Tweet |
- Отец Никодим, сегодня существует точка зрения, что почитания новомучеников у нас пока не сложилось, что люди ограничиваются формальным признанием их заслуг, а вот молитвенное обращение к ним - явление редкое. А каково Ваше мнение?
- Может быть, времени еще недостаточно прошло? Я раньше думал, что это только у нас в Егорьевске так: человек живет у монастыря, но раз в месяц ему хочется куда-нибудь съездить. И он говорит: «Вот я съездил, там такая благодать». Однажды я пообщался с человеком, который живет рядом с Оптиной пустынью. Так он за всю жизнь был в Оптиной пустыни один раз. А так все по каким-то монастырям ездит. Наверное, это какая-то всеобщая, я бы сказал, болезнь.
У нас в Егорьевске летом проходило несколько экскурсий, в которых я приглашал поучаствовать всех желающих. Прошлый год был годом учителя, и мы пригласили на эту экскурсию учителей. Ориентировались часа на два, а в итоге это заняло целый день. Когда я начинал говорить о наших новомучениках, мы подъезжали к дому, в котором он жил. Я рассказывал о том, как к нему врывались, как у него был первый обыск. Потом подъезжали к городской тюрьме, и я говорил: «Здесь содержались наши новомученики». Вы же были на Святой Земле, видели тюрьму, где Господь наш был, для вас это святое место. А вот наше святое место, тюрьма, где были наши святые. Святая Земля – рядом с нами, мы по ней ходим». И у них менялось отношение к этому месту: «Уже просто как на тюрьму и не посмотришь». Так что работа с людьми дает свой результат.
Празднование памяти егорьевских новомучеников в Александро-Невском соборе |
- Началось все с канонизации самых первых священников, совершавших служение на территории Егорьевского благочиния, которые были прославлены в лике новомучеников. Первый канонизированный священномученик - Николай (Голышев), настоятель Никольского Храма в селе Николо–Крутины. У нас была практически сразу написана его икона, и с тех пор стали совершаться праздничные богослужения в Никольском храме в день его страданий- 17 февраля. А в 2003 году митрополит Ювеналий дал своё благословение, чтобы правый придел этого храма был назван в честь священномученика Николая. Был освящен придел, а в прошлом году состоялось Великое освящение храма, которое совершал архиепископ Можайский Григорий. Следующим канонизированным святым был священномученик Андрей (Ясенев). Он был благочинным Егорьевских церквей. Успенский собор, в котором он служил, был взорван в 1935 году. Поэтому сейчас основное место его почитания- Александро-Невский собор, главный храм города, где, кроме иконы новомучеников, находятся его облачение, митра, епитрахиль, служебник. А общая память новомучеников егорьевских была установлена после его канонизации: 7 марта по новому стилю, в день расстрела священномученика Андрея. Сейчас наших новомучеников уже девять. И 7 марта празднуется общий день их памяти, несмотря на то, что память каждого празднуется и по отдельности.
Егорьевск сегодня. Александро-Невский собор |
- Сейчас продолжается работа по сбору информации о канонизированных новомучениках и, может быть, по выявлению новых егорьевских новомучеников?
- Да, конечно. В начале 2000-х годов у нас появился список всех репрессированных нашего благочиния, и пострадавших, и вернувшихся из ссылки. Для егорьевцев стало открытием то, что у нас есть свои святые. Потому, что все это умалчивалось, об этом запрещалось говорить. Когда была канонизация священномученика Андрея (Ясенева), приехал его правнук. Он работает русским дипломатом в Японии. И они специально приехали из оттуда всей семьей, отдали фотографии отца Андрея. И были очень рады, что у них в семье есть святой. Комиссия постоянно работает: рассматриваются дела репрессированных. Есть, например, один священник, расстрел которого нигде не был документально зафиксирован. Известно, где он похоронен. Его внучка добивается канонизации, но документов, подтверждающих его расстрел, пока нет.
-В документе «О почитании новомучеников», утвержденном на прошедшем Архиерейском Соборе, предписывается составлять службы новомученикам и представлять их на утверждение в Синодальную богослужебную комиссию. Кто в Егорьевском благочинии занимается составлением этих служб и как происходит этот процесс?
У нас была составлена служба Егорьевским новомученикам, когда были канонизированы первые пять из них. Она была утверждена Епархиальной богослужебной комиссией. Мы составляли службу с одним из священников. Самое тяжелое было – составить канон. Брали за образец службу мученику из Минеи 17 века (в службах, составленных в 19 веке, было несколько моментов, которые нас не устраивали). Заранее изучили подробно жизнеописание – причем не только те факты, которое входят в стандартное житие. Брали частную переписку с разными лицами, чтобы понять характер человека. К примеру, священномученик Николай ходил после службы колоть дрова своим односельчанам: в его деревне жили, в основном, одинокие вдовы, мало было, как сейчас говорят, мужиков. А когда батюшке пытались дать деньги, он брал их и просил стакан воды. Хозяйка уходила за водой, а он прятал деньги ей под скатерть или еще куда-нибудь. К этому яркому эпизоду мы обратились при составлении службы. Я бы сказал, что написание службы святому - это благое дело, богоугодное, потому что как только начинаешь составлять службу, ознакомился с житием и знаешь, по какому принципу составлялась служба мученику раньше, то сразу почему-то мысли развиваются в этом направлении очень быстро, и можно достаточно быстро составить службу. Однако затем начинаются доработки, у нас они заняли год. Мы кому-то показывали, с кем-то советовались. Потом отдали на комиссию, и нам два раза возвращали тексты на доработку. Но вот чем эти доработки хороши: первое время аж дух захватывает от того, что ты службу мученику составил, а доработки указывают на твое несовершенство, и когда дело уже идет к концу, понимаешь, что это уже и не ты составил. И когда спрашивают, сказать, что это я, уже не поворачивается язык. И хвастаться уже нечем. Слава Богу.
Егорьевск начала ХХ века. Успенский (Белый) собор |
- А откуда взялись «егорьевские гласы»? Они существовали до появления службы новомученикам?
У нас был известный регент в Успенском Белом соборе, у которого было несколько хоров, насчитывавших в общей сложности порядка трехсот человек – примерно одинаковое количество мужчин, женщин и детей. К нам пришла женщина и сказала, что она является внучкой этого регента, и у них в семье хранятся несколько ящиков нот. Она нам их отдала. Среди них было много нот «с автографами» Чеснокова, Кастальского, написанных этими композиторами специально для хора нашего Белого собора. И в те времена уже существовала егорьевская музыкальная традиция – наши собственный гласы. Когда первых наших новомучеников прославили, мы решили, что надо положить текст службы им именно на эти гласы. Когда московские профессионалы берут эти ноты в руки, они снисходительно улыбаются. Они привыкли к другой традиции – например, отца Матфея. Это для них ново. Но когда пропевают службу, втягиваются. С появлением службы новомученикам егорьевская церковно-певческая традиция обрела новое рождение. В день памяти наших новомучеников – 7 марта – мы пропеваем всю службу по нотам «егорьевского напева», а в другие праздники используем некоторые песнопения этого напева – Херувимскую, Трисвятое. Гласы наши довольно необычно звучат. Они очень мелодичны. Конечно, мы не пытаемся полностью перейти на эти напевы, потому что народ привык к другому, а мы хотим, чтобы у нас весь народ в храме пел.
- Проводятся ли сейчас какие-либо мероприятия совместно с музеями, СМИ и образовательными учреждениями – для распространения информации о новомучениках?
- Крестные ходы у нас бывают в день города. И мы идем на крестный ход с иконой новомучеников том числе. Я упоминал о священномученике Николае. В селе, из которого он родом, остались его потомки, люди, которых он крестил. Они приносили его вещи, и были организованы мемориальная доска и мемориальная витрина с его личными вещами. Там находится его служебник, записки, фотографии, дипломы, последнее письмо, которое он написал своей супруге и детям из тюрьмы, а также свидетельство о смерти, выданное его супруге (через 5 лет после его расстрела она сделала запрос, и ей ответили, что супруг ее умер от остановки сердца), документы, которые удалось взять в архивах: приказ о расстреле, протокол и последние фотографии перед расстрелом. Кроме того, сложилась традиция ездить по егорьевским школам и другим учебным заведениям с беседами и передвижной выставкой, включающей большие плакаты с фотографиями новомучеников, храмов, где они служили, фотографиями их перед расстрелом и икон - после канонизации. Такие мероприятия приурочены ко дню памяти егорьевских новомучеников и проходят в марте. В нашем городе у каждой остановки стоят большие рекламные щиты под стеклом. На них мы размещаем информацию о егорьевских новомучениках. Теперь 7 марта – праздник наших новомучеников – отмечен в егорьевских календарях наряду с основными государственными и церковными праздниками. С прошлого года, если можно так выразиться, «вошло в моду» называть детей в честь новомучеников. Наши священники проводят в больницах беседы с будущими матерями перед родами, либо после, когда читается «молитва первого дня». Священники рассказывают о том, зачем нужны эта молитва и молитва о наречении имени на восьмой день, и о том, чем нужно руководствоваться при выборе имени младенцу. В завершении беседы они упоминают о наших егорьевских святых. И сегодня многие егорьевцы называют своих детей в честь наших святых новомучеников и при крещении это подчеркивают. В свое время была мода на имена Арсений и Варвара, а потом очень много стало Андреев, Николаев – это имена егорьевских новомучеников.
Tweet |
Вставить в блог
Игумен Никодим (Лунев): Мы крестим детей в честь новомучеников13 февраля 2011
|
Поддержите нас!