Tweet |
Русский Царь Алексей Михайлович Романов был сыном первого Царя династии Романовых Михаила Федоровича (см. 23.7). Царский престол достался Алексею Михайловичу в 1645 г., когда ему было шестнадцать лет. Поэтому в первые годы царствования государством фактически управлял воспитатель юного царя боярин Б.Н. Морозов. Но уже в 1648 г., после бунта в Москве против самоуправства Б.Н. Морозова, Алексей Михайлович твердо взял власть в свои руки.
В царствование Алексея Михайловича Россия не только преодолела последствия Смутного времени начала XVII в., но и начала движение вперед по пути продуманных реформ, призванных укрепить все стороны государственной жизни.
Царствование Алексея Михайловича было трудным. Страну сотрясали церковный раскол (см. 27.8); народные волнения под руководством Степана Разина на юге России (1667-76 гг.), также восстания в Новгороде (1650 г.), Москве (1662 г.), на Украине (1667-76 гг.) и др.; народ переживал голодные годы и т. д. Тем не менее, благодаря спокойной и мудрой политике, Алексею Михайловичу удалось многое сделать для укрепления государства и расширения его границ.
В 1654 г. к России присоединилась Малороссия (Украина) (см. 18.1); в 1667 г. победно закончилась тринадцатилетняя война с Польшей, и России были возвращены Смоленск, Киев и вся левобережная Украина; на востоке трудами русских первопроходцев С.Дежнева, В.Пояркова и др. к России были присоединены земли Сибири; народы Северного Кавказа добровольно перешли под власть русского Царя. Таким образом, в царствование Алексея Михайловича Россия практически достигла пределов современной России.
Алексей Михайлович начал проводить активную внешнюю политику. При нем был учрежден специальный Посольский приказ и установлены дипломатические отношения со всеми странами Европы; русскими купцами велась активная торговля под протекторатом государства.
Самым крупным деянием Алексея Михайловича в области внутренней политики было создание «Уложения» – первого в России свода законов. Это «Уложение» устанавливало равную ответственность перед законом для всех слоев русского общества. Оно сыграло громадную роль в упорядочении отношений между гражданами. Интересно, что это «Уложение» с естественными дополнениями просуществовало в России до середины XIX в.
Во взаимоотношениях с Церковью Алексей Михайлович безоговорочно поддерживал реформы патриарха Никона (см. 27.8).
По своему характеру Алексей Михайлович был спокойным, рассудительным, добрым и уступчивым. В истории за ним сохранилось прозвище «Тишайший». Он имел ясное и твердое представление о божественном происхождении царской власти и ее богоустановленном чине. Начало его царствования (до разрыва с патриархом Никоном) являло собой идеальную «симфонию» государственной и церковной властей. Она завершилась разрывом с патриархом Никоном и переходом государственного управления целиком в руки Царя. При Петре I процесс усиления светской власти получил свое завершение в виде упразднения на Руси патриаршества и прямого подчинения церковного управления государственной власти через государственный орган – Святейший Синод.
Во второй половине царствования Алексея Михайловича в России постепенно формировалось и нарастало движение «преобразователей» – людей высшего общества, считавших, что Московская Русь как государственный, общественный, политический и культурный организм в XVII в. изжила себя и лишь преобразование русского быта и управления по западному образцу позволит дать стране новый импульс развития.
«Царь Алексей Михайлович принял в преобразовательном движении позу, соответствующую такому взгляду на дело: одной ногой он еще крепко упирался в родную православную старину, а другую уже занес было за ее черту, да так и остался в этом положении…» (В.О. Ключевский). Преобразование Русского государства по западному образцу при Алексее Михайловиче происходило не спеша, с учетом национальных и культурных традиций. Преобразовательная деятельность существенно активизировалась после смерти Царя, когда во главе преобразователей оказался фаворит царевны Софьи князь В.В. Голицин. И наконец, Петр I придал этому процессу динамический, и даже жесткий характер, и окончательно направил Россию по пути западных стран, пренебрегая ее традициями.
Таким образом, в конце XVII в. в русском обществе впервые встал вопрос о выборе пути развития страны и о взаимоотношении национальных и западных традиций. Вот уже три века эти вопросы волнуют русское общество (см. 9.6; 10.4; 22.4; 6.4). В отдельные периоды нашей истории общественное противостояние, вызванное выбором пути развития страны, достигало такой остроты, что приводило к жестоким вооруженным столкновениям (восстание декабристов в 1825 г., революция 1917 г. и гражданская война 1918-21 гг.).
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!