rss
    Версия для печати

    Священник Дионисий Харин: Христианство должно не замыкать человека, но раскрывать его, делать жизнерадостным

    21 октября 2012 года при Санкт-Петербургской духовной академии открылся цикл огласительных встреч. Священник Дионисий Харин, студент СПбДА, рассказал «Татьянину дню», кто, как и для чего проводит встречи, в чем «плюс» катехизации при Академии и какая мотивация желающего принять Крещение была бы «идеальной».

    - Как возникла идея сделать цикл огласительных бесед при Санкт-Петербургской духовной академии?

    - Идея о создании цикла огласительных бесед возникла после знакомства с опытом катехизации храма Феодоровской иконы Божьей Матери в Санкт-Петербурге. Здесь существует уже отработанная годами система катехизации, которая включает в себя  как подготовку к Таинству Крещения, так и процесс обучения основам веры крещенных раннее.

    Интересно, что людям, которые были когда-то крещены, но в силу различных причин не жили церковной жизнью, предлагается пройти путь катехизации некрещеного: они участвуют только в литургии оглашенных, затем покидают храм. Только по окончанию курса приступают не к таинству Крещения, а впервые в своей жизни -- к Таинству Евхаристии. Трудами настоятеля, протоиерея Александра Сорокина, в храме сформировалась достаточно дружная община.

    Я был приятно удивлен, когда впервые в своей жизни увидел на этом приходе живую литургическую жизнь, которая не оканчивалась «заамвонной молитвой», но имела свое продолжение и вне стен храма.

    Так и возникла идея о создании катехизаторских бесед при  духовной академии. К тому же, на эту идею живо откликнулся владыка Амвросий. В частности он отметил, что духовные школы – самое подходящее место для данного проекта, так как именно здесь сконцентрированы творческие  и интеллектуальные силы нашей Церкви, способные в доступной форме донести до сердец людей Богооткровенные истины.

    - По вашему мнению, беседы при Академии чем-то отличаются от такого рода бесед при обычном приходском храме?

    - Обычно на приходах катехизация ограничивается 2-3 встречами с одним катехизатором. В нашем случае катехизация проходит от 2 до 3 месяцев и в процесс оглашения слушателей вовлекаются студенты магистратуры, профилирующиеся в разных областях богословской науки. Студентам академии, как будущим пастырям, важно не только научить наших слушателей основам веры, но и самим научиться тонкостям катехизаторской работы, чтобы впоследствии нести эту добрую традицию воцерковления в свои приходы.

    Например, студенты библейской кафедры Андрей Волков, Алексеев Сергей  и Дионисий Вихров занимались библейскими вопросами, студент богословской кафедры иеромонах Иларион Резниченко раскрывал содержание основных христианских вероучительных истин на примере наиболее ярких и актуальных тем, студенты церковно-практического отделения Александр Хорошилов, Роман Березкин (ныне иеродиакон Симеон)   разъясняли  символы богослужений суточного круга, отдельных богослужений Великого Поста (канон прп. Андрея Критского).

    Встречи со слушателями не были похожи на лекционные занятия, они представляли собой беседы, в которых поддерживалась дискуссия, и приветствовались интересные вопросы. В своих беседах ребята использовали наглядные пособия и материалы, показывали документальные и художественные  фильмы.

    - По Вашему мнению, студенты, несмотря на то, что очень молоды, действительно смогут рассказать Христе, передать реальный живой церковный опыт?

    - Мне кажется в молодости, исполненной искренней горячей верой, как раз и царит самый реальный и живой опыт  жизни во Христе.

    - В 2012 году Великим постом вы уже проводили беседы. Много ли людей принимали в них участие? Все ли оглашаемые приняли Крещение?

    - Общее число слушателей составляло 25 человек. Подавляющее большинство из этого числа пришли на катехизацию будучи крещенными, только трое нуждались в принятии таинства Крещения, чего и удостоились  в Великую Субботу. Следуя опыту храма Феодоровской иконы Божьей Матери, остальным участникам мы предложили в Великую Субботу впервые  осознанно приступить к Таинству Святого Причащения.



    Таинство Крещения проходило во время богослужения Великой Субботы. Во время чтения паремий в нижнем домовом храме Успения Пресвятой Богородицы мною было совершенно оглашение и Таинство Крещения (молитвы чинопоследования читались на русском языке), затем в Успенский храм спустился епископ Амвросий и совершил Таинство Миропомазания.

    После завершения чинопоследования Таинства новопросвещенные и остальные участники оглашения с зажженными свечами поднялись к главному храму св. апостола и евангелиста Иоанна Богсолова. Во время пения: «Елицы во Христа креститеся…» все торжественно вошли в храм, а крещенные, к тому же, прошли три раза вокруг плащаницы.

    - Кто записывается на огласительные беседы? Как люди объясняют, почему они решили стать христианами, принять Крещение?

    - На самом деле они затруднялись прямо ответить на вопрос о том, почему они решили стать христианами. Почти в один голос они говорили, что именно в христианстве сердцем и умом чувствуют источник Жизни и  Любви.

    Слушатели к нам приходили самые разные – разных возрастов, разных уровней образования: военные, врачи, режиссеры, педагоги, экономисты, инженеры,  студенты. Очень приятно, что среди них много молодых ребят и девушек, стремящихся понять и прочувствовать основы своей веры. Мы  были приятно удивлены, что в течение всех четырех месяцев слушатели практически не пропускали наши встречи, приходили после работы, засиживались порой до поздней ночи и признавались, что не хотят уходить. После оглашения одна девушка (Анна Голубева) поступила на иконописное отделение, некоторые молодые ребята присоединились к команде интернет радио духовной академии.

    - На Ваш взгляд, что самое важное в таких беседах, что нужно   в первую очередь суметь передать людям? Ведь речь идет никак не о сумме определенных знаний, как, скажем, в школе или Университете...

    - Безусловно. Наш небольшой еще опыт быстро позволил понять, какую важнейшую задачу ставят перед катехизатором наши дни: разрушение ложных стереотипов о христианстве. Именно с этим приходится  сталкиваться на встречах больше всего. Главная цель – разрушить ложные представления и раскрыть христианскую традицию во всей ее красоте и полноте. Необходимо донести, что христианство не должно замыкать человека, но раскрывать его, делать его жизнерадостным. Люди уже устали от всякого рода морализаторства и проповедей в стиле «вы должны жить только так, иначе – вы погибнете». Евангелие дает нам жизнь, исполненную творчества, свободы и любви. И именно в таком ключе необходимо строить катехазаторскую деятельность.

    - Если можно так спросить, какая мотивация, какое внутреннее­ расположение оглашаемых было бы «идеальным»?

    - Идеальной мотивацией, на мой взгляд, должно стать желание создать христианскую общину в полном смысле этого слова, где каждый знает друг друга, где царит любовь, взаимопонимание  и взаимовыручка, где понимают, ради чего они собираются вокруг Божественной Трапезы, где люди объединены вокруг общего дела, где присутствует незримо сам Христос – глава нашей Церкви.

    - Какие вопросы чаще всего реально волнуют людей, о чем они сами спрашивают? Действительно ли это существенные вещи?

    - Большинство вопросов о том, где правильно стоять, сколько молитв вычитывать в день, по какой книге составить правильно исповедь нам не задавались. Наших слушателей, видимо, в силу того, что многие из них уже были крещены, интересовали вопросы, связанные с толкованием Священного Писания, взаимоотношением веры и знания,  богословскими положениями веры, литургической жизнью Церкви.
    Особое внимание мы уделяли разъяснению символов литургической жизни Православной Церкви. Мы отдельно совершали богослужения Вечерни и Полиелейной Утрени. Само богослужение прерывалось  разъяснительными вставками, которые были подготовлены студентами церковно-практического отделения Александром Хорошиловым и Романом Березкиным (ныне иеродиаконом Симеоном). Все чтения из Священного Писания за богослужением были прочитаны на русском языке. Подобное богослужение произвело серьезное впечатление на наших слушателей, даже на тех, кто уже давно посещал храм. Уходя, многие говорили, что открыли для себя красоту и подлинный смысл совершаемых богослужений.
    Божественную Литургию мы разъясняли в аудитории, и только после Светлой Пасхи мы совершили ее всей группой в домовом Успенском храме с чтением вслух таинственных евхаристических молитв. Подобный опыт также произвел на всех неизгладимое впечатление.

    - Из чего именно будут состоять беседы нынешнего года? Кто будет их проводить?

    - Беседы нынешнего года будут построены по образцу прошлого опыта катехизации с некоторыми изменениями и поправками. В качестве организатора выступит студент II курса магистратуры церковно-практического отделения священник Глеб Санюк.

    - Предполагается ли потом, после Крещения, какая-то помощь новокрещеным в приобщении к церковной жизни?

    - После того, как слушатели прошли оглашение, приняли Таинство Крещения или впервые приступили к Таинствам Исповеди и Причастия, им предлагается отправится в увлекательное путешествие по страницам Книги Жизни.
    Среди недели община собирается для изучения Священного Писания со студентом магистратуры библейского отделения, а по воскресеньям после Божественной Литургии все собираются для молитвенного чтения Священного Писания (что активно распространяется среди приходов Русской Православной Церкви), а также для неформального общения, просмотра интересных фильмов и обсуждения актуальных вопросов из жизни современного общества.

    Фотографии - с официального сайта СПбДА.

    Вставить в блог

    Василий, Москва22.10.2012 13:48 #
    Все замечательно, но зачем поставили фото обливательного крещения?

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru