rss
    Версия для печати

    Существует ли в России народное единство?

    С одной стороны, ответ на этот вопрос очевиден – нет. Ну нет, и всё: достаточно вспомнить Манежную площадь в декабре 2010 года (как событие) или чудовищное расслоение общества на бедных и богатых (как создавшуюся ситуацию). Но, с другой стороны, если немного подумать, то, кажется, можно ответить утвердительно. Да.

    Чтобы не получить в лоб сразу же, скажу: я тоже живу в России, мне так же непросто в социально-экономическом плане, иногда в сердцах я ругаю «это государство» и периодически мечтаю не видеть своих сограждан – хотя бы во время поездки в метро в час пик. И знаю, как трудно любить страну, которую критикуют так часто, что есть соблазн согласиться и проклясть. Не буду говорить слова о матери и родине – все и так понятно, даже до того, что слова эти стали уже общим местом, лишенным глубины.

    Если говорить о народном единстве, нужно сначала определиться с пониманием этого словосочетания. Пафосное и немного тяжеловесное, оно придавливает своим значением, рождая в голове одну ассоциацию – народ, объятый единым порывом, праведным гневом, с оружием в руках обороняется от какого-то страшного врага. У всего народа на лицах серьезное выражение и почти все в этом народе похожи на Минина и Пожарского с картины Михаила Ивановича Скотти. Да, а еще обязательны флаги и хоругви. В общем, какая-то государственная или сакральная символика, выдающая причастность народного единства к чему-то не простому, высшему. На самом же деле, такая картина пришла из коллективного бессознательного, из периода обучения в школе, из советского прошлого. И это нормально. Вряд ли кому-то легко представлять себе в качестве единого целого чересчур ухоженных мужчин из рекламы часов или автомобилей, неработающих и много пьющих пролетариев из моногородов, молчаливых крестьян, давно не пахавших землю, да и мало ли кого еще – тех же гастарбайтеров в их вечных оранжевых спецовках, например. А ведь и они – народ, как ни крути.

    М.И. Скотти. Минин и Пожарский, 1850.  

    Всех нас, современных, трудно представить под едиными знаменами, потому что единство – это как война. Оно не может проявляться всегда – именно в архетипическом своем виде не может. Это было бы странно. Единство становится видным при возникновении общего врага, которого нужно победить любой ценой. И на такое единство наш народ (сколько не было бы у него проблем и внутренних противоречий) способен. Может быть, не все встанут под знамена, но ведь, думаю, и во времена Минина и Пожарского не все с вилами гнали иноплеменников из Кремля. Кто-то трусливо прятался по теремам, кто-то предательски бежал вместе с врагами, кто-то философски смотрел на все это со стороны.

    Вспомним жаркое лето 2010 года, когда в России горело все, даже реки. Огонь был врагом. И на оборону от него встали все: от мала до велика. И мужики с лопатами, и рафинированные девы с маникюром. И те, у которых горело, и те, до которых еще не догорело, но к тому шло. Погорельцы селились у своих соседей в уцелевших селах и деревнях, несмотря на то, что в обычных обстоятельствах это, наверное, казалось бы фантастическим проявлением человеколюбия. Хотя в обстоятельствах единства, то есть войны, подобное – норма.

    Получается, что для спасения необходима война. Не зря умные и грустные люди говорят об этом – иногда тихо, иногда громко. Потрясение, которое вытряхивает из человека то лучшее, что в нем есть. И он становится един с теми, кто понимает его чересчур хорошо – из-за подобной же встряски. Но – внимание, парадокс! – умные и радостные люди говорят о том, что как только заходит речь о необходимости войны, все – и власть, и народ – ЕДИНЫ в том, что не надо ее…

    И еще несколько слов – о празднике, который в России стал государственным вновь – о Дне народного единства, о 4-м ноября. В этот день вспоминается изгнание поляков из Москвы в 1612 году, окончание Смутного времени. Пожарский и Минин, Казанская икона Божией Матери. Единство, которое было бы невозможным без веры людей в Бога или хотя бы во что-то доброе и незыблемое. Пусть будет – в идеалы.

    Часто можно слышать горькие или ернические высказывания о Дне народного единства. С 2005 года, с того момента, как этот праздник был учрежден, не утихают споры вокруг него. В основном, все размышляют о том, нужен ли он и каким образом сможет объединить народ. Мне кажется, для начала самым простым: 4-е ноября – еще один повод серьезно подумать о существовании или несуществовании национального единства. Всем вместе. Что само по себе – объединяет. Как неравнодушие, как общая беда. Или общая радость.

    Вместо постскриптума. А еще я сознательно не говорю о национализме и его проявлениях в День народного единства и не только в этот день. Потому что национализм к единству не имеет никакого отношения, так же, как любое проявление расизма – к национальной идее. Нация, состоящая из многообразных национальностей, способна объединятся во времена войн и катаклизмов. Потому что когда тебе больно, неважен цвет кожи и разрез глаз того, кто тебе поможет. 

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Ольга, Москва3.11.2011 15:34 #
    А что объединяет, когда не больно? Вот в чем вопрос. "Когда больно" - это в двух словах теория общественного договора. Огюстен Кошен, автор трудов по истории французской революции, с этой теорией спорит и утверждает, что нации рождаются не в страхе и нужде, объединяются не для защиты от чего-либо (врага, голода, холода, пожара, можно продолжать), а в чем-то воодушевляющем, возвышающем человека. Например, "во вспышках огня на Синае", когда Бог разговаривал с Моисеем и дал евреям заповеди. В любви - в широком смысле слова. А вот какие "плюсы" (не пожары, не война) и кого именно сейчас, именно у нас возвышают, воодушевляют и объединяют - это очень интересно.
    alekzandra, новосибирск3.11.2011 7:37 #
    Во первых ,я не согласна,что помощь при тушении пожара есть акт народного единства,это проявление доброго еще и щедрого русского характера,также мы согласны были помочь японцам в известных событиях,хотя знали,что делается это за счет тех социальных фондов и тд А вот от армии люди уклоняются,многие хотели бы уехать в чистенькую англию или австралию,где есть забота олюдях.Наверное в случае войны мы иобъединмся,хотя не факт.Но нужно все делать.чтобы хотелось жить в своей стране.а не использовать тот остаток патриатизма.что остался с советских времен.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru