rss
    Версия для печати

    О чуждом и родном: две истории

    На своем жизненном пути каждый человек сталкивается со множеством вещей и явлений, которые оставляют след в его душе. И он особенно глубок, если встреча произошла с чем-то совсем родным или же, напротив, совершенно чуждым. Именно об этом сегодня рассказывает протоиерей Максим Козлов, настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ.

    В Германии

    Первой поездкой за рубеж в качестве преподавателя бурсы и первой поездкой за пределы Родины вообще была командировка в Германию в самом начале девяностых. Еще паспорт иностранный был советский, еще даже полагалась сдавать его сразу по возвращении, еще тщательно проверяли каждого гражданина перед вверением ему такового, еще советовали не ходить по одному в западных странах, еще выдавали командировочные в виде колоссальной суммы: сорока, помнится, долларов...

    Оказавшись во время подобно в числе учащих оплота благочестивой учености, я, как, вероятно, и все тогда, еще достаточно долго был проверяем на благонадежность как извне присматривающими, так и своими начальствующими.

    Прошло более пяти лет трудов и молитв, прежде чем было сообщено, что ответственная миссия представлять нашу Школу на еще более ответственных собеседованиях с нашими протестантскими братьями доверена нашему недостоинству. Недостоинство повело себя послушно и, оставив малых детей на попечении сродников, в составе представительной делегации (ее глава даже клобук имел белый) в первый раз в жизни пересекло границы нашей Родины на немецкой аэроладье, которая прямо в Германию нас всех и доставила.
    И не просто в Германию, а в Баварию (знать бы, знать бы тогда, кто будет следующим папой, но не было среди нас, увы, пророка, даже и в чужом Отечестве), в один из тех бесконечно уютных, чистых, тихих маленьких городков, которые столь прелестны в южной Германии. Было самое начало девяностых и для человека, первый раз оказавшегося за рубежами тогда еще СССР, контраст был велик.

    Собеседования шли своим чередом. Замки и музеи, деревенские церквушки и приозерные учреждения общепита, пинакотека и Мюнхенский университет - везде нам были открыты двери для братского (местами межконфессионального) общения.
    Цель нашей поездки была двоякой: некие собеседования с протестантскими братьями и попутное посещение Кирхентага (ежегодного общецерковного праздника, который, чередуясь друг с другом, проводят в Германии католическая и протестантская общины). Кирхентаг проходил в Мюнхене, а собеседования - в одном из маленьких баварских городков.
    Мы много ездили по удивительно уютной баварской земле, не раз присутствовали и на лютеранских богослужениях. Тогда я понял слова Тютчева:

    Я лютеран люблю богослуженье,

    Обряд их строгий, важный и простой —

    Сих голых стен, сей храмины пустой

    Понятно мне высокое ученье…

    Простота службы и близость членов общины друг другу, общенародное пение, сродненность происходящего в церкви с народной немецкой культурой, наконец и прежде всего, искреннее благоговение молящихся не могли не вызвать уважения и радости о их вере и одновременно скорби о нашем разделении, о невозможности - если бы такой вопрос был ими задан - ответить: «Я верю, что в вашей Евхаристии реально, Своим Телом и Кровью присутствует Христос Спаситель» (ибо в это мы не верим). Но такого вопроса никто не задавал из числа простых верующих, а их богословам наш ответ и так был известен. Но не помолиться за них: и о прихождении в полноту познания истины, и о неоставлении дарами благодати тех, кому в земной жизни путь во Вселенское Православие не будет открыт, - было бы каким-то предельным проявлением нелюбви, и, как мог, я старался в той поездке молиться.

    Тогда же пережил, как нехороша полуправда экуменизма. Когда мы все вместе сидели (а когда полагается, стояли) у них на службе - это было понятно и вместимо, решусь сказать, добро. Но когда глава нашей делегации - архиерей - обращался к главе делегации немецкой: «Собрат епископ», это тоже было понятно - церковная вежливость, - но что-то честное и искреннее, до того момента объединявшее нас, в этот момент уходило, растворялось в дипломатии.

    Мы ведь знали, что в собственном смысле слова он не епископ. И это было тяжело именно потому, что только до конца честность в таких диалогах дает им смысл и оправданность, а она с каждым словом уходила...

    Кирхентаг запомнился разным: и хорошим, которое - дай Бог - правильным образом создать и у нас, когда множество людей ничем иным, кроме как христианским императивом объединенные, съезжались, чтобы быть вместе - вместе размышлять над Словом Божиим, вместе обсуждать пути христианской культуры и диаконии, вместе слушать музыку (нам удалось побывать на прекрасном концерте Баха с Мюнхенским хором мальчиков, на котором были тысячи молодых людей), просто чтобы общаться; и страшноватым, ибо ничем иным как профанацией по отношению к их же собственному, простому и искреннему, богослужению не могу назвать службу-концерт-съезд-отчет о проделанной работе на Олимпийском стадионе, когда в конце мероприятия (самое точное будет слово) пасторы и пасторессы, стоявшие у выходов из секторов, пустили по рядам глиняные кувшины с вином и хлеб вроде лаваша, и люди, до того певшие, болтавшие, евшие бутерброды и запивавшие их пивом, бывшие с начала и пришедшие только что теперь, стали есть и пить то, о чем они должны были верить, что это - Тело и Кровь. 

    Мы ушли тогда, и это был один из самых ярких в жизни моментов благодарности Богу за то, что Он на неведомых путях Своего Промысла даровал счастье и милость быть в Православной Церкви. Что бы когда ни случалось с нами в ней и с ней в истории. А братьям нашим можно ли не желать возвращения?

    Снова в Германии и – в Греции

    Однажды поздно вечером, фактически ночью, мы возвращались по предгорным дорогам к себе в Бад-... Уже стемнело, путь был неблизкий, смолкли песни и разговоры, только версты (то есть километры) пролетали за окном автобуса.

    Очередная деревушка, на выезде из которой - заправка. Она ярко освещена, дверь в магазинчик гостеприимно распахнута, несколько колонок хромированно поблескивают, приглашая не миновать их источники. Около одной из них стоит человек, небедно одетый, не турецкого вида и, попрыскивая на нее некоей чистящей жидкостью, тщательно полирует ее тряпкой.
    Ordnung, а также Sturm und Drang одновременно…

    Прошло всего пара месяцев и уже другой командой, но тоже посредством воздухоплавательного средства, добрались мы до богоспасаемой Эллады. О, Греция, тебе подобает отдельная песнь, недоумеет наш язык, рука замирает над клавиатурой, так что расскажем лишь о том, что одним прекрасным, жарким, летним вечером, побывав на Афоне, мы ехали - и тоже на автобусе - в Фессалоники. Дорога шла по полуострову, соединяющему Афон с основной частью материковой Греции: горные серпантины, опунции вперемешку с оливковыми деревьями, быстрый южный закат, и вот уже такое близкое небо - звезды, руками рви.

    Какая-то деревушка, несколько домов, таверна - уже закрыта, притормаживаем, заправка. Колонок пара, вместо магазина - холодильник с холодной кока-колой и пивом, ничто нигде не блестит, один из шлангов лежит прямо на асфальте. А неподалеку, скрестив ноги по-турецки, на земле сидит грек средних лет (владелец, работник?). Шорты, футболка, пиво рядом, в руках бузука. Он смотрит на небо, играет на ней и поет. Себе. Небу?

    Поэтому, как бы комфортно не было мне в Германии, в которую с тех пора привелось посетить многажды, через неделю душа просится домой, а в Греции знаю, что я и так дома.И по странной ассоциации вспоминаются слова преподобного Силуана, который, отвечая эконому, хвалившему немецкие машины и немецкий склад ума и ругавшему русских за неспособность столь выдающуюся технику создавать, сказал следующее: «...тут совсем другая причина, не неспособность русских. Потому я думаю это, что русские люди первую силу, первую мысль отдают Богу... А если бы русский народ, подобно другим народам, повернулся к лицом земле и стал бы только этим заниматься, то обогнал бы их, потому что это менее трудно».

    Пение под бузуку, конечно, не умная молитва, но путь до последней, пожалуй, от нее короче. 

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Анастасия Сторонкина, Санктпетербург18.10.2012 7:41 #
    Народ, вспомните, что ПРАВОСЛАВИЕ не есть христианство, мы славяне задолго до крещения были ПРАВОСЛАВНЫМИ, а христианство извратило нашу ВЕРУ, на вселенском соборе патриархом Никоном в 1665 году обозвали православным, но христианство на Руси всегда и до сих пор его именуют за рубежом ортодоксальным или правоверным, а если быть более точным византийским греческого толка, и к НАШЕМУ ПРАВОСЛАВИЮ, ВЕРЕ НАШИХ ПРЕДКОВ ОТНОШЕНИЯ НЕ ИМЕЕТ!
    Татьяна, днепропетровск28.12.2011 19:36 #
    Статья замечательная!
    александра, новосибирск2.12.2011 5:30 #
    По сути статья пртоиерея Максима Козлова написана на тему.что православные греки нам роднее протестанского запада.Но он поднимает вопрос :почему они едины ,мы раздельны,я ответила в первом комментарии свое мнение ,также он задевает и поднятый Надеждой вопрос.Т е любая статья о православном человеке многогранна,т к многогранна его жизньСайт и правда очень интересен и дает возможность высказывать самые разные точки зрения,за что большая благодарность его организаторам и о Максииму
    надежда, москва1.12.2011 20:40 #
    Ой, как у вас тут интересно! не понятно только, какое это имеет отношение к рассказу протоиерея? ну, да не важно! Обсудить женскую долю - это наше природное право, дорогие женщины :) Но интересно так же было бы обсудить сказанное авторов. Ведь есть тут и проблема, и она понятна. Потому как талантливая молодежь-то бежит из страны туда, где заправки блестят. А мы, конечно можем и дальше играть на балалайках под беленькую, но чем все это кончится для страны? так и будем сырьевым придатком и северной банановой республикой.
    александра, новосибирск1.12.2011 17:58 #
    В фильме оражены реальные события.м б и были случаи избиения,за это и судили ит д но моя молодость пршлась на середину 70 годов,жили после расределения в малосемейке-типа большого общетия с отдельными комнатами,и в помине ни о каких драках и слыхом не слышали,так вот и общаемся никто никого никогда не бил.разводы и то редки.Жили дружно,учились вместе на равных,ездили в строй отряды.никаких развратов не было.Наверное наше поколение с честными учителями и педогогами и равной дружной студенческой семьей,учившейся не за деньги родителей ,где все были равны ,девушки июноши и было самым счастливым,и никто не говорил иди встань за мальчиками т к ты второсортная.Жаль,что нынешним поколением это не знать.Когда немощные старухи стоят а молодежь и подростки идут ,,я понимаю-Матерь Божья сама по себе,а мы сами по себе.Ведь кроме этого о равенстве и сказать нечего,не нужно ссылаться на Богородицу-стыдно слушать.получается прикрываетесь Ей
    Елена Костандис, Москва1.12.2011 16:02 #
    Александра, я бы все же пропагандистскую составляющую советских фильмов делила на восемь. "Мужем битая, свекровью клятая" - можно подумать, что при советской власти мужья жен не били и свекрови их не кляли. И о каком унижении женщины может идти речь в Православии, где есть Песнь Пресвятой Богородице: "Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего".
    александра, новосибирск1.12.2011 14:11 #
    Олльге послужить по -разному:в какую бы красивую обертку не упоковывали таблетку -есть придется все-таки горечь т к таблетка-горькая.Спросите священника почему не служит Богу по другому и не давайте простите глупых советов.Можно докатиться до мусульман:те одевают женнщин в паранджи .чтобы не соблазняли несчастных не справляющихся со своими инстинтками мужчин.Впрочем об этом почти уже говорит Чаплин.Мб каждому думать и отвечать за себя,а не искать крайних женщин.В советски евременав моих кругах мужчины даже стул нам подвигали.В храмах же почти во всех поведение.как и в нашем,смотрю трансляции из Екатеринбурга и т д .Дай Бог если будет как вы говорите,хоть пожалеют старуху мать.Унас же даже батюшки об этом и слышать не хотят.Так что перспективы не радужные,не обольщайтесь,Нашим внучкам будет,боюсь горько
    александра, новосибирск1.12.2011 12:42 #
    Хочу только напомнить,что благодаря той самой равноправности мы и можем здесь дискутировать,т к школы и т д были в основном для мальчиков,ибо не было равных прав даже и на образавание.Еще хочу напомнить.с чего начала речь первая женщина получившая право депутатства:я такая же как вы все мужем битая ,свекровью клятая.Так,что вопрос о равноправии не праздный
    Ольга Балытникова, СПб1.12.2011 12:40 #
    Александре: "Молодая" не мать, а монах, конечно. Когда молодому здоровому мужчине полностью недоступно телесное общение с женщиной, любой женский образ может спровоцировать соответствующие фантазии (пусть даже и не с участием именно этой женщины) - об этом рассказывают сами монахи из своего опыта (кстати, во времена Ефрема Сирина, когда рожали очень рано, матери молодых монахов редко бывали старыми, такой матери могло быть и едва за 30). Да, и монахи, и монахини в реальности общаются с противоположным полом, в современном мире этого трудно избежать, но в идеале такого быть не должно - поэтому на Афоне и в некоторых женских монастырях в Греции до сих пор действует аватон, т.е. запрет на посещение этих обителей противоположным полом. Традиционные протестанты - это лютеране и кальвинисты. Хотя существуют общины этих деноминаций, допускающие женское священство, все же это далеко не общепринятая практика, и очень многие традиционные протестанты относятся к женскому священству резко негативно. А служить Богу можно самыми разными способами, священство - не единственный и даже не главный из них. В алтаре мальчики НЕ набираются благодати, хотя некоторые могут так и считать :) Но мало ли кто что считает, некоторые думают, что при благословении священника надо руки лодочкой сложить, чтобы "благодати набрать" - тоже будем верить? :) А что до немощных бабушек, которых не пропускают - это не православная, а просто, увы, постсоветская культура (точнее, отсутствие таковой): разве, например, в метро не та же картина? Кстати, в тех российских православных храмах, где мне приходилось бывать и куда мы с мужем обычно ходим, описанной Вами картины я не наблюдала ни разу: наоборот, сначала пропускают старушек и мам с малышами, а затем уже идут мужчины (в т.ч. старики!) и молодые здоровые женщины. Видимо, Вам просто попался не очень здоровый приход. Изучать свою веру - значит читать Новый Завет и творения святых, но не те, что написаны для монахов (у них своя специфика), а обращенные к мирянам. В частности, советую почитать свт. Иоанна Златоуста, у него очень много проповедей для мирян. А статьи из интернета и даже книжки из церковной лавки далеко не всегда адекватно отражают православное учение.
    Наталья, Москва1.12.2011 9:09 #
    Александре ... Нет ничего унизительного в месте женщины. И Господь вначале создал мужчину. И никакой второстепенности не вижу. Женщин Святых много, это и доказательство тому, что на каком бы месте не был пред Богом, всегда и у всех есть возможость встать пред Ликом Его. Поиск же равноправия с мужчинами привел мы знаем к чему. А протестантизм привлекателен, конечно же, своей простотой. Но это не та гениальная простота к которой все стремятся, а просто примитивность.
    александра, новосибирск1.12.2011 1:46 #
    высказывание привела Ефрема Сирина,не знаю,как мать может быть молодой и вводящей в грех,монахини общаются с мужчинами,т к женского священства нет,у традиционных протестантов есть.чем больше изучаю православие,тем к сожалению больше узнаю об унижении женщин.в алтаре мальчики набираются благодати((спрашивала)девочкам-запрет даже о чисто женских физиологических особенностях рассуждают батюшки-стыдно читать,куда уже больше и унизить.женщины бывает также хотят послужить БОГУ.как и мужчины,но не допустят.Уж то ,что старухи немощные стоят в оочередь на исповедь и причастие за молодыми в т ч числе мужчинами говорит само за себя Жаль,какая у нас православная кулльтура.
    Ольга Балытникова, СПб30.11.2011 18:05 #
    Вообще, мне кажется, нужно стараться постоянно изучать свою веру, и тогда многие недоумения (в том числе мнимая дискриминация женщин) устранятся естественным образом :)
    Ольга Балытникова, СПб30.11.2011 18:03 #
    Александра, не знаю, какое и чье именно высказывание Вы имеете в виду, но подобные высказывания святых (о недопустимости и опасности общения с женщинами) обращены не ко всем христианам, а к весьма специфической их группе - монахам-мужчинам. Монахи дают обет безбрачия, но физиология-то никуда не девается, поэтому для них общение с женщинами действительно очень опасно, даже с родственницами (потому что женский образ у молодых может спровоцировать искусительные мысли, сны и т.п.) Точно так же для женщин-монахинь недопустимо и опасно общение с мужчинами, и об этом тоже есть высказывания святых. Это не дискриминация ни того, ни другого пола, просто у монахов своя специфика. Что до внесения в алтарь, то это делается не для того, чтобы ребенок "набрался благодати", а просто как знак того, что он в будущем может стать священником. Кстати, предупреждая вопрос о женском священстве: у традиционных протестантов его тоже нет.
    александра, новосибирск30.11.2011 6:36 #
    Слушая лекции о богословии просто влюбляешься в православие,но когда читаешь высказывания великих святых типа :лучше выпить сосуд с ядом ,чем сесть за одну трапезу с женщиной,хотя это сестра или мать,то понимаешь,что православие-это вера для мужчин,и все твое горячее желание послужить БОГУ улетучивается от невозможности такого же служения ,как и мужчины.Чувствуешь не допустят и завидуешь тому равенству,что существует у протестантов(имею знакомую).Ощущаешь унижение,а унижение каждый переживает либо сам,либо оно озлобляет,ты то унизился,смирился,а кто вдруг пришел без платка,вот и все шипения на него.Но не можешь ты русский человек предать свою веру,в результате нет радости,разве только от молитвы,нет единения.Может быть новое поколение это примет,хотя ,думаю не многие,ведь в основном приходят от горя и уже смиряются ради близких.Очень трудно женщине в православии ,девочку уже унижают не вносят в альтарь,разве ей не нужно,как и мальсику набраться благодати,ан нет.Счастливые они протестантки в плане равенства в церкви УВЫ.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru