Tweet |
|
Фото: www.russned.ru |
Завершилась международная конференция «Святитель Иннокентий (Вениаминов) и Православие в Сибири и Америке». Она была посвящена истории Православия в одном из крупнейших регионов страны - Республике Саха (Якутия) и роли святителя Иннокентия (Вениаминова) в деле просвещения народов Крайнего Севера.
9 декабря, в день памяти святителя Иннокентия (Кульчитского), первого епископа Иркутского, в храме Христа Спасителя состоялась праздничная Божественная литургия, в которой принял участие хор из Якутии.
В рамках конференции епископ Якутский и Ленский Зосима ответил на вопросы корреспондента Пресс-службы Московской Патриархии. Приводим это интервью в сокращении.
- Владыка, в этом году исполняется 210 лет со дня рождения святителя Иннокентия, митрополита Московского. Расскажите, пожалуйста, как эту дату отметили в Якутии.
- Юбилей широко отмечается во всех епархиях Дальнего Востока, где жил и трудился святитель Иннокентий. В Якутской епархии торжества начались в Ленске - первом городе, построенном русскими на якутской земле. В 2001 году Ленск был целиком смыт наводнением и фактически отстроен заново. В городе возведен и уже освящен храм во имя святителя Иннокентия. В этом году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II из Троице-Сергиевой Лавры нам была передана частица мощей святителя. В торжественной встрече святыни приняли участие представители городской администрации и духовенства.
Городская администрация приняла самое активное участие в праздновании этого знаменательного юбилея. Во многих школах прошли детские конкурсы сочинений и рисунков, посвященных святителю Иннокентии, в городской прессе появилось множество статей об Апостоле Сибири.
В начале лета был совершен переход из Якутска до Охотского моря - той самой дорогой, по которой святитель Иннокентий когда-то ехал со своими малолетними детьми и женой. В свое время, благодаря Пояркову, первооткрывателю этой дороги, Россия получила выход к морю и возможность торговать с разными народами. Путь сохранял свое значение вплоть до конца XIX века, но в наши дни им уже практически не пользуются. Мы поставили себе целью пройти, в память о святителе Иннокентии, по этой забытой дороге.
Надо отметить, что этот путь остается весьма трудным и в наши дни. Группа местных казаков из шести человек преодолела его за две недели - отчасти пешком, отчасти на лошадях, а также на лодках вниз по Лене. Достигнув большого поселка на берегу Охотского моря, участники перехода с удивлением обнаружили, что местные жители - а многие из них прямые потомки первых поселенцев этого края - никогда не слышали о святителе Иннокентии.
Уже второй год в нашей епархии совершается миссионерский сплав по Лене. За это время в поселках вдоль реки было построено и освящено три храма и часовня. В 2007 году, в память о миссионерских трудах святителя, мы прошли по всей Лене - от верховьев до устья - на пароходе. Группа, в состав которой вошли представители миссионерского факультета Свято-Тихоновского университета и студенты миссионерского отделения Ярославской духовной семинарии, преодолела 3200 км. По дороге миссионеры делали остановки - давали концерты, рассказывали о святителе Иннокентии, проводили духовные беседы, а где есть храмы - совершали богослужения. Часть пути - от верховьев до Якутска - я прошел вместе с миссионерами.
- Но в миссионерских поездках по епархии участвуют и приезжие из центральной России?
- Да, в эти поездки мы ежегодно приглашаем гостей из-за пределов Якутии. Мы приглашаем к сотрудничеству тех, кому есть что сказать, есть чем поделиться. В первый год с нами ездили учащиеся Калужской духовной семинарии, в этом году - студенты Свято-Тихоновского университета и Ярославской духовной семинарии. В следующем сезоне мы ждем студентов МГУ, вместе с настоятелем храма святой мученицы Татианы отцом Максимом Козловым. Мы надеемся, что они тоже приедут в Якутск и полюбят нашу Якутию. Мы традиционно стараемся, чтобы приезжали поющие люди, которые могли бы поделиться богатством нашей церковной музыки и песнопений. С гостями из Москвы мы планируем совершить поездку по Колыме или по Лене - пока мы еще не определились, как у нас сложатся обстоятельства.
- А эти ребята из храма мученицы Татианы будут ездить в основном по русским поселкам?
- Нет, мы посетим и русскоязычные, и якутоязычные селения, и места, где живут эвенки. Все они по-русски прекрасно говорят, нас русский язык объединяет до сих пор, поэтому достаточно знать русский язык, чтобы среди них проповедовать слово Божие.
Однако тот, кто едет в Якутию, должен обладать внутренней красотой веры, быть человеком верующим и очень чистым. Есть такое выражение: чем дальше на север, тем батюшки добрее. Но это же касается и жителей севера. Наш народ очень чуткий. Если они почувствуют неискренность - даже в молодых людях - они просто развернутся и уйдут. Они не поверят священнику, не поверят молодому человеку, который будет говорить о вере и при этом грешить. Миссионерство - это именно служение. Якутия нуждается в тех, кто готов к этому служению, она ждет таких - и мирян, и пастырей.
Миссионерство - дело прежде всего молодых людей. Пожилому человеку нелегко преодолевать большие расстояния, встречаться с людьми. Это требует сил, которых уже часто нет в старости, а вот молодежи присущи некий внутренний задор и желание подвига. Хотелось бы, чтобы церковная молодежь послужила хотя бы несколько лет благородному делу миссии, посещая отдаленные уголки нашей страны. По правде сказать, в этом плане становится порой обидно за нашу Церковь - когда видишь, как протестантские миссионеры охотно едут, бросая семьи или даже забирая их с собой, в отдаленные места, живут, проповедуют. К нам в Якутию приезжают каждый год порядка двухсот миссионеров из-за рубежа, в том числе пожилые люди, живут по несколько лет, устраиваются учителями в школы.
...В одном из дальних поселков, уже недалеко от устья Лены, в дореволюционные времена жил один священник, который построил не только церковь, но и школу при ней, и сам же учил местных ребятишек. До сих пор священника - он в тридцатых годах был расстрелян - помнят, и даже школу назвали его именем. Сейчас в поселке пытаются возродить церковную жизнь и просят меня: «Владыка, пошли нам какого-нибудь верующего учителя, чтобы он просто пожил у нас, попреподавал бы в школе, позанимался бы с нами». Но епархия не может дать такого человека. Может быть, кто-то из центральной России заинтересуется возможностью послужить Господу и приедет с намерением пожить немного на Дальнем Севере, потрудиться на благо Церкви Божией именно в качестве такого миссионера?
Конечно, память о таком человеке, если он искренне служит Богу, не изгладится никогда. Ведь и старцы оптинские, и новомученики сначала были простыми священниками, простыми епископами, простыми мирянами. Но они любили Бога, они верили Ему и вверяли Богу всю свою жизнь. Их жизненный путь стал для нас примером. Но они-то не боялись служить Господу. Мы же чаще всего требуем этого от священника. Вы священники - вы обязаны. А разве миряне не обязаны любить Бога, разве миряне не обязаны служить Ему?
Полностью текст интервью епископа Якутского и Ленского Зосимы читайте на Официальном сайте Пресс-службы Московской Патриархии.
Tweet |
Вставить в блог
Якутия ждет миссионеров9 декабря 2007
|
Поддержите нас!