Tweet |
Иностранцами, равно как и многими россиянами, знакомыми с западноевропейскими образцами барокко, «нарышкинский стиль» воспринимался как исконно русское архитектурное явление. Оно - воплощение внутренней гармонии, мира, праздничное, воздушное, отличается ажурной легкостью зданий. Этот стиль помимо всего - контраст двух тонов: красно-кирпичного фона и белокаменного узора. Для таких памятников характерны овальные или полигональные, то есть многоугольные, окна, а также повышенная декоративность. Это выявляется в барочной торжественности резьбы и позолоченных лож и иконостасов.
Впервые храмы в стиле «нарышкинского барокко» появились в усадьбах Нарышкиных, ближайших родственников Петра I по материнской линии. Лев Кириллович Нарышкин, дядя Петра I, боярин, дипломат, руководитель Посольского приказа, человек, окруженный всеобщим уважением и почетом, вошел в русскую историю в том числе и как заказчик и вдохновитель многочисленных церковных построек - таких, как церковь Покрова в Филях, церковь Троицы в Троице-Лыкове, церковь Спаса в Уборах.
Один из самых прекрасных памятников «нарышкинского барокко» - церковь Знамения Пресвятой Богородицы на Шереметевом дворе - была построена в конце 1680 - начале 1690-х гг. в усадьбе Льва Кирилловича Нарышкина. В середине XVIII в. усадьба перешла к К. П. Разумовскому, а в 1799 г. - к Н. П. Шереметеву, чье имя закрепилось в названии храма.
Подобно другим нарышкинским постройкам конца XVII в., церковь Знамения представляет собой тип храма-колокольни («иже под колоколы»). Четверик с примыкающими к нему полукруглыми притворами, увенчанными позолоченными главками на стройных барабанах, возвышается на высоком подклете и окружен галереей-гульбищем. Три водруженных друг на друга восьмерика устремляются ввысь к небу, создавая легкий выразительный силуэт. Поражает великолепием белокаменное убранство Знаменской церкви, восхищает мастерство зодчих, создавших филигранный рисунок ажурных гребней парапетов и наличников окон с фигурными завершениями.
Красный кирпич и белый камень фасадов, остроумная система конструкции ярусного здания, устремленного ввысь, ажурные кресты над сияющими главами - все это придает церкви сказочную легкость и затейливость "терема" с башнеобразным ступенчатым силуэтом. В этом шедевре, по сути, воплотились все черты, характерные для «нарышкинского барокко». И симметричная композиция зданий, и богатые резные фронтоны, завершающие отдельные объемы, и большие дверные и оконные проемы, и открытые парадные лестницы, наконец, изящество и живописность белокаменной декорации на красном фоне. Храм настолько наряден, что напоминает изысканное ювелирное изделие. Со времени возведения он поражал всех приходящих своим благолепием, праздничностью, вселял неземное чувство радости, помогал обрести молитву.
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы внесла свой вклад, чтобы сделать облик Москвы незабываемым, сказочно-прекрасным - местом, которым могут по праву гордиться жители, которым всегда восхищались и восхищаются иностранные путешественники и гости Первопрестольной.
Восстановление былой красоты церкви Знамения Божией Матери становится тем более значимым, что находится храм в уникальном месте, где до сих пор царит дух живой, непрерывной истории, длящейся исторической традиции, где гораздо больше, чем подробные рассказы об архитектурных деталях, говорит сама атмосфера этих мест. Археологические раскопки в этих местах рассказывают о том, что именно здесь, в Романовом переулке, мог находиться опричный двор царя Ивана Грозного...
Интересно также отметить, что именно название церкви Знамения Пресвятой Богородицы на Шереметевом дворе послужило основой для наименования нескольких московских улиц - Знаменки, а также Знаменских Большого и Малого переулков. А в то время улицы и переулки Москвы, как и других российских городов, как правило, получали название по наиболее значительному объекту, находящемуся поблизости.
Подробнее - на сайте храма во имя иконы Божией Матери Знамение
Фотографии предоставлены Болмасовым Александром
Tweet |
Вставить в блог
Из истории «нарышкинского барокко»10 декабря 2007
|
Поддержите нас!