rss
    Версия для печати

    Как большевики боролись с голодом, но уничтожали Церковь

    19 марта 1922 года В.И. Ленин пишет секретное письмо «членам Политбюро о событиях в г. Шуе и политике в отношении церкви». В истории Церкви ХХ века найдется мало документов, имевших столь кровавые последствия для верующих. Ленинский текст был сигналом для открытого наступления на верующих и превращению их в одного из главных врагов советской власти.

    С этого момента большевики стали открыто выносить из храмов священные сосуды, демонстративно вывозить награбленные ценности на грузовиках, преследовать и расстреливать христиан, осмелившихся защищать свои святыни. Непосредственными жертвами кампании стали известные московские священники, митрополит Петроградский Вениамин (Казанский), расстрелянный по ложным обвинениям, и Патриарх Тихон.

    Плакат 1922 годаПлакат 1922 года

    Арест святителя Тихона был связан с его воззванием к верующим от 28 февраля 1922 года с призывом защищать священные сосуды от поругания. В 1923 году Владимир Маяковский чеканными фразами сформулировал тот образ врага, который большевики старались сделать из Церкви:

    Тихон патриарх,
    прикрывши пузо рясой,
    звонил в колокола по сытым городам,
    ростовщиком над золотыми трясся:
    «Пускай, мол, мрут,
    а злата -
    не отдам!»
    Чесала языком их патриаршья милость,
    и под его христолюбивый звон
    на Волге дох народ,
    и кровь рекою лилась -
    из помутившихся
    на паперть и амвон.

    Гениальный поэт вместе с большевиками напрасно клеветал на святителя Тихона. Маяковский в эпиграфе к стихотворению обрывает на полуслове цитату святителя и немного ее искажает: «Мы не можем дозволить изъятие из храмов».У читателя может сложиться впечатление, что Патриарх действительно не хотел отдавать ни копейки денег на помощь несчастным. Но на самом деле все было совсем наоборот.


    23 февраля 1922 года выходит «Распоряжение секретаря ЦК РКП В.М. Молотова губкомам РКП об активизации кампаний по изъятию церковных ценностей», в котором говорится о том, что для советской власти была недопустимой добровольная сдача ценностей верующими и духовенством: «Кампания по изъятию ценностей из церквей ведется слишком слабо и вяло. Часть духовенства пошла на некоторые уступки, Но если в движение не будут вовлечены значительные рабочие и крестьянские массы, это духовенство может выйти политическим победителем». Молотов откровенно заявляет, что власть сделает все, чтобы Церковь не смогла добровольно помочь голодающим и была ограблена.

    Против этой политики власти и выступил Святейший Патриарх Тихон. В своем Воззвании он рассказал о том, что Церковь помогала голодающим: она обратилась к главам христианских Церквей, разрешила изымать ценности, не имеющие богослужебного употребления, организовала Всероссийский Церковный Комитет помощи голодающим. Единственное, на что Патриарх не мог согласиться – это на изъятие священных сосудов: «Мы не можем одобрить изъятия из храмов, хотя бы и через добровольное пожертвование, священных предметов, употребление коих не для богослужебных целей воспрещается канонами Вселенской Церкви и карается Ею как святотатство».

    Изъятие церковных ценностей. Картина Б. КарандаеваИзъятие церковных ценностей. Картина Б. Карандаева

    Советской власти не нужна была Церковь, помогающая умирающим от голода, ей нужен был образ врага, ей нужно было уничтожить Церковь, о чем Ленин прямо говорил в своем письме о событиях в Шуе. Поводом для его написания стал протест верующих 15 марта 1922 года, которые не допустили изъятия ценностей из собора. Красноармейцы стали стрелять из пулемета. 4 человека были убиты, 15 ранены. В этот момент глава советского государства и пишет секретное письмо членам политбюро, суть которого можно сформулировать двумя словами: «Раздавить гадину».

    Ленин использует массовый голод для последнего наступления на Церковь: «Именно теперь и только теперь, когда в голодных местах едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и потому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления».

    Ленин и Троцкий полагали, что изъятие ценностей даст около трехсот миллионов золотых рублей, которые большевики совсем не собирались использовать для помощи голодающим (профессор О.Ю. Васильева в своей работе «Красные конкистадоры» пишет, что к лету 1922 года большевики передали на нужды голодных лишь 2 млн золотых рублей). Большевики несколько ошиблись в своих расчетах, но зато практически открыто уничтожали святыни и продавали их за границу по бросовым ценам. Продавцов не сильно интересовала художественная ценность изделий, которые сбывали, в буквальном смысле, слова «на вес».

    В своем письме Ленин откровенно говорит о том, что задачи изъятия ценностей - экономическая (обеспечить себя деньгами, чтобы укрепить власть и вести международную политику по признанию РСФСР на конференции в Генуе) и политическая: «Мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий».

    Большевики почти выиграли сражение с «черносотенным духовенством», к которому они относили всех пастырей, которые защищали святыни от поругания. Чтобы читатель мог себе представить ценность евхаристических сосудов, приведем только один пример из замечательной статьи протоиерея Георгия Крылова: «Один старик-священник рассказывал, как на коленках оползал всю территорию вокруг церкви – собирал Св. Дары, которые кощунник, украв дарохранительницу, специально разбросал и потоптал».Это уже наше время, в 20-е годы прошлого столетия все было жестче и страшнее.

    Процесс над митрополитом Вениамином (Казанским). 1922 годПроцесс над митрополитом Вениамином (Казанским). 1922 год

    По прошествии почти ста лет после письма Ленина очень сложно говорить о том, что было бы, если бы план большевиков полностью сработал. Были бы расстреляны все духовные лидеры Церкви? В 1923 году готовился процесс над арестованным Патриархом Тихоном, которому мог быть вынесен смертный приговор. Святителя спасло только активное вмешательство представителей других христианских Церквей и международный резонанс. Возможно, Церковь действительно прекратила бы свое существование на несколько десятилетий, но и то, что удалось сделать советской власти, едва не уничтожило Православие в России. В 1922 году при активном участии Льва Троцкого и Евгения Тучкова на сцену выходят печально известные вожди обновленчества, которые после ареста Патриарха Тихона пытаются захватить власть в Церкви и фактически становятся виновными в расстреле митрополита Петроградского Вениамина. Впрочем, о роли обновленцев в деле «борьбы с голодом» мы поговорим отдельно.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Евгений, Королёв2.04.2012 15:29 #
    спорить с комментариями (что Сергея, что Дурака) просто смешно. Таких специалистов по "голоду в России" лучше не читать вообще.
    Но вот автору скажу: Андрей! Вы вступили на очень скользкий путь. Вся Ваша защита церковной позиции Патриарха и духовенства "защищавешго святыни от поругания" опровергается позицией САМОЙ ЦЕРКВИ и самого Патриарха Тихона, который неоднократно (ещё на допросе в мае 1922 года) признал, что отдавать богослужебные предметы на помощь голодающим никаким нарушением канонов не является. Об этом стало ясно СРАЗУ ЖЕ, об этом знал и Патриарх (о примерах Иоанна Златоуста, Амвросия Медиоланского). К чему эти попытки выглядеть "бОльшим тихоновцем, чем Патриарх Тихон"?
    И не надо делать выводы из слов Молотова или Маяковского, которые из них не следуют. Никакие читатели не сделают выводы что "Патриарх действительно не хотел отдавать ни копейки денег на помощь несчастным", ибо советских же газетах публиковались отрывки из послания Патриарха о помощи голодающим. Молотов ни слова не говорит о том, что влатсь не допутсит добровольной помощи Церкви.
    Относительно письма Ленина 19 марта - с ним всё ясно, но ведь Церковь САМА повела себя так, что подставилась. Разве с ПРЕСТУПНОЙ властью, каковой являлась власть большевиков, можно было так себя вести?
    Может, если мы на стороне Церкви, а не большевиков, проанилизируем ошибки самой Церкви, чтобы не допускать их в будущем?
    Эрнест, Москва22.03.2012 12:50 #
    Братья и сестры! Тон ответа отрока Сережи возмутителкен и не позволителен, тем более в подобном СМИ. Полагаю, что следует сделать ему внушение за хамскую выходку. Более того, дураки всегда и везде видят дальше и глубже, чем иные умники. Однако печальнее другое: Сережа - дитятя по уму и судит обо всем по книгам, не имея личного опыта. А нынешние книги о советских временах, распространяемые через приходские лавки, сплошь заполнениы античоветчиной и диссидентскими писаниями. Чего стои одно заявление гражданина Чапнина - лица, облеченного, несмотря на молодость, многочисленными чинами и званиями, что в обществе создается культ героев Великой Отечественной Войны. Так что, не отрок виноват, а те, кто его науськивает на отцов. Мыслимо ли вообще, чтобы юноша поучал старца?
    Сергей, Москва20.03.2012 19:52 #
    Дураку (или идиоту?). А ты сам-то понял, что намешал? Ты про голод, УСТРОЕННЫЙ большевиками побольше узнай, а не витийствуй здесь со знанием дела. Богу, говоришь, не золото нужно, а вера горячая? Верно говоришь, только выводы делаешь ложные. Именно коммунисты и повинны в том (голоде) и во многом другом. Исчадия диавола, прикрылись словоблудием "земля - крестьянам, фабрики - рабочим", да всю землю потом этой же кровью крестьянской и залили. А про голод в царствование Государя Николая II - не трынди, историк комнатный. Слава Богу, в его царствование, Россия на 60 миллионов увеличилась!
    Дурак, Без определенного места жительства20.03.2012 12:24 #
    Все ты смешал, братец!
    Земля родит по Воле Божией, а не власти! Голод может быть и при большевиках, и при царях, и при анархистах, и иеговистах седьмаго дня.
    Когда был голод в царствование Романовых, не кричали же на площадях о богомерзкой власти?
    И Петр Алексеевич снимал колокола, чтобы лить пушки: Богу нужно не золото, а вера горячая, каковой в той России уже не было. И не коммунисты в том повинны!-

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru