Tweet |
|
Через шесть лет после основания города, в 1636 году, там был построен первый университет - ныне знаменитый Гарвард, который ныне соседствует с многими другими академическими заведениями, от Массачусеттского Технологического Института до Семинарии Святого Креста, одной из ведущих духовных академий Вселенского Патриархата, и с многочисленными технологическими и биотехнологическими компаниями от Polaroid и Adobe до Novartis. Именно в такой атмосфере пересечения Афин и Иерусалима находится Богоявленский храм РПЦЗ, расположенный в бостонском районе Розлиндейл (963 South St., Boston, MA). Прихожанами храма является немалое число сотрудников и студентов различных университетов и инновационных компаний Бостона и округи.
По инициативе отца-настоятеля прихода священника Виктора Болдевскула в 2009 прихожанами было организовано обсуждение взаимодействия и взаимопонимания между верой и наукой. Первый приходской симпозиум состоялся 9 мая 2009 года и включал три доклада: «Обзор проблемы науки и религии с точки зрения пастыря» отца Виктора; «Взгляд астронома на Библию и историю сотворения мира» астрофизика Алексея Вихлинина и «В поиске равновесия между верой и наукой» биолога Владислава Зарайского.
Отец-настоятель выразил мнение, что мнимое противоречие между религией и наукой в современном обществе является препятствием в пастырской и миссионерской деятельности. Это ложное противопоставление науки и религии агрессивно пропагандируется в СМИ и учебных заведениях, но, по мнению отца Виктора, православный ответ на этот вызов не может быть реакционным. Реагируя на нападки со стороны атеистов, православные апологеты к сожалению часто принимают условия дискуссии установленные их же противниками. В попытке дать должный отпор они, как и американские протестанты, становятся похожи на карикатуру из атеистической пропаганды, принимая образ антинаучных религиозных фанатиков. Ссылаясь на труды владыки Александра (Милеанта) отец Виктор высказал убеждение, что возможно совместить уважение к научным открытиям с православным вероучением. В заключение отец Виктор выразил надежду, что все области науки просветятся Духом Истины и убеждение в том, что условия для этого существуют благодаря возрождению Русской Церкви.
|
Интереснейший доклад д.ф.-м.н. Алексея Вихлинина осветил проблему восприятия библейских текстов в разные времена и предвзятого взгляда атеистов на кажущиеся им научные ошибки в тексте Священного Писания. Он рассмотрел вопрос о так называемом библейском числе пи, сравнивая его с якобы заковыристыми новозаветными вопросами Спасителю о монете с изображением кесаря и семи мужьях. С точки зрения астрофизика докладчик так же рассказал о мире после Большого Взрыва - «невидимом и неустроенном», согласно Шестодневу, о появившемся в первую очередь свете (реликтовом излучении), и о «Тёмном Времени», вечере первого дня Творения, предшествовавшем появлению звёзд. Он ещё раз сослался на Пс 2:4: «Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им», рассуждая о попытках некоторых атеистов опровергнуть Писание.
Девятнадцатого июня 2010 года приход организовал второй симпозиум, где профессор биологии Университета Тафтса Сергей Михайлович Миркин представил большой доклад «Что есть и чего нет в геномных текстах», в котором он рассказал о примерах сложных молекулярных машин, которые существуют в каждой клетке любого известного живого организма.
Среди примеров были репликационная вилка ДНК, РНК полимераза и рибосома, каждая представляющая
|
всёвозрастающий уровень сложности. Рассмотрев белок «бета-раздвижной зажим» (beta-sliding clamp) и совпадение его формы у многоклеточных и одноклеточных живых существ при кардинальном различии генетического кода, докладчик высказал мысль, что столь сложные и точные структуры, являющиеся общими для всех клеточных форм жизни на Земле, могут быть результатом направленной, нежели чем случайной эволюции. Расположив рядом данные современной науки о биологической эволюции от появления первых клеточных форм до возникновения человека и стихи первой главы книги Бытия, профессор Миркин показал, что здесь наличествует значительная корреляция между эпохами в эволюции и цитатами из Библии.
Он также привёл цитату из речи президента США Билла Клинтона, произнесённой в 2000 году в честь окончания секвенирования человеческого генома: «Сегодня мы узнаём язык, на котором Бог создал жизнь. Мы ещё польше поражены сложностью, красотой и чудесностью наиболее божественного и священного из Господних даров». По мнению Сергея Михайловича Миркина, мы и вправду можем только поражаться сложностью языка, использованного Господом, но вряд ли сможем утверждать, что мы полностью этот язык понимаем.
Человеческий геном и геном шимпанзе (примата, который наиболее похож на людей по многим биологическим параметрам) идентичны на 98% и, согласно последним исследованиям, только три гена (из общего числа человеческих генов около двадцати четырёх тысяч) являются новыми для человека и не существуют у шимпанзе. Но при этом как сильно мы отличаемся от шимпанзе в культурном и психологическом плане. Профессор Миркин считает, что это доказывает тщетность попыток найти Богоданную нам душу в генетическом коде, так как этот код показывает лишь «прах земной», в который было вдунуто «дыхание жизни».
Последовавшее за докладом обсуждение под руководством Алексея Вихлинина было оживлено бурной научной дискуссией докладчика и нейробиолога Арсения Хахалина, которая была взаимополезна не только для участников диспута, но и для остальных прихожан. Прихожане также задали многочисленные вопросы, касавшиеся общих принципов жизни с точки зрения биологии и взаимоотношения этих принципов к духовной стороне бытия.
В воскресенье, 14 ноября, приход Богоявленского храма Русской Православной Церкви (Бостон, Массачусеттс) проведёт третий симпозиум «Вера и Наука». Если предыдущие доклады были, в том числе, об астрофизическом и молекулярно-биологическом восприятии, то нынешний симпозиум будет посвящён взгляду с точки зрения веры.
Философ Анна Джинчарадзе (магистр философии, Высшая Школа Философии, Мюнхен, Германия; кандидат в доктора философии Сорбонны (Франция) и Бостонского Колледжа (США)) представит свой доклад, озаглавленный «Метафизика как средство выживания: теология и квантовая теория», отвечающий на вопрос: может ли быть, что и Дионисий Ареопагит, и Роджер Пенроуз предлагают "теорию великого объединения" между теологией и наукой?
За докладом последует его обсуждение под председательством о. Виктора Болдевскула. Посещение симпозиума открыто для всех заинтересованных. Будет обеспечен синхронный перевод на английский/русский языки.
Tweet |
Вставить в блог
Бостонские симпозиумы12 ноября 2010
|
Поддержите нас!