Tweet |
Орден святого равноапостольного князя Владимира III степени |
- Отец Михаил, нынешняя награда отмечает 30-летие Вашего служения. Скажите, пожалуйста, какие из событий, произошедших за годы Вашего служения, Вам особенно запомнились?
- Уточним: 30 лет прошло со дня моей диаконской хиротонии. 15 марта 1981 года Святейший Патриарх Пимен рукоположил меня в сан диакона, но еще год после этого я учился в Московской Духовной Академии и иподиаконствовал у него, так что приходской жизни как священнослужитель в тот период еще не вкусил.
Через год, 7 апреля 1982 года, состоялась моя хиротония в сан иерея. Естественно, иподиаконство мое на этом завершилось. Около месяца я проработал в Патриархии и с 12 июня 1982 года по благословению Патриарха начал приходское служение в Успенском храме московского Новодевичьего монастыря, где к тому времени освободилось место священника. За время, которое прошло с того момента, произошло множество разных интересных событий, и что-то одно выделить сложно.
Успенский храм Новодевичьего монастыря |
На время моего служения в Новодевичьем выпала подготовка и проведение празднования 1000-летия Крещения Руси. Сейчас появляются воспоминания об этом периоде, очень хорошо о нем написал покойный епископ Новосибирский и Бердский Сергий (Соколов), который, как и я, был иподиаконом Патриарха Пимена.
У нас в Новодевичьем монастыре под председательством Святейшего Патриарха состоялся Архиерейский собор, посвященный празднованию 1000-летия Крещения Руси. Помню, была организована выставка церковных изделий завода «Софрино». Сам юбилей праздновался очень торжественно: в Большом театре состоялся концерт, в московском Даниловом монастыре, который стал одним из центров празднования, совершилось торжественное богослужение, но в нем я не участвовал, потому что служил в Новодевичьем.
Патриарх Московский и всея Руси Пимен |
Вообще, это было необычное празднование необычного события. Все-таки мы жили еще при коммунистическом режиме, велась серьезная атеистическая пропаганда. Как вспоминает епископ Сергий (Соколов), думали, что Церкви не дадут провести это празднование. Но промыслом Божиим празднование все же состоялось. Церковь заявила о себе и, может быть, именно с этого момента началось движение в сторону Церкви. А потом коммунистическое здание начало рушиться, генеральные секретари стали очень быстро сменять друг друга, и уже к началу 90-х годов ситуация в отношении Церкви совершенно изменилась.
К концу моего пребывания в Новодевичьем монастыре там начала восстанавливаться монашеская жизнь: стала образовываться женская монашеская община, а игуменьей была назначена матушка Серафима, родственница святителя Серафима (Чичагова). Это тоже было очень интересное событие, но я застал только самое начало, потому что вскоре после этого меня назначили ключарем Храма Христа Спасителя, который только-только начали строить. На месте храма была строительная площадка, совершать богослужения было негде, и какое-то время я продолжал числиться и служить в Новодевичьем.
Потом, когда рядом с будущим Храмом Христа Спасителя построили деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Державная», от послушания в Новодевичьем монастыре меня освободили. Я окончательно перешел сюда, и мы тали готовить к освящению сначала нижний, Спасо - Преображенский храм, а потом и сам Храм Христа Спасителя.
Храм Державной иконы |
- Как прошло здесь первое пасхальное богослужение?
- Первый раз на Пасху мы служили в 1995 году в храме Державной иконы, и эта маленькая деревянная церквушка была битком набита людьми. Тогда мы совершили первый крестный ход, но пока только вокруг храма Державной иконы. А в 1996 году служили уже в строящемся храме Преображения Господня. Мы попросили строителей освободить нам «трассу» вокруг строящегося Храма Христа Спасителя и в пасхальную ночь прошли крестным ходом уже по строительной площадке вокруг будущего собора. Тогда тоже пришло довольно много молящихся.
- Кто возглавлял эти богослужения? Приезжали ли архиереи?
-Эти богослужения возглавлял ключарь Храма Христа Спасителя. Архиереи в то время здесь богослужения не совершали, потому что, повторю, на месте храма была строительная площадка.
Но с самого начала строительства Святейший Патриарх Алексий II в праздник Рождества Христова 1995 года в присутствии председателя Правительства РФ Виктора Степановича Черномырдина и мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова совершил торжественный молебен с закладкой камня и памятной доски в фундамент будущего храма.
Пасха в 1995 году пришлась на 23 апреля, то есть на день праздновалась раньше, чем в нынешнем. За 4 месяца, которые прошли с закладки первого камня, храм был выведен на уровень пола, но ни стен, ни сводов еще не было. Ночью мы служили в деревянном храме Державной иконы, а днем, в 16 часов, здесь собралось московское духовенство, и Святейший Патриарх Алексий II совершил первую Пасхальную Вечерню на полу возводимого храма. Было очень жарко, светило яркое солнце, пришло очень много людей. Крестный ход проследовал на строительную площадку от храма Илии Пророка в Обыденском переулке.
В дальнейшем Рождество и Пасха отмечались здесь Патриаршим служением. На Рождество 1996 года мы совершили Рождественскую Вечерню по аналогии с Пасхальной, но Патриарх служил уже внутри строящегося храма. Так что строительство продвигалось очень быстрыми темпами.
19 августа 1996 года Святейший Патриарх освятил престол нижнего Спасо - Преображенского храма. С этого момента там начались регулярные богослужения.
Строительные леса внутри центрального купола Храма Христа Спасителя |
Правда, отделочные работы к тому времени не были закончены. Поэтому в субботу перед всенощным бдением мы собирались в храме, все мыли, чистили, пылесосили, потом служили, в воскресение все убирали, а с понедельника снова приходили рабочие и продолжали заниматься облицовкой стен. Но храмовая жизнь уже начала осуществляться.
В конце 1999 года все строительные работы были завершены, и 31 декабря Святейший Патриарх Алексий II совершил малое освящение храма.
До августа 2000 года художники заканчивали роспись храма, и 19 августа, в праздник Преображения господня, Святейший Патриарх Алексий II совершил Великое освящение Храма Христа Спасителя. С этого дня начались регулярные богослужения и в верхнем храме.
- Помните, как Вы отнеслись к идее воссоздания Храма Христа Спасителя, когда об этом только-только начали говорить?
- Конечно же, когда, еще студентом Академии, я бывал в Патриархии или Отделе внешних церковный сношений и после шел по Пречистенке к метро «Кропоткинская», то пытался представить себе, как мог бы выглядеть здесь, на месте бассейна «Москва», Храм Христа Спасителя и как было бы хорошо, если бы он здесь оставался. Но, конечно, когда возникла идея воссоздать храм, я отнесся к ней скептически.
Работы по воссозданию росписи Храма Христа Спасителя |
По этому поводу ведь было очень много споров, предлагали различные варианты, например, сделать не храм, а символическое лазерное изображение.
Конечно, это промысл Божий, что идея воссоздать храм приобрела реальное воплощение и что она, после того как была высказана священноначалием, нашла отклик в сознании тогдашнего нашего градоначальника Юрия Михайловича Лужкова и все в совокупности привело к тому, что строительные работы начались.
Помню, когда я увидел строительный забор на месте бассейна «Москва», подумал: «Ну сколько раз этот забор еще будут перекрашивать, чинить… Доживу ли я до того момента, когда из-за него станут видны стены храма?». Может быть, за мой скептицизм Господь и поставит меня сюда. Мы знаем историю Симеона Богоприимца, который усомнился в том, что от Девы может родиться Спаситель, и был оставлен до того момента, как Спаситель родился от Девы и был принесен в Храм. Что-то подобное произошло и со мной. Так что я оказался в Храме Христа Спасителя и стал свидетелем того, что здесь происходило до настоящего времени и продолжает происходить.
- Помните момент, в который Вам сказали, что именно Вы будете ключарем воссозданного Храма Христа Спасителя?
- Это было в 1994 году. То есть в сентябре 1994 года появился строительный забор, а 6 октября меня уже назначили ключарем, так что я недолго сомневался и проявлял свой скептицизм.
В то время я был членом Епархиального совета. Состоялось заседание, на котором как раз шел разговор том, что начинается строительство Храма Христа Спасителя и необходимо назначить туда кого-то из московских священников, кто бы мог следить за строительными работами и вообще возглавить процесс воссоздания.
По какой-то причине я не смог присутствовать на этом заседании, вероятно, был занят в Новодевичьем монастыре, и отцы не нашли ничего лучше, как в мое отсутствие предложить мою кандидатуру. Когда я узнал об этом, то очень удивился, но предложение о моем назначении уже было доложено Святейшему Патриарху Алексию II и он его одобрил.
Когда я пришел к Святейшему Патриарху, чтобы просить благословение на это служение и получить указ о назначении, то спросил, почему назначили именно меня, ведь я не специалист, никогда не занимался строительством, к тому же и священник еще молодой, то есть не обладаю большим жизненным и духовным опытом. А Святейший так улыбнулся и говорит: «Храм-то ведь будет еще долго строиться».
Очевидно, он имел в виду, что, пока будет строиться храм, у меня будет время и возможности набраться опыта и, может быть, до великого освящения храма я успею и состариться. Конечно, тогда никто не предполагал, что Храм Христа Спасителя будет построен всего за пять лет.
- Вы были иподиаконом Святейшего Патриарха Пимена. Может быть, были какие-то эпизоды, которые особенно остались в памяти?
- Не скажу, что были какие-то эпизоды: для меня это был один эпизод, очень поучительный и очень яркий.
Конечно, все вспоминают о том, что богослужения Святейшего Патриарха Пимена отличались высокой духовностью и особенной красотой, наполненной молитвой. Проповеди его были в основном назидательными, пастырскими, посвященными праздникам или евангельским чтениям, отличались краткостью, но очень западали в душу и оставались в сознании людей.
Я не был особо приближенным иподиаконом, но для себя и в теперешнем моем служении взял за образец то, как Патриарх Пимен совершал богослужения: не отвлекаться ни на что, всегда быть сосредоточенным и пребывать в молитвенном состоянии.
В основе церковной жизни лежит традиция, преемственность. В момент рукоположения священнику передается благодать от апостолов, которые были поставлены самим Иисусом Христом, и таким образом все мы, священнослужители, оказываемся их преемниками. Но в своем служении мы следуем еще и каким-то образцам. Я учился у Патриарха Пимена, а он еще у кого-то, а те еще… И в этом тоже выражаются преемственность и традиция Православной Церкви.
Фото из открытых интернет-источников и с официального сайта Храма Христа Спасителя
Tweet |
Вставить в блог
Протоиерей Михаил Рязанцев: Я учился у Патриарха Пимена13 апреля 2011
|
Поддержите нас!