Tweet |
Панихида по воинам шестой роты |
Чтения начались с панихиды по воинам шестой роты, защищавшим Печоры, и с молебна преподобномученику Корнилию в Успенском храме Псково-Печерского монастыря.
Заместитель губернатора Псковской области Вера Емельянова направила участникам чтений приветственное слово, где отметила многолетний опыт сотрудничества Псково-Печерского монастыря и Печорской гимназии. Корнилиевские чтения – одна из сторон этого сотрудничества.
На пленарном заседании присутствовали представители государственного управления образования. С этого года со второй четверти в школах Печор был введен курс Основ православной культуры по учебному комплексу Бородиной. Были выделены средства, закуплены материалы, все учителя прошли повышение квалификации, и 74% первоклассников приступили к изучению ОПК.
Глава администрации Печерского района Ф.И. Коханов также приветствовал участников чтений.
Предваряя чтения, наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Тихон (Секретарев) поделился с корреспондентами наблюдением: ему приятно встретиться с теми выпускниками школ, у которых уже преподавались основы православной культуры. У них есть духовно-нравственные ориентиры: семья, дети и та вера, которая зародилась и окрепла при преподавании Закона Божиего. «Дать детям духовно-нравственные ориентиры – наша задача. А они как свободные люди могут выбирать, применять это в жизни или нет», – сказал наместник монастыря о цели чтений и духовно-нравственного воспитания школьников в целом. Когда они видят пример святых, считает архимандрит Тихон, при греховном соблазне в их душе хотя бы происходит борьба. Так они могут выработать иммунитет против наркомании, пьянства и других пороков, которые отравляют жизнь. На общем родительском собрании в Печорской гимназии для второго дня чтений отец Тихон выбрал тему о здоровом образе жизни – а это, уверен наместник, жизнь по Евангельским заповедям.
«Чтения актуальны и востребованы, их темы не повторяются», – подчеркнул архимандрит Тихон (Секретарев), и поделился своим видением роли учителя: «Любой учитель должен быть также и учителем нравственности. Через год будет сорок лет, как я окончил школу, но я помню своих учителей». Они на собственном примере учили детей трудолюбию и целеустремленности.
Псково-Печерский монастырь |
«Нам отрадно видеть, что педагоги Печор, Пскова сами через изучение Закона Божия и жизни Церкви преображаются, становятся на твердый камень Евангельской нравственности и видят, как Бог помогает», – сказал наместник Псково-Печерского монастыря. Иногда даже слов не надо, но благородство учителей, их уважительное отношение к ученику воспитывает его и приведет в конечном счете к истине – ко Христу.
Архимандрит Тихон (Секретарев) |
Свой доклад на Корнилиевских чтениях архимандрит Тихон (Секретарев) также посвятил духовно-нравственному образованию и воспитанию школьников, рассказав, в частности, об участии Русской Православной Церкви в работе над новым законом «Об образовании в Российской Федерации». «Со стороны Церкви был сформулирован целый ряд предложений, касающихся концепции религиозного образования и принципов ее реализации в конфессиональных и общеобразовательный учебных заведениях. Гарантию того, что ребенок под названием православной культуры будет изучать в школе действительно культуру и традиции Церкви, может дать только установление юридической связи между содержанием образования и подготовкой учителя и уполномоченной организацией Русской Православной Церкви», – утверждает наместник Псково-Печерского монастыря.
Нужна также статья в законопроекте, которая будет связывать религиозное образование с выбором обучающихся или их родителей. Архимандрит Тихон вспомнил, как обитель посещал министр образования Андрей Фурсенко. Когда он был в Богом Зданных пещерах у места погребения столетнего старца, ему напомнили заповедь о почитании родителей, за исполнение которой Господь и дает подобного долголетие. Наместник тогда сказал министру, что работникам образования никогда нельзя забывать: главным заказчиком образования являются родители, а они своему ребенку зла не пожелают. Хорошо, что чтобы это было закреплено в новом законопроекте.
Также архимандрит Тихон рассказал о деятельности Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря в школах в 2010 году, летних оздоровительных лагерях и о молодежном православном движении «Вестники».
Ольга Тумановская, директор Печорской гимназии, в докладе «Единый процесс воспитания и развития ребенка» отметила, что сегодня дополнительное образование детей выходит далеко за рамки традиционных внеклассных занятий. Новая модель деятельности школы строится на принципе полноты образования, поэтому «базовое, основное и дополнительное образование должны стать равноправными, взаимодополняющими частями единого образовательного пространства, необходимого для полноценного развития личности. Цель этого – преодолеть интеллектуальный перекос в различии учащихся». По словам Ольги Тумановской, «дополнительное образование – это поисковое образование, апробирующее иные, не традиционные пути выхода из различных жизненных обстоятельств». При этом дополнительное образование в Печорской гимназии в сотрудничестве с музеями, библиотеками, центром детского творчества и школой искусств осуществляется в почти десяти направлениях (военно-патриотическое, туристско-краеведческое и др.), и этот список открыт. Дополнительное образование в школе может выровнять стартовые возможности развития личности ребенка, обеспечить каждому ученику «ситуацию успеха» и содействовать самореализации личности ребенка и педагога.
Доктор физ.-мат. наук Андрей Хунджуа поделился скептическими размышлениями о реформе российского образования, которая, по его мнению, идет не последние двадцать лет, а с 1917 года, и несколько затянулась. За это время было издано столько документов, что проанализировать их все невозможно, и нужно следить по плодам. В частности, Андрей Хунджуа предупреждает о том, что ориентация на Западную систему не верна: не нужно вписываться в постхристианскую систему цивилизации, у нас другой духовный уровень.
Заместитель директора Лицея № 1553 на Донской Наталья Свешникова рассказала о духовно-нравственном образовании и воспитании учащихся в направлениях работы Лицея. По ее убеждению, исследовательское начало в обучении позволяет решить очень многие проблемы. Исследовательская деятельность – инструмент, с которым ребенок может вырасти.
Нужно изучать то, что у тебя под окном. Собрать информацию обо всех своих родственниках – это уже исследовательская задача, которую можно выполнить, не выходя из дома.
Доклад Натальи Свешниковой |
Во второй день чтений прошли открытые уроки по Основам православной культуры и классные часы в классах Печорской гимназии. Например, катехизатор Псково-Печерского монастыря игумен Августин (Заярный) провел открытый урок в 11-ых классах о христианском понимании кинематографа, обсудив со старшеклассниками, что необходимо, чтобы фильм можно было назвать хорошим. Для примера дети посмотрели короткометражный фильм «Одна сотая секунды» и пролог к фильму Андрея Тарковского «Андрей Рублев». Первый из них игумен Августин назвал хорошим, а второй – великим, и предложил ребятам подумать, почему это так.
Открытый урок в Печорской гимназии. Христианское понимание кинематографа |
Иерей Илья Ничипоров, доктор филологических наук рассказал о духовных исканиях в лирике русских бардов ХХ века: о притчах в лирике Окуджавы, исповедальных мотивах в лирике Высоцкого, трагедийности в лирике Талькова.
Иерей Илья Ничипоров |
Например, «Моя цыганская» Высоцкого – раздумья о путях лирического героя и его современников в обезбоженной действительности. Бытийное чувство того, что «все не так как надо» предопределяет зигзагообразное метание по мирозданию. Но «и в церкви все не так, все не так, как надо». Баллада Игоря Талькова «Бывший подъесаул» – художественная рефлексия трагедии национального раскола ХХ столетия.
Также на секционном заседании прозвучали доклады преподавателя гимназии святителя Василия Великого Ивана Смирнова «История метода проектов в естественнонаучном образовании», доктора физико-математических наук Андрея Хунджуа «Наука в России: от Ломоносова к современности», преподавателя московской 141-й школы Юлии Харитоновой «Церковное краеведение как метод отечественного и культурного наследия». Юлия Харитонова рассказала в частности об исследовании мест захоронений воинов, павших в Великой Отечественной войне, и установке поклонного креста на месте, где были остановлены немцы.
В рамках чтений также прошла деловая игра "Проектные работы в средней школе", в ходе которой учителя составили сценарии исследовательских выездов школьников к достопримечательностям Псковской области - начиная от проекта обращения к администрации области и заканчивая вариантами планов творческих работ детей.
Корнилиевские православные образовательные чтения проходят уже в тринадцатый раз. В прошлом году конференция была посвящена преподаванию Основ Православной культуры в современной школе.
Среди участников чтений много тех, кто приезжает год за годом, но каждый раз это число пополняется — например, теми, кто окончил Псковский педагогический университет.
Деловая игра для учителей |
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!