rss
    Версия для печати

    Школа должна воспитывать семейную добродетель

    Должна ли школа лишь учить наших детей? А если воспитывать, то чем? Эти вопросы обсуждает в беседе с обозревателем "Известий" Борисом Клином замглавы Учебного комитета Русской православной церкви, настоятель храма Мученицы Татианы при МГУ и просто папа 10-летней школьницы протоиерей Максим Козлов.

    вопрос: Отец Максим, одни считают, что школа просто должна учить. Другие уверены - она не имеет права уйти от воспитания личности. Кто прав?

    ответ: Если мы хотим остаться в европейской цивилизационной традиции, то отказаться от самого принципа воспитания в школе, как неразрывно связанного с образованием, мне представляется невозможным. Но упаси нас Бог, если воспитательные программы окажутся подобны советским.

    в: А чем было плохо советское школьное воспитание? Пионеры, барабаны, линейки... Воспитывали патриотизм, разве нет?

    о: Я учился в школе в 70-е годы. И от всей души могу сказать - не дай нам Бог такого "патриотического воспитания". Лучшего способа отучить детей от любви к своей Родине я не встречал. Помню, как мурыжили на полуторачасовых "линейках"... Школьный музей боевой славы стал одним из самых нелюбимых мест в школе. Отрицательный опыт должен нас уберечь от крайностей, но не от самого принципа воспитания.

    в: А как без таких музеев сохранить память о Великой Отечественной войне? Или ее и так будут помнить вечно?

    о: Увы, пройдет еще лет 10-15, и не останется ветеранов. Война перестанет быть историей семьи. Память станет другой. Ничего выше, непогрешимее и чище для всего нашего народа в истории ХХ века, чем Великая Отечественная, не было. И надо удержать память об этом именно в таких определениях - в книгах, в золотом фонде кино, советского и даже постсоветского. Кстати, фильм "Мы из будущего" детям было бы полезно посмотреть. И надо думать, как транслировать эту память через интернет.

    в: История всегда считалась средством воспитания. В концепции нового учебника истории России Сталин оценивается как рациональный управленец, а жертвами политических репрессий предлагается считать лишь приговоренных к смертной казни и расстрелянных. Как вам такая концепция?

    о: Одна из самых отрицательных черт нашей эпохи (при многих положительных) - желание усидеть на двух стульях. Какая-то внутренняя нечестность. С одной стороны, эпитафия на могилу Солженицына, почести на высшем государственном уровне, а с другой - этот учебник. У меня, как у священника, вызывает неприятие попытки так переписать советскую историю. И я буду с этим бороться. Воздействуя словом, воздействуя на своих детей. Чем больше граждан России не будет соглашаться с такой "транскрипцией" истории, тем больше шансов, что она не станет единственно дозволенной.

    в: Советский опыт воспитания нам не подходит. Учебники истории тоже. Так кого вообще должна воспитывать школа?

    о: Чтобы идея воспитания в школе оказалась продуктивной, надо договориться об общих ценностях. Ценностях, которые значительная - а в идеале и большая - часть общества хотела бы видеть реализованными в своих детях. И которые государство, хотя бы из соображений самосохранения и стабильности, хотело бы видеть в своих гражданах.

    Уважение к институту семьи - это первое. И второе - государство не может быть не заинтересовано в воспитании добропорядочных граждан. Тех, у кого уважение к закону проистекало бы не из страха перед уголовным наказанием, а из принятия законодательной нормы как внутреннего правила поведения. Это неконфронтационные области воспитания. Начать бы с этого, малого. С кубиков, на которых зиждется нормальное общественное устройство. Базовые ценности: быть верным жене - хорошо, а блудить - плохо. Выкидывать родителей в старости в дом престарелых или вычеркивать их из своей жизни - плохо, а быть им благодарным и покоить их - хорошо. Дети в семье - благо. Это простые вещи, но и для православных, и для мусульман, буддистов, для верующих и неверующих - они общие.

    в: Батюшка, так уже пытались. Вводили такой предмет "Этика и психология семейной жизни". Народ возмущался.

    о: Протесты против "Этики и психологии семейной жизни" были связаны не с этикой и не с психологией. А с тем, что предмет сводился к сексологии. Очень большая часть родителей, с которой я солидарен абсолютно, считает, что эта сфера не предмет для публичного обсуждения, тем более в школе, да еще с применением некоторых наглядных пособий. Но почему бы не преподавать именно этические ценности семейной жизни? Русская классическая литература достаточно подробно говорит об отношениях мужчин и женщин, не описывая того, что происходит у них в спальне. В школе должны присутствовать предметы, воспитывающие семейные добродетели у мальчиков и девочек.

    Izvestia.ru

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru