Tweet |
Открывая вечер, протоиерей Максим Козлов сказал об Олесе Николаевой: «Мне нравится, как она бескомпромиссно, нелицемерно и, когда нужно, абсолютно неполиткорректно отвечает на вопросы, которые ставятся перед ней как перед литератором и православным человеком».
Настоятель университетского храма заметил, что нередко, когда речь заходит о православной литературе, «сжимается сердце: не всегда это литература». Иногда это не заслуживает именования художественной словесности, а иногда определения «православная». «А когда мы говорим о книгах Олеси Николаевой, — это и православная, и литература — такое редкое по нынешним временам счастливое сочетание».
архимандрит Тихон (Шевкунов) |
Секретарь Патриаршего совета по культуре, наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов) уже без малого тридцать лет дружит с Олесей Николаевой. Он рассказал об исключительной черте писательницы — ее «монахолюбии». Олесе Николаевой удалось для многих иноков стать настоящим другом. Архимандрит Тихон считает, что это связано с духовным воспитанием и воцерковлением Олеси Николаевой у стен Псково-Печерского монастыря, среди старцев, среди удивительных монахов, среди тех интересов, которые так отличаются от сегодняшних мирских.
Отец Тихон признался, что с радостью отпускает насельников своей обители в Переделкино, в гости к Олесе Николаевой и ее мужу — протоиерею Владимиру Вигилянскому.
Вместе с Олесей Николаевой (и это запечатлено во многих ее рассказах), по мнению архимандрита Тихона, можно увидеть действие Промысла Божия в жизни человека. «Все только продолжается, все наши приключения еще впереди», — заключил отец Тихон.
Олеся Николаева согласилась с определением отца архимандрита: она действительно очень монахолюбива, и всякий посвятивший свою жизнь Богу для нее уже земной ангел, хотя бы и казалось, что он недостоин такого образа. Любой устремленный к Богу человек — это уже литературный герой, считает писательница.
Сергей Чупринин, главный редактор журнала «Знамя», где были впервые опубликованы многие произведения Олеси Николаевой, рассказал о том, как впервые увидел ее выступление со стихами — почти тридцать лет назад, после чего начал следить за ее творчеством.
Христианская образность в ее поэзии для Сергея Чупринина ценна в первую очередь свободой. В современных стихах и прозе на религиозные темы, написанных священнослужителями или новообращенными мирянами, главный редактор «Знамени» чаще всего видит боязливость в обращении со словом, со звуком и образом. Николаева же воплощает свою веру открыто и смело, как подобает художнику.
Сергей Чупринин также заметил, что книг, в которых описано, как человек обретает веру, больше, чем тех, где человек приходит в лоно Церкви, становится в ней своим. «В этом смысле Олеся Николаева сегодня, наверное, самый церковный писатель из всех пишущих на русском языке», — сказал он. Книги Николаевой показывают, что Церковь может быть отделена от государства, но не от жизни, что мир светский и мир церковный — единая жизнь, хотя каждый из нас проживает ее особо.
В произведениях Олеси Николаевой возникает и ее собственный образ: сначала она действует почти на краю сцены, почти никак не видна, а с 2000-х годов заявляет о себе громко и открыто. Для Сергея Чупринина это пример того, как не следует удерживать в себе вопросы и скрывать свои обиды, как надо заявлять миру о том, что ты о нем думаешь.
Алексей Варламов |
Писатель и коллега Олеси Николаевой по преподавании в Литературном институте Алексей Варламов рассказал, что его знакомство Олесей было «таким, каким и должно быть знакомство с писателем» — оно началось с книг стихов и прозы. «Отношения писателя и его дара — всегда вещь очень сложная и интересная и в Олесином случае, я думаю, удивительно гармоничная. Она человек действительно очень свободный, очень одаренный. Для меня главное качество ее книг — они очень интересны», увлекательны, легко написаны, «словно нет никаких усилий, того специфического писательского пота, запах которого иногда отбивает вкус даже от хорошей прозы», — сказал Алексей Варламов.
Олеся Николаева, по мнению Варламова, пишет очень назидательно, но к этому надо правильно относиться. Слово «назидательный» в нашем сознании имеет скучные коннотации. Но так же назидательна «Капитанская дочка» Пушкина — одна из лучших повестей в русской литературе, где назидательность решена настолько художественно тонко, что вовсе не замечается. При чтении книг Олеси Николаевой, считает Алексей Варламов, ощущается, «что ее герои находятся в постоянном диалоге с Небом, оно незримо присутсвует на каждой странице, но нисколько не давит и не подавляет читателя, а заряжает той бодростью, от которой хочется жить дальше».
Олеся Николаева призналась, что человек вообще — «невероятный предмет писательского интереса», а в жизни ей посчастливилось встречать с удивительными людьми. Ее богатство — те непохожие друг на друга люди, с которыми она встречалась и дружила на протяжении многих лет, наблюдая их отношения с Богом и друг другом. «Меня потрясает, что жизнь полна и тайн, и подсказок», — говорит Олеся Николаева. Николаева рассказала о процессе творчества: «Когда в большую вещь влезаешь, тебе важно сидеть внутри, чтобы чувствовать все связи героев друг с другом. Ты живешь в этом романе какой-то кусок жизни и общаешься с этими героями, как будто они живые люди».
Олеся Николаева рассказала о книге, которая только планируется к изданию, — это тридцать три чудесных истории, или истории с анекдотическим поворотом событий. «Мне кажется, что главная цель этой книжки будет утешительная», — говорит автор. Двадцать из тридцати трех историй будут опубликованы в журнале «Знамя», но самые объемные из рассказов войдут только в книгу.
Один из этих рассказов — «Деньги для Саваофа» — Олеся Николаева прочитала на своем творческом вечере. Этот рассказ относится не к чудесным, а к курьезным историям. Вскоре на нашем сайте будет опубликована видеозапись чтения рассказа автором.
Естественно, авторское чтение было центральным событием вечера:
Когда б Иосиф, злыми братьями
израненный, в пустынном месте,
сжимая кулаки с проклятьями,
роптал и вопиял о мести;
Когда б Иосиф, в рабство проданный,
во тьме, к исходу первых суток,
Нил проклинал со всеми водами,
пустынями мутил рассудок;
когда б Иосиф, опороченный
клеветами, уже в темнице,
на крюк в стене, на камень
сточенный,
на яд змеиный смог польститься, —
что было бы тогда? — инаково
судьба пошла бы, и юродом
смела б голодного Иакова
и Ханаан с его народом?
И подвиг Авраама-странника
пошёл бы прахом?.. Иль другого
Бог создал бы себе избранника
в часы смятенья рокового?..
Иль всуе эти всхлипы с вскриками —
души неверной вестовые:
сиди во рву, мирись с языками
да сны разгадывай кривые…
И если в прочитанном рассказе речь шла о достаточно недавнем периоде в истории Русской Церкви, о курьезах современности, то в стихах поднимаются чаще всего вечные темы — будь то библейская история Иосифа Прекрасного, будь то разговор души с Богом и небесный ответ на человеческие просьбы:
Текст твердя молодой и кондовый,
подбоченясь, с улыбкой стальной,
я хочу быть богатой-здоровой,
а не бедной-усталой-больной!
Моря! солнца! цветов! винограда!..
И услышала я с высоты:
— Все, что хочешь, Я дам тебе, чадо,
но без этого ближе Мне ты!
Олеся Николаева — поэт и прозаик, публицист и профессор Литературного института, лауреат и член жюри литературных премий. 23 декабря Святейший Патриарх Кирилл вручил ей орден святой благоверной княгини Ольги.
Недавно в издательстве храма святой мученицы Татианы вышло практически полное собрание прозы Олеси Николаевой. В серию вошли романы «Инвалид детства» и «Мене, текел, Фарес», повести «Пленный херувим», «Ничего страшного», «Корфу», впервые изданная «Кукс из рода Серафимов» и другие произведения. В творческом вечере принял участие художник, оформивший серию, — Валерий Башенин.
Tweet |
Вставить в блог
Проза Олеси Николаевой — свободное и смелое воплощение веры27 декабря 2010
|
Поддержите нас!
На общем фоне современной литературы полной жёсткости, мрака, безнадёжности, любования играми тёмных страстей, эти книги - как глоток свежего воздуха.