Tweet |
Храм Новомучеников и Исповедников Российских на полигоне в Бутове |
В современной России теперь много говорят о недопустимости фальсификации истории. Ставшее за последние два года навязчивым использование этого словосочетания вызывает у многих тревогу. Тревога эта оправданна. Практически не известное русской академической науке странное словосочетание «фальсификация истории» было некогда создано еще сталинским агитпропом. Это был кричащий пропагандистский ярлык, превратившийся в 1940-е годы в очередную идеологическую фикцию, в ярко-красный стоп-сигнал для мышления. «Фальсификацией» объявлялась любая точка зрения на исторические события, не соответствовавшая лживым партийным догмам.
Минуло почти двадцать лет с момента крушения власти КПСС и конца Советского Союза. Богоборческое государство Ленина и Сталина, созданное на месте уничтоженной тысячелетней России, рухнуло не только из-за социально-экономических проблем, но в первую очередь из-за всепронизывающей лжи. Повседневная жизнь советского человека в социальной сфере, начиная от детского сада, через школу и далее была пропитана лживостью, отравляющей самые корни общения.
Соответственно этому ложь воцарилась и в учебниках истории. И вот, к великому прискорбию, за двадцать минувших лет в постсоветской России не произошло самого главного: духовного осмысления обществом трагедии собственной страны в ХХ столетии и действительного освобождения русских людей от большевистских мифов и фикций. Надо выступать против искажения истории. Но на основе покаянного переосмысления действительных фактов нашей российской истории, отбрасывая сталинские подмены.
Однако именно этого не происходит.
На Бутовском полигоне в Подмосковье был воздвигнут великолепный храм, и мы участвовали в его торжественном освящении. Ежегодно там собираются до десяти тысяч православных христиан, чтобы почтить память убиенных… Неужели это единственное место в России, где можно физически ощутить то, чем был на самом деле сталинский режим? Бесчувственность воспитывается в человеке, когда он живет на улице с именем отъявленного убийцы. Что значит спор о возврате «железного Феликса» туда, где памятный соловецкий камень?
Сравнить это с Германией, много потрудившейся и все еще трудящейся над осмыслением своего исторического пути?
В Германии стоит даже православный храм в Дахау. А в трех километрах оттуда еще и другой — там, где «остарбайтеры» (так называемые восточные рабочие, вывезенные насильно) рядом с Дахау несли свой крест: они — отверженные своими и чужими. Куда им было возвращаться? На Родину? «Предателями»? Опять в лагерь… после гитлеровского еще и в сталинский? Но то в далекой Германии — храмы, естественная память и к тому же огромный пройденный путь, исторический труд.
Нужен ли нам, русским, такой исторический труд, или мы на него не способны? О, если бы то, что осмыслено ныне отчасти в Бутове, осмыслено было бы по всей России!..
Ярко свидетельствуют о сопротивлении подобному духовному переосмыслению и перерождению закрытые архивы. Вот оно, перекрытие дыхания: страх перед потоком свежего воздуха. Но без нового слова о своей истории Россия задохнется.
Повсеместно — как исподволь, так отчасти даже и открыто в средствах массовой информации и в учебной литературе — в последние годы происходит реабилитация сталинщины. Нам предлагают рассматривать преступления 1930—1940-х годов, включая физическое истребление клира самой крупной Поместной православной церкви мира и миллионов соотечественников, в качестве якобы «исторической неизбежности», неких объективных условий, сопровождавших мобилизацию народа накануне Второй мировой войны.
Показательным в этом отношении является уже третье издание учебника по отечественной истории 1917—2009 годов преподавателей исторического факультета МГУ А.С. Барсенкова и А.И. Вдовина, получившего статус официального университетского курса. Попытки придать антихристианскому сталинскому режиму лоск и респектабельность искажают историческую действительность. Если, например, А.С. Барсенков и А.И. Вдовин утверждают, что кровавая сталинская коллективизация — согласно А.И. Солженицыну, «перелом хребта русского крестьянства» — якобы по существу была «завершением столыпинской аграрной реформы», то это свидетельствует о глубоком непрофессионализме этих преподавателей. Здесь нет подлинного понятия ни о столыпинской реформе, ни о сталинской коллективизации. Целый ряд других ошибок уже достаточно обсуждался в прессе и интернете. Но все это пока не меняет положения.
Идеологическая кампания по борьбе с «фальсификаторами истории», начавшаяся в конце 1940-х годов, привела к господству в советской исторической науке циников и дилетантов. Их влияние и воздействие на общественное сознание по-прежнему велики. Любые попытки предложить Сталина русской молодежи в качестве выдающегося государственного деятеля и патриота — оскорбление памяти миллионов жертв режима.
Кровь казненных на Бутовском полигоне и разлитая по всей России вопиет к Небу. Услышим ли мы — нынешние потомки — ее зов?
Живительным и спасительным честный подход к истории окажется для самой России. И это главное. Подобный искренний подход, несомненно, изменит и образ России среди других народов: там, как известно, отрицательный, искаженный исторический образ нашей страны подтверждается нашей же косностью в оценке преступлений режима. Со всем этим пора покончить решительным рывком к правде.
Исторические исследования должны получить мощную фактологическую базу через открытие архивов. Труд должен проводиться не среди пропагандистски-запретительных окриков, а в атмосфере полноценной исследовательской свободы.
Публикуется с сокращениями
Tweet |
Вставить в блог
Ложь уничтожается правдой20 декабря 2010
|
Поддержите нас!
Второй момент, на котором хотелось бы остановиться, - это связь сталинской т.ск. администрации, и сохранении Россией своей государственности. Часто этот момент «клеймители» сталинского периода касаются «краешком сознания», вскользь и нехотя упомянув, при вынужденной необходимости, ее реальной заслуги. И обычно в таком случае добавляют, что, в частности, «войну выиграл народ, а не Сталин». На это хотелось бы заметить, что совсем недавно перед этим этот же народ, только под водительством других руководителей, вел себя совсем по иному, а именно, в лучшем случае – бездействовал, а то и вообще разрушал или трусливо убегал. В истории одного из афонских монастырей есть такой эпизод, что перед нашествием на Афон «латинян», как там называют католиков (в данном случае речь идет, насколько помню, об одном из «крестовых походов»), монахам монастыря явилась Божья Матерь, и предупредив о нашествии, сказала, что кто немощен – пусть уходит и скроется, а кто крепок – пусть остается и засвидетельствует свою веру мученической кончиной. Так и произошло. Так вот если попытаться провести некую параллель к нашей ситуации, то в данном случае дело выглядит так, что Матерь Божия велела крепким остаться вместе с Ней, свидетельством чего явилась Державная Ее икона, и сохранить Церковь и государство. Это и было целью оставшихся: Церковь и государство. А убежавшим от демонического нашествия нашим братьям, может было бы приличней в этом случае лучше усиленно молиться за оставшихся, и писать им что-нибудь вроде: «крепитесь браться, вашей кровью сохраняется на российской земле Церковь Христова и российская государственность, как оплот иерархического мироустройства», чем собираться и выносить т.ск. некие «прещения».
И в порядке следования мысли еще об одном – о роли государственности в деле христианизации мира. Кроме того, что было уже написано в бывших ранее обсуждениях на родственные темы, хочется поставить вопрос и о том, что сделали для распространения христианской веры и устроения «тихого и безмятежного жития во всяком благочестии и чистоте» св.равн. царь Константин и св.равн. кн. Владимир в свое время, и что сделала церковная иерархия, за прошедшие 20 лет (хотя бы по сравнению с соответствующим периодом после установления вменяемой, по отношению к народу страны, советской власти), сама, без консолидированной, как сейчас говорят, помощи государства? Отличие разительно. «Свободу» иметь богатейшему государству бездомных детей в «технологически прогрессивном» XXI веке я бы все-таки в учет не принимал.
А если еще раз о «консолидации» церковно-иерархических и государственно-иерархических сил в деле устроения общества на принципах «благочестия и чистоты», то ведь исторически нельзя и сказать, что это было человеческое устроение, потому что в этом случае возникает вполне закономерный вопрос: какое было дело Господу до государственной системы, и до ее возглавителя, когда Он Сам проявил инициативу, являя Крест св.Константину, и указуя: «Сим победиши». Неужели Господа интересовала сама по себе победа одной из сторон в очередной «мирской» войне? И почему история христианизации мира, того, что мы сейчас называем «христианской цивилизацией», не пошла по пути, скажем, явления Господа какому-нибудь языческому князьку небольшого языческого народа? Ответ же просто очевиден и прост.
Как некоторое заключение: кровь новомучеников – это, в первопричине, не кровь «сталинских репрессий», это несопоставимо более кровь гражданской войны, и как те, кто приложил к этому руку, так, со своей стороны, и те, кто не приложил к ней свою «адекватную руку», несут вину намного более, чем «человеческий фактор» сталинского времени. Я уже как-то приводил эпизод из жизни прп.Серафима Вырицкого, когда его пришли в очередной раз арестовывать, и преподобный произвел такое впечатление на «сотрудника органов», что тот произнес: если бы все попы были такими, мы бы все были верующими. Так вот вопрос: где были «такие попы» в предреволюционное время, и во время свершения переворота? «Единиц» праведных Иоаннов Кронштадских, очевидно, не хватило до «десяти праведников», из-за которых Господь мог бы помиловать российское государство без таких тяжелых потрясений. Ответственность пастырей словесного стада невыразимо велика, поэтому и пришлось проливать более сильным свою кровь, дабы и более слабые имели возможность соучастия в восстановлении разрушенного христианского общества на российской земле, Дома Пресвятой Богородицы.
В Нижнем Новгорода, у противоположного от города берега Волги есть остров Мочальный - там было убито много самых разных людей, в том числе и братия нескольких монастырей Нижегородской епархии. Сейчас там стит часовня, несклько раз в году проходят поминальные службы.
И такие места есть во многих городах, а иногда они бнаруживаются при строительстве дорог...
Конечно же, должен быть подготовлен каталог таких мест, безвестные захоронения необходимо привести в порядок.
Но не менее важно - чтобы об этом знали соотечественники во избежание повторения соблазна железной руки, якобы способной загнать человечество во всеобщее счастье. Такая дорога - только через кровь мучеников.