Tweet |
И разве православность человека отменяет его нормальное стремление к удовольствию и радости? Ведь призваны же мы не к чему-нибудь, но к блаженству.
Взгляните, разве в Церкви мы чужды столь эмоционально порицаемым чувственным наслаждениям? Разве не в наших традициях богатые трапезы, которые есть продолжение богослужения, не услаждаем ли мы себя благовонным ладаном, не радуем ли глаз позолотой и гармонией форм наших храмов? Вспомним: какое первое чудо совершает Господь? Чудо в Кане Галилейской - превращения воды в вино на свадебном пиру. Чем не эпикурейство?
Однако удовольствие удовольствию рознь, возразите вы и будете несомненно правы. То, что православный подвижник сочтет для себя счастьем, к тому обычный грешный мирянин не всегда отнесется с пониманием. А тот, кто на пути к Богу и Церкви где-то задержался, или приостановился, или свернул, вообще, возможно, испугаются "такого удовольствия" или отзовутся с неприятием.
Поспорив в редакции, мы "пошли в народ" искать правды. Герои-современники радовали рассудительностью и эрудицией, неприятно, надо сказать, удивляли ссылками на экзотических мудрецов. Как-никак, а за державу обидно, т. е. за низкий индекс цитируемости родного Православия среди случайных ответчиков. Представления о "православном гедонизме как о норме", да простят нас подвижники, среди наших респондентов выявлено не было. А вот утверждение о несовместимости христианства и удовольствия прозвучало не раз.
Мы хотим поразмышлять о гедонизме и Православии вместе с вами и рады предложить вам материал о гедонистическом риске в газетных заголовках "Берегись! Желтая пресса", поучаствовать в голосовании. Вскоре "Татьянин день" расскажет, что думает о православном гедонизме архиерей. Будем признательны за ваши отзывы и комментарии, которые очень помогают нам корректировать нашу работу.
Что такое гедонизм? Всегда ли человек стремится к наслаждениям, удовольствиям, комфорту и избегает страданий?
Как вы относитесь к гедонизму? Что для вас настоящая радость жизни? - с таким вопросом мы обратились к нашим респондентам.
Наташа Калайтанова, студентка журфака МГУ, 19 лет:
- К гедонизму отношусь отлично! Но если учесть, что у меня сейчас глубокая депрессия, то радость - это если простит меня человек, которого я больше всех люблю.
Дарья Шляпникова, студентка РУДН, 19 лет:
- Как и все нормальные люди, положительно!
Меня радуют встречи с друзьями. А еще вкусно поесть и подольше поспать. Ну, и люблю получать подарки по праздникам и не только.
Анна Лопушняк, 18 лет, студенка:
- Гедонизм - это, как сообщает нам Google, этическое учение, в котором все моральные понятия расцениваются с позиций удовольствия и неудовольствия, в основном телесного, чувственного, в отличие от эпикуреизма. То есть зло - это страдание, а добро - удовольствие. И удовольствие - это высшая ценность для человека, и его надо добиваться любыми средствами. Конечно, в христианской религии гедонизму, как мне кажется, места нет. И это меня всегда пугало.
Что касается меня, то я люблю чувственные удовольствия и умею их получать. Люблю хорошую еду, сон, красивых людей, красивые вещи, одежду, технику и не считаю, что это плохо. Потому что гедонизм, если говорить по-научному, не исключает эпикуреизма. То есть я люблю получать удовольствия и возвышенные: занимаюсь йогой и медитацией, люблю читать книги, ходить в кино и театр, влюбляться, дружить, сочинять и трудиться. Одно другого не исключает. В чувственных наслаждениях главное - не перегнуть палку, потому что, чем больше ты ублажаешь свое тело, тем менее обострены чувства. Приедается рано или поздно. Иными словами, ничего плохого в гедонизме я не вижу, и, как сказал мой приятель, я во многом его олицетворение. =)
Роман Панасенко, 20 лет, журналист:
- Во-первых, довольно-таки неплохо жить по такому принципу. Можно сказать, что гедонизм преобладает в каждом. Ну кто не хочет вкусно поесть, много поспать и при этом избежать неприятных последствий? Да что уж говорить, я и сам так живу.
Во-вторых, действительно так живут все. А ведь никто не задумывается: хорошо ли это? Насколько это соответствует внутреннему миру человека? Можно попробовать посмотреть с другой точки зрения, со стороны. Наш мир превращается в мир потребления. Каждый жаждет благополучия, однако не думает о том, что надо давать взамен. Ценности и моральные, и духовные - все устаревают. Хотя нет, не устаревают, а изничтожаются под натиском гедонизма. Люди теперь даже не задумываются о том, что, если ублажать свою плоть и разум (не у всех он, правда, есть), не останется места радости в душе. Когда вы последний раз радовались за наших стариков, когда радовались за детей-сирот? Задайте этот вопрос не товарищу, а себе. Может, все-таки когда-нибудь наши старики перестанут стоять у метро, продавая соленые огурцы в пакетиках и варенье? Мне всегда жалко таких старушек, и купить что-нибудь стало уже даже не традицией, а обязанностью. Потому что я не могу помочь им иначе. Я не могу увеличить пенсии, не могу сделать так, чтобы все стали уважать стариков. Везде говорят, что надо помогать, а никто этого не делает. Поэтому попробуйте начать с себя. Хотя бы раз. А когда вы были последний раз в детдоме? Нет, даже не так: были ли вы вообще в детдоме? А разве не здорово принести игрушку, подарить ребенку радость? Хотя бы перед Новым годом и Рождеством. Ведь это праздники, с которыми у нас самих связаны самые светлые воспоминания. Запах мандаринов и хвои, надежды на чудо и перемены к лучшему. Каждый в них верит. Наконец, хочу сказать о том, что существует и парадокс гедонизма: чтобы получить больше наслаждений, нужно себя ограничить. И постараться ограничить себя до минимума... В конце концов, однажды к нам вернется все то, чего мы избегали. Нужно жить так, как предначертано, не жалеть ни о чем, делать так, как говорит сердце. Последствия будут, но зато дух будет чист. А если так, то никакое зло не будет нам страшно. Подумайте над этим.
Ксения Вершинина, 21 год, студентка ФГУ:
- Это же философское понятие, вполне определенное - учение, ставящее во главу угла наслаждение. Для меня оно ничего особенного не значит, я себя не причисляю к последователям этого учения. Я не считаю, что получение наслаждения - главное в жизни, хотя и не отрицаю этого мотива как составляющую моего поведения.
Даже китайский философ Сыма Цянь свидетельствовал: любовь ко всем - это человеческое в человеке. И мне кажется, что это и есть настоящая радость жизни.
Юра Аникиеев, 20 лет, студент журфака:
- Я люблю радости жизни, чувственные тоже, я к ним не стремлюсь и их не избегаю - они сами приходят и уходят, я получаю радость от этого чередования.
Елизавета Маркова, 19 лет, студентка:
- Это философия, которая отдает приоритет чувственному счастью, наслаждению, комфорту как высшим ценностям. Гедонизм, на мой взгляд, болезнь человечества. Она исчезнет. Когда комфорт важнее, чем воспитание ребенка, - разве может нация с такими жизненными приоритетами людей выжить? А ведь именно так стали рассуждать европейские женщины.
И хотя христианская этика в нашем мире еще существует, но именно чувственная этика гедонизма является господствующей в западном обществе.
Нормы гедонизма относительны, а не абсолютны, целесообразны и изменчивы в зависимости от людей и обстоятельств, в которые они вовлечены, а потому рассматриваются как созданные человеком. Для гедонизма не существует священных абсолютов, универсальных ценностей. Разве это хорошо? К чему может привести принцип беспринципности?
Для меня радостью жизни является что-то совсем иное, негедонистическое в своей основе. Радость, по-моему, - это доставить радость другим, даже когда они не узнают о том, что это сделал ты.
Александр Васильев, 35 лет, предприниматель:
- Гедонизм - это философия плотских грехов и искушений. Мы, как грешные люди, все немного гедонисты. Но очень важно понимать это и ограничивать свои гедонистические замашки, отрезвляться в душе, оглядываться назад и думать о том, к чему может привести каждое новое желание.
Радостью жизни для меня являются явно не гедонистические ценности. Скорее это ценности общечеловеческие и христианские: дом, семья, вера в Бога.
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!