Tweet |
|
Игумен Ангафангел (Белых) |
-Отец Агафангел, чем миссионерский приход отличается от обычного?
- Сейчас на секции был прекрасный доклад, спонтанная речь владыки Никодима Чукотского и Анадырского , который очень прочил, чтобы в документ, который будет принят по итогам съезда, был внесен пункт о необходимости разделения обычного и миссионерского прихода. За последние несколько лет мне приходилось участвовать в разных круглых столах, посвященных теме миссионерских приходов и везде приходили к тому, что это скорее всего просто нормальный активный приход, а в чем его «миссионерскость», даже сами миссионеры затруднялись бы сказать.
Я считаю, что нам, конечно необходимо каноническое определение этого понятия, хотя бы в административном плане. Такой приход наверняка должен быть освобожден от епархиального взноса и даже иметь финансирование со стороны, так как он в принципе не может быть доходным. Это приход образцовый, на который должны равняться остальные. Это приход, в котором будет крепкая община, потому что вчера святейший патриарх сказал, что основой миссионерской деятельности должен стать приход, в котором существует евхаристическая община, которая активно действует. Миссионерский - некий образцовый, идеальный приход, каковыми в итоге должны стать остальные приходы в епархии.
- Как строится миссионерская деятельность у Вас?
- Поясню. На Арктическом побережье Якутии я служу чуть меньше двух лет. Площадь территории, куда я командирован для миссионерской работе, примерно равна площади Великобритании, но население ее - около 11 тысяч человек, разбросанных по небольшим поселочкам по 400-500 жителей, расстояние между которыми - 300, 400, 500 км. Добраться на автомобиле почти невозможно: либо зимой на вездеходе, либо на вертолете.
Чтобы как-то начать миссию, для начала было необходимо создать базу райцентре, где живет примерно 5 тысяч человек в двух поселках, где существует деревянный храм на военной авиабазе и храм там, где живет гражданское население. Стали строить приход.
Раньше батюшки приезжали раз в полгода на 7-10 дней и не было церковной общины, которая могла бы составить костяк. Поэтому год с небольшим мы создавали приходскую жизнь: через регулярные богослужения, постоянные беседы встречи с людьми, на которых им говорилось о необходимости осознанного подхода к участию в богослужении. В итоге собралась база где-то в 20-25 человек, которые осмысленно участвуют в службе, таинствах. И уже на основе этой более-менее крепкой приходской базы мы начали действовать дальше, организовывая поезди в другие поселки. У нас появилась возможность пользоваться вездеходом, которым могли пользоваться наши прихожане, через год мы организовали денежный сбор, который позволил не выпрашивать деньги на какие-то нужные вещи.
Так что сначала - организации одного прихода в одном месте и потом уже поездки по другим маленьким населенным пунктам, которые требуют большего участия в окормлении.
- Как жители поселков относятся к тому, что Вы приезжаете? За то время, пока Вы служите в Арктике, их отношение как-то менялось?
- Есть такое хорошее выражение, которое как-то пришло в голову и мне очень нравится: «Чтобы с батюшкой все здоровались в поселке, сначала ему нужно год ходить и здороваться со всеми».
Сначала нужна обычная приветливость и готовность каждому ответить на его вопросы, рассказать о том, что его больше всего интересует. Миссионер должен быть простым, искренним и готовым уделить внимание каждому человеку, от представителя администрации до последнего алкаша у магазина. Нужно уметь искренне поговорить и с пьяницей где-нибудь на лавочке, и тут же - с власть имущим человеком. Прчием одинаково со всеми, открыто и ровно. И когда люди видят такое отношение, то, разумеется, им сложно в ответ проявить агрессию.
Часто бывает, что человек ослеплен ложной информацией о Церкви, особенно там, где вся информация идет через телевидение и журналы, в которых не всегда присутствует адекватная картина церковной жизни. И через призму этого мифологизированного отношения к Церкви часто человек изначально готов агрессивно обратиться к священнику. «Вы, толстые попы на мерседесах...» - стандартное утверждение. Но потом все видят, например, что я езжу на автобусе, и когда пурга - на вездеходе. И после начинают смотреть по-другому. Нужна приветливость, доброе отношение ко всем. А люди в этом нуждаются, и это видно по тому, что не бывает недели, чтобы ко мне не подошли на улице с вопросом.
- С какими вопросами подходят?
- Начиная от самого распространенного - «Как бросить пить? - и заканчивая тем, как покрестить ребенка, покреститься, как поступить в том или ином случае. Вопросов много бывает, и даже не нужно специально что-то организовывать.
Недавно к нам в Тикси приехал второй священник и практикант -семинарист второкурсник. И он весь такой горячий, готов миссионерствовать, действовать: «Батюшка! Дайте программу действий!». А я ему говорю: «Да ты просто живи, выполняй послушания, ходи по улицам и не давай повода думать о тебе плохо. Это уже будет миссия» - Нет, дайте мне программу!». Да ты просто живи, а жизнь сама поставит вопросы. Просто будь готов на них ответить. Как говорит апостол Петр во втором послании: «Будьте готовы всякому требующему у вас отчета в уповании своем, дать ответ с кротостью и благоговением».
В мегаполисе наверняка необходимы особые программы. А в таких маленьких поселках нужно просто с любовью относиться к людям. Разделять невзгоды, заброшенность, тяготы климата, когда зимой по месяцу дети в школе не учатся, потому что пурга, или из дома не выйдешь, потому что ветер - 30-40 м/с, а это же берег океана. И когда все это просто разделяешь, не строя из себя учителя истины, а старясь быть более простым, но готовым всегда ответить на вопросы, наверное, это самое главное.
Tweet |
Вставить в блог
Быть готовым всегда ответить на вопросы21 ноября 2010
|
Поддержите нас!