rss
    Версия для печати

    Дневник Великого поста. "И на строгий Твой рай силы сердцу подай"

    Из дневников протопресвитера Александра Шмемана: Вчера - Прощеное воскресенье. Соответствующие службы, соответствующие проповеди. Но как трудно сквозь привычные слова пробиться к подлинной сущности, например, прощения. Прощения как "события" Божественного, творческого. Что значит: "Бог простит..."?

    фото: Никифорова АлександраПонедельник, 25 февраля 1974

    "Чистый понедельник". Великий Пост. В субботу и вчера - в приходе в Endicott, N.Y. Неожиданно радостное впечатление - и от людей, и от службы. Это - после недель "бунта" (внутреннего) против Церкви, такое ясное указание: не бунтуй, куда от нее уйти, она плоть и кровь твоя, ты с нею "обвенчан" священством.

    Вечером вечерня и обряд прощения в семинарии.

    Понедельник, 17 марта 1975

    Великий Пост. Вечер субботы и воскресенье провел в приходе в Endicott, как и в прошлом году. И опять радость и даже умиление - от вечерни с детским хором, от количества причастников, от реальности - неумирающей - несмотря ни на что! - жизни Церкви.

    Вчера вечером - прощеная вечерня в семинарии, сегодня длинная, "уставная" утреня. Пытаюсь "собраться", утихомириться, углубиться, но, Боже, как это трудно...

    Понедельник, 8 марта 1976

    Великий Пост. И, как всегда в эти дни, - в памяти длинная, в самое детство уходящая гряда "прощеных воскресений".

    Чистый понедельник, 21 февраля 1977

    Великий Пост. Вчера, из-за снежной бури, остались ночевать у Ани в Wappingers, где я, заменяя Тома, служил утром. Пропустил прощеную вечерню в семинарии. Служил ее в пустом храме - с Аней, Льяной (маленькой) и Александрой, но все по чину. Когда Аня одна - так чисто, так просто - пела прокимен "Не отврати лица Твоего...", почувствовал всю пронзительность, полноту, блаженство, что иногда дается испытать... Закончили пасхальными стихирами - "дуэтом".

    Понедельник, 1 марта 1982. Великий Пост

    Вчера - Прощеное воскресенье. Соответствующие службы, соответствующие проповеди. Но как трудно сквозь привычные слова пробиться к подлинной сущности, например, прощения. Прощения как "события" Божественного, творческого. Что значит: "Бог простит..."? В Церкви все время к чему-то главному, "последнему" прикасаешься или, вернее, это главное тебя "объемлет". Но тут же, увы, и выключаешься...

    Вторник, 9 марта 1976

    Вчера - почти весь день в церкви: пять служб! Погружение в великопостную стихию. Как-то по-новому слушал и слышал псалмы, поразительное столкновение в них человеческого отчаяния и веры. Ничто с такой силой не доказывает условность, призрачность всех "эволюций" человека. Вот он - на поверхности. Все основное - вечно и потому по-настоящему "современно"...

    Четверг, 20 марта 1975

    ...Вчера - первая преждеосвященная Литургия. А до этого - полтора часа исповедей. Все это приводит действительно в "благодатное состояние", и мелкими, ненужными начинают казаться все дрязги и вся мышиная суета...

    Пятница, 12 марта 1976

    Вчера закончили Великий Канон, литургическую "массивность" первых дней Поста, и он вступил в то, что - внутри себя - я называю его "легкостью" и в чем вижу и чувствую его главное и содержание, и цель. Сегодня утром - вот именно такая "облегченная" утреня, вся как бы в полутонах, вся светящаяся и звучащая "светлой печалью".

    Вторник, 22 февраля 1977

    Трудность всякого начала: например, Великого Поста. "Не хочется". Отсюда, необходимость сначала и во всем - терпения. "Терпением спасайте душу вашу". Терпение - это приятие сквозь "не хочется", это заглушение этого "не хочется" - ненасильным "хочется", оно невозможно и фальшиво, а просто приятием, подчинением себя, то есть послушанием. И терпение рано или поздно превращается в "хочется". И наконец то, чего "не хотелось", оборачивается счастьем, полнотой, даром. И уже заранее печалишься, что и оно уйдет...

    Среда, 11 марта 1981

    Дневники прот. Александра ШмеманаТретий день Великого Поста. Retreat в семинарии. Сегодня, полагая двенадцать поклонов на "Господи и Владыко живота моего", так ясно ощутил, что грешен всеми главными грехами.

    Четверг, 5 апреля 1973

    Во время "пассии", стоя в алтаре, думал: какая огромная часть жизни, с самого детства, прошла в этом воздухе, в этом "состоянии" - точно все это один длящийся, вечно тождественный себе момент: алтарь, священник в великопостной ризе, совершающий каждение, тот же радостно-смиренно-горестный напев великопостного "Господи, помилуй". Немножко позже снова то же чувство: пели "Тебе одеющагося", неуверенно, медленно, какая-то почти девочка там усердно управляла. И снова пришло это удивительное: "Увы мне, Свете мой!.." Так вот и останется от жизни в момент смерти: единое видение неизменного алтаря, вечный жест, вечный напев. И, конечно, лучше этого ничего нет: "явление"...

    Великий Понедельник, 28 апреля 1975

    ... мучительный "оборот на себя" религиозных людей, мучительная похоть на "священное". А мне все думается, что, если бы увидели люди, что - на глубине, предвечно и на все века - совершалось тогда в Иерусалиме, они прежде всего освободились бы от этого своего "я", так мучительно разрастающегося в "религиозности".

    Великий Понедельник. 19 апреля 1976

    ... Вчера пытался изобразить, дать образ Страстной - ее нарастания, ее ритма, ее "логики". Нет, выдерживает испытанье и раздумья, и анализа. Удовлетворяет и сердце, и душу, и разум. Ничего прекраснее человечество не создало, прекраснее в глубочайшем смысле этого слова, как совпадение всех "потребностей", как ответа, превосходящего вопрос. В тот-то и дело, однако, что это не столько "создано", сколько увидено, пережито - в ответ на дар и явление. Что создать это было бы невозможно. Что все из, скупых в своей абсолютной полноте, слов Евангелия, от самого Христа.

    И вот грустное чувство: почему этого не видят, не принимают? "Всуе мятошася земнороднии..." Все им кажется, что еще что-то нужно. Тогда как если бы увидели все это изнутри Страстной Седмицы: эту борьбу света с тьмой, это нисхождение в смерть, это одновременно и явление зла во всей его силе, и разрушение его, нашли бы ответ, который с такой страстью ищут и все находят в жалких идолах (старообрядчество!). Мироотрицание и мироутверждение. Лазарь и вербное "радуйтесь и паки реку - радуйтесь" - в начале Страстной и потом поразительное одновременное нарастание тьмы (вплоть до "и начал ужасаться и тосковать", до "Или?, Или?...") и света ("Ныне прославился Сын Человеческий..." и до белой тишины Великой Субботы). Где же еще искать "разрешения проблем"? Где, прежде всего, понять сущность этих проклятых проблем? Где увидеть, ощутить, наконец, тот единственный луч, который и освещает, и разрешает все?..

    Великий Вторник, 16 апреля 1973

    Страстная и Пасха с обычной для них напряженностью, нарастанием, полнотой. Всегда волнуюсь о том, чтобы все прошло хорошо, и, слава Богу, всегда тот же подарок с неба. И опять то же чувство: как легко все это - всю эту красоту, полноту, глубину - превратить в "самоцель", в "идола". Ибо как только применишь это к жизни - страшное сознание, что в жизни это - крест. То, чему учит, что раскрывает Страстная и Пасха, - это такой замысел о жизни и победе, который действительно, как оружие, "проходит сердце".

    Великая Пятница, 2 мая 1975

    Великий Четверг: в его двойном воплощении - "красная" Литургия утром, двенадцать евангелий вечером. Снова и снова, каждый год, воплощение того же дня, абсолютно надвременного в своей сущности. Величайшая, глубочайшая правда традиции - эта возможность, данная нам, погружаться опять в неизменное. И кроме этого погружения, смиренного, благодарного и радостного, от нас ничего не требуется.

    Чувствую это тем более сильно, что до Литургии - полтора часа исповедей, и очевидность греха, падения, измены как, прежде всего, "отсебятины", нарушения уже явленной, дарованной, "царствующей" и "жительствующей" жизни своей маленькой рабской "свободой", которая и есть "похоть плоти, похоть очей и гордость житейская".

    Закон Церкви: отдаться тому, что дано, действительно не искать "своего". Ибо в том-то и все дело, что все уже "совершилось", все исполнено и все дано. И единственное назначение Церкви в мире: это "совершенство" и эту "данность" являть и давать нам... Все остальное - "от лукавого"...

    Опасность: полюбить Церковь как бы "помимо" Христа. Этой любви больше, чем думают. Но Церковь - это только Христос, Его жизнь и Его дар. Искать в Церкви чего-либо кроме Христа (а это значит - опять искать себя и своего) - неизбежно "впасть в прелесть", в извращение и в пределе - в саморазрушение.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru