Tweet |
|
Андрей Николаевич Лосский |
Типикон и богослужение времени
- Только что закончилось Ваше выступление, которое называлось...
- «Время и вечность в древних палестинских Типиконах».
- Что такое Типикон?
- Каждый верующий человек, даже если и не знает, что такое Типикон, он к нему привык, посещая богослужения. Он чувствует, что церковные службы подчиняются особому распорядку. Этот распорядок описан в Типиконе, или Уставе. Главным образом Типикон регламентирует то, что называется «богослужением времени».
- То есть богослужение суточного круга?
- Точно так. «Богослужением времени» суточный круг называл отец Александр Шмеман, подразумевая полунощницу, утреню, часы, вечерню, повечерие.
- Каковы основные выводы Вашего доклада?
- Анализируя древние Типиконы 12 века, я нашел в них полное подтверждение идеи Шмемана о соотношении времени и вечности: в богослужении время не сопротивляется вечности, а, наоборот, приготавливает к ней. Поэтому в некоторые дни в Типиконе указано служить Литургию в связи с вечерней. Такое распоряжение показывает, что хотя Божественная Литургия не принадлежит времени, а заранее являет Царство будущего века, момент ее служения (утром или вечером) не произвольный или случайный, но выражает стремление Церкви, и через неё, мира, к вечному Царству. Это стремление больше является в особенные праздничные дни или в постный период.
- Когда именно?
- Таких дней пять: Рождество, Богоявление, Благовещение, Великий четверг и Великая суббота.
- Сегодня это предписание соблюдается лишь отчасти в Русской Церкви.
- Да и не только в Русской. Во времена отца Александра Шмемана на Западе Литургия всегда служилась утром (даже если она начиналась с вечерни!). Он это критиковал, показывая, что исторически ожидание Евхаристии, которая приоткрывает нам Царство Божие, отчасти являя его в Евхаристии, длилось дольше в праздничные дни. Причем Церковь нарочно избрала таких дней немного, иначе верующие испытывали бы трудности в соблюдении поста до вечера.
Преждеосвященная: утром или вечером?
- В интернете этой весной горячо обсуждался вопрос, когда следует служить Литургию Преждеосвященных Даров: утром или вечером ? Что предписывает Устав?
- Устав определенно указывает служить Литургию Преждеосвященных Даров вечером. Но одно дело посмотреть древние и современные Уставы и ответить на вопрос (что я делаю в своих исследованиях). Другое - богослужебная практика, т.е. как это предписание Типикона соблюдать в конкретном приходе, и это пускай каждый епископ и пастырь решают самостоятельно, опираясь на существующие научные труды. Тема Преждеосвященной исчерпывающе изложена у отца Александра Шмемана. Я как ученый не имею права давать указаний священнослужителям, но понимаю, что если взять, к примеру, госпиталь, или старческий дом, где люди больные, и им трудно поститься до вечера, то там не стоит назначать Литургию на 20 часов вечера.
- Итак, согласно Уставу, Литургию Преждеосвященных Даров нужно совершать вечером, но как решить этот вопрос на том или ином приходе решать настоятелю?
- Не надо смешивать работу пастыря и ученого (это не значит, что пастырь не должен быть ученым, он может быть и тем, и тем). Но я, мирянин, вижу, что пастырские решения бывают разные. Два прихода в одном городе и в одной епархии могут по благословению архиерея служить различно. Если немного расширить вопрос, у нас во Франции в приходах одной епархии используются разные календари, разные переводы богослужебных текстов на французский язык, разные обычаи. При этом Церковь одна. И эта ситуация соответствует тому, что я открыл в древних рукописях: нет двух одинаковых Типиконов.
Это не вопрос текстологии, но фиксации богослужебных обычаев. В нашем 21 веке во Франции если община находится в деревне, и в храм приходит мало людей, служба почти не изменяется. Если же приход расположен в центре большого города и храм посещают не только православные, но и католики, и протестанты, это порой влияет на порядок богослужения. Мне известны случаи, когда было решено удлинить библейскую часть и чтение кафизм ради протестантов (для них чтение Писания более привычно, чем византийская гимнография). Ведь богослужение это место свидетельства. И тут важно, для кого оно совершается: для детей в летнем лагере, или для пожилых людей в старческом доме, или в обыкновенном приходе. Возвращаясь к Преждеосвященной, я знаю, что на Западе Великим постом где-то ее служат в среду утром, а в пятницу - вечером, где-то наоборот. И в зависимости от того, кому как удобно, тот тогда и приходит. Думаю, это более целесообразно, чем узкое или чисто буквальное применение Устава (мол, служим непременно вечером, и неважно, что никто не может прийти).
Литургия. Фото Л.Гачевой. |
- Такое разнообразие единства не нарушает, а может даже помочь нам понять, на какой глубине, помимо этих разниц, находится единство Православной Церкви. Оно - не в букве, а в духе.
Богослужение времени - подготовка к Евхаристии
- Как возник лично Ваш интерес к литургике?
- Я на уровне подсознания понимал, что центр жизни - богослужение, и уже в детстве чувствовал, как что-то утрачивается в нашем отношении к нему. Когда я учился в Свято-Сергиевском богословском институте, среди студентов и преподавателей было два типа: одни ходили в библиотеку, другие - на службу. Позже, заканчивая докторскую работу, я обнаружил, что некоторые священники «верят только в Евхаристию». А как же богослужение времени (вечерня, утреня, часы)? Ведь именно оно ведет к Евхаристии. Без него Евхаристия превращается в формальность.
На самом деле вся наша жизнь - это подготовка ко Второму Пришествию, к собственной смерти, к следующей Литургии (будет она завтра утром или вечером, или в следующее воскресение, или через месяц, или через год). Вот эсхатологический подход к Евхаристии. А если Литургия превращается в формальное и поверхностное удовлетворение религиозных нужд, ее смысл искажается.
- Встречались ли Вам люди, которые воспринимали всю свою жизнь как подготовку к Литургии?
- Определённо да. Теперь я вижу вокруг себя все больше и больше людей, которые причащаются не машинально, а потому что считают воскресную или праздничную Евхаристию самым главным событием жизни. Их жизнь построена вокруг Евхаристии и Царства.
- На Ваш взгляд, сознательное причащение больше дает человеку, чем причащение «по традиции»?
- Прав святой Николай Кавасила, который пишет, что действие таинств на нас зависит от нас. Он предупреждает: если у кого-то создалось впечатление, что таинства не действительны, то кощунственно обвинять в этом Бога. Господь дал нам через таинства все, а если мы не способны оценить Его дары, то необходимо углубить свое понимание и отношение к ним.
Лосские: в Санкт-Петербурге и Париже
- Ваша фамилия, Лосский, известна в России каждому. Как Ваши предки оказалась во Франции?
- Со стороны моего отца - это «философский корабль». Моему дедушке, Владимиру Николаевичу, было тогда 18 лет, так что он успел поучиться в Петербурге. А его отец Николай Онуфриевич преподавал. Потом всех выслали. В моей семъе расказывают, что Владимир Николаевич присутствовал на суде митрополита Владимира, тогда будущего первого священномученика. Этот приговор на смерть очень повлиял на ещё молодого Владимира, который тогда осознал, что христианская вера - центр и смысл всей человеческой жизни.
- Семья была верующая?
- Мой дед, действительно, взял на себя подвиг веры и богослужения. А прадед был, если смотреть внешне, более светским. Но когда он ходил в церковь, то молился сосредоточенно и от души. Один неверующий студент еще в России увидел его стоящим на коленях перед иконой Божией Матери, и решил, что если такой знаменитый профессор стоит на коленях перед иконой, значит, Бог есть, и обратился к православию.
Николай Онуфриевич Лосский |
- Вас воспитывали в вере?
- Определённо, и я благодарен моим предкам за это: они мне дали самое лучшее. Хотя я осознаю, что много получил и, значит, с меня будет много спрошено, так, что я очень даже волнуюсь. Моя бабушка, Магдалина Исааковна Лосская, служила псаломщицей, и я чувствовал, как для нее это было важно. Мой прадед по линии матери, протоиерей Михаил Бельский, основал приход Богородицы Всех скорбящих радости и святой Женевьевы в центре Парижа. И я помню в детстве, когда приходило еще очень мало народу, они начинали переводить молитвы на французский язык. Они сделали все, чтобы помочь французам открыть для себя православие. И сейчас приходит все больше и больше православных из коренных французов. Бог смог их приютить.
Истинные служители Литургии
- Вы были знакомы с выдающимися подвижниками 20-го столетия - архимандритом Емилианом (Вафидисом) и архимандритом Софронием (Сахаровым). Как они служили Литургию?
- Они были служителями в самом подлинном смысле, т.е. они поняли богослужение до конца. И нужно было бы использовать в научных трудах то, что отец Софроний и отец Емилиан говорили или писали о богослужении. Отец Емилиан был игуменом святогорского монастыря Симонопетра до недавнего времени, а отец Софроний после Афона оказался во Франции и потом в Англии. И вот однажды старец Емилиан посетил его в Предтеченском монастыре в Эссексе, и они оба были рады, что познали друг друга и духовно были близки.
- Когда Вы впервые услышали о старце Емилиане?
Архимандрит Емилиан (Вафидис) |
- В 80-е годы я посетил один из его монастырей во Франции. Всего у нас четыре подворья симонопетрской афонской обители. Одно находится на острове, недалеко от Марселя, там живет отшельник отец Серафим. Вместе с отцом Плакидой чуть ли не 50 лет они были монахами - католиками, а затем оба, с несколькими другими, перешли в православие. Отец Плакида - в монастыре святого Антония в горах между Греноблем и Авиньоном; южнее - знаменитый Покровский женский монастырь в Солане и недалеко от места, где я живу на юго-западе Франции, в сторону Тулузы, женский Преображенский монастырь.
Когда я впервые посетил этот Преображенский монастырь, то всюду видел фотографии отца Емилиана. Мне объяснили, что он их духовный отец. Несколько лет спустя отец Емилиан приехал во Францию, и я к нему подошел под благословение. С тех пор у меня по сей день продолжается переписка с нынешним игуменом Симонопетры отцом Елисеем. Я убежден, что Святая гора Афон своей духовной силой многое может дать Франции. Только нам не надо копировать монашескую модель, если мы не монахи.
- Как воспринимал богослужение отец Емилиан?
- Богослужение - это не изображение и не воспоминание. Господь во время богослужения присутствует в храме реально. В житиях некоторых святых сказано: когда святой служил Литургию, то будто Сам Господь стоял рядом, и он с Ним разговаривал. Несколько раз я видел, как служил отец Емилиан: чувствовалось огромное присутствие Бога.
- Каждый Великий четверг, когда вспоминается установление Евхаристии, в храмах поется песнопение: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими». Значит ли это, что верующие воспринимают то, что произошло 2000 лет назад на тайной вечере, как вновь происходящее сейчас. Или все же это метафора?
- 2000 лет тому назад состоялся всем известный ужин, «вечеря», в нем принимали участие 13 человек, председательствовал Христос. Однако когда ужин закончился, его действие не прекратилось: каждый раз мы все, причастники, присутствуем и причащаемся на том же самом ужине. Святые отцы говорят: мы получаем Тело и Кровь Христовы, а не их изображение. Кавасила утверждает, что нам дано присоединиться к вечной жертве, которая продолжается, потому что событие Тайной Вечери не ограничимо временем.
- Наверное, то, что Вы говорите, можно только пережить!?
- Я попытался объяснить, но действительно, это невыразимо словами. Когда я читаю лекцию о Евхаристии, то всякий раз ищу слова. Святой Кирилл Александрийский говорит, что ученики не спрашивали, как это происходит, но они доверили Христу. Получая Честное Тело Христово, мы тоже должны доверять и исповедовать это «днесь» не только в Великий четверг, но на каждой Божественной Литургии. Мы прикасаемся к вечности и продолжаем жить в этой вечности с тех пор, как Святой Дух сошел на апостолов. Святой Дух нам снова и снова позволяет возвращаться к этим событиям через богослужение, присоединяться к жертве Христа. Понимая это, невозможно машинально ходить на службы.
- Как служил Литургию старец Софроний?
Старец Софроний (Сахаров) |
- Очень сдержано, сосредоточенно, в лучшем смысле по-монашески. Чувствовалось, что земля может рухнуть, а он пребудет в молитве.
- Кто еще Вам запомнился из служителей Литургии?
- Отец Алексей Князев, бывший ректор Свято-Сергиевского парижского института, преподаватель Ветхого завета, канонического права, мариологии. Он стал ректором после владыки Кассиана (Безобразова) в 1965 году, если я хорошо помню, и скончался в начале 90-х. Он служил энергично, обладал сильным и громким голосом. Когда он проходил с каждением, то всех увлекал за собой. Он имел огромное присутствие при престоле, т.е. он всех вводил в Царствие Божие. Он четко произносил слова богослужения и даже «тайные молитвы» читал поверх хора. Кроме того, он проповедовал строго, глубоко, богословски. Думаю, на него повлияли праведный Иоанн Кронштадтский и отец Сергий Булгаков. Я знал его с детства, он венчал нас с супругой. Чувствовалось, что служение для него было самым важным делом жизни.
- Кто из литургистов Свято-Сергиевского института вспоминается Вам особо?
- Владыка Георгий (Вагнер), немец, скромный и застенчивый человек. Между прочим, хотя и с акцентом, но по-русски он говорил идеально. Он рукоположил одного из моих друзей, и тот через несколько недель обратился к нему: «Владыка, у меня много вопросов по поводу священства». Владыка его остановил: «Не беспокойся, приход тебя всему научит». Для меня эти слова оказались очень важными: не существует заранее готовых ответов на вопросы, нужно всегда смотреть по ситуации.
Потом, Константин Яссеевич Андроников. Он преподавал литургику, но не очень хорошо ее знал, за что его даже критиковали, но, по-моему, он правильно объяснял, что слово литургика происходит от немецкого прилагательного liturgische (изначально к нему прибавлялось имя - или наука, или история, или богословие). Поэтому он настаивал на том, что сперва надо изучить источники, но потом непременно дать их богословский анализ.
- Как Вы думаете, важна ли вера в деле изучении Литургии, или можно заниматься ее исследованием чисто научно?
- Очень важна. Наши молитва и вера влияют на наш научный подход и вдохновляют наши труды. Хотя если неправославный человек подготовит ценное научное издание или напишет труд по истории восточного обряда, я могу обсудить с ним тот или иной исторический, а иногда даже и богословский, вопрос. Думаю, Бог вдохновляет и одобряет труд каждого, какой-бы ни была его вера.
- С чего, Вы посоветуете, интересующимся богослужением начать его изучение?
- Я думаю, что такие труды, как «Великий пост» и «Водою и духом» отца Александра Шмемана должны оставаться основными. К ним следует прибавить и слова Святых отцов, например, на праздники. А, кроме того, стоит посещать службы, потому что даже того, кто понимает каждое слово, будучи специалистом, скажем, по старославянскому языку или искусствоведению, богослужение обогащает своей неисчерпаемостью.
Биография. Родился в Париже в 1953 году. Правнук философа Николая Онуфриевича Лосского и сын священника Николая Лосского. Получил техническое, а затем богословское образование в Свято-Сергиевском институте в Париже (1977). Доктор богословия (1987). Профессор литургического богословия (с 1993 г.). Основные труды: «Савваитский Типикон» (диссертация, защищенная в 1987 г.), «Чтения Святых Отцов во время богослужений в византийском обряде как форма проповеди» (1992), «Пасхальный канон и его библейские и святоотеческие источники» (2000). Участник Свято-Сергиевских литургических ежегодных конференций (www.saint-serge.net) и конгрессов Society of Oriental Liturgy.
Tweet |
Вставить в блог
Время и вечность в богослужении2 ноября 2010
|
Поддержите нас!