним плохо относиться.

    — Может, это влияние христианского учения?

    — Да, возможно.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru