rss
    Версия для печати

    Троице-Сергиева Лавра – конспект бытия России

    8 октября – день преставления Сергия Радонежского. Образ преподобного и жизнь Троице-Сергиевой Лавры определяли отношение Павла Флоренского к России. Его внук, игумен Андроник (Трубачев) рассказал, чем Лавра была для Флоренского, что происходило с мощами преподобного Сергия после закрытия монастыря и какую роль в их почитании сыграла Московская духовная академия.
     

     
     Священник Павел Флоренский
    - Значительная часть жизни отца Павла Флоренского связана с Лаврой. Он закончил семинарию и Академию, был редактором академического "Богсоловского вестника", жил в Сергиевом Посаде. будучи священником Сергиево-Посадской церкви Убежища сестер милосердия Красного Креста... Что значило для него проживание вблизи раки преподобного Сергия и основанного им монастыря?

    - Отец Павел родился в Евлахе, на Западе нынешнего Азербайджана, детство прожил на Кавказе, в Тифлисе, много ходил по горам. Собственно знакомство с Россией у него произошло в Сергиевом Посаде, близ Лавры. И Лавру он ощущал и как символический центр России, и как духовный центр, и как выразительницу подмосковной природы, которую писали Нестеров, Левитан и другие художники.

    Лавра была для него зримым выражением души русского народа и русской географии. Конечно, Россия обширна, это и Дальний Восток, и Запад... Но Россия, которая пошла от Руси,-  это та природа., те деревья, воздух, трава, та освещенность дня и ночи, закаты, восходы, которые бывают именно здесь. 

    Как духовный центр Лавра воспринималась благодаря ее основателю, преподобному Сергию. Это раскрыто в работах «Троице-Сергиева Лавра», «Келейная икона преподобного Сергия», и ряде более мелких статей.

    - Что из написанного отцом Павлом Флоренским о Лавре и преподобном Сергии, на Ваш взгляд, наиболее важно?

    - Думаю, статья «Троице-Сергиева Лавра и Россия», написанная в самом конце декабря 1918 года.

    Там можно найти ряд литургических и исторических неточностей, но главное - духовный смысл. Флоренский ощущает  преподобного Сергия как ангела-хранителя России. По мысли отца Павла, Лавра  - как бы конспект бытия России: то, что совершается в Лавре, как бы отражает то, что совершается в России, и это связано и с какими-то его внутренними ощущениями,  с той ролью, которую Лавра стала играть с 14 века: участие в победе в Смутное время, в  войне 1812 года.

    Не случайно эта статья больше других публиковалась на русском языке в разных журналах и была переведена почти на 10 языков. Переводчики ощущают, что это важный текст для понимания России за границей.

    - С 1918 года отец Павел стал членом Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры. Каким образом в революционное пытались сохранить сокровища Лавры? Можно ли сказать, что для него забота о сохранении сокровищ Лавры была символической попыткой спасти и сохранить прежнюю  Россию? 

    - Конечно. Что касается Комиссии, она была организована государством, но в нее вошли глубоко верующие люди:  граф Олсуфьев (который основал музей на Куликовом поле), Михаил Шиф  (который после принял священный сан) Мансуров (который тоже стал священником), Дурылин. Они взяли благословение у патриарха Тихона. К тому времени Лавра уже был национализирована и стоял вопрос о том, чтобы сохранить ее духовное и материальное богатство до того времени, когда оно может быть возвращено Церкви. Вместе с этим была вторая задача, без которой было бы не возможно воплотить первую - дать грамотное искусствоведческое описание памятников Лавры.
     

     Михаил Нестеров. Философы

    (отец Павел Флоренский и Сергей Булгаков)

    - История с сохранение главы преподобного Сергия известна, а что в связи с революцией происходило с мощами?

    - В 1918-19 годах существовало несколько проектов в отношении мощей преподобного Сергия: захоронить на местном кладбище, полностью уничтожить, перевести в Москву в один из антирелигиозных музеев (как сделали с мощами преподобного Серафима).

    В 1919 году братия была выселена из Лавры и уже не имела доступа к мощам преподобного Сергия, которые продолжали  находиться в Лавре. И когда приехал представитель наркомата юстиции Галкин, бывший священник, чтобы забрать мощи, отец Павел и граф Олсуфьев, боясь, что мощи могут пропасть, по благословению патриарха отсекли голову преподобного Сергия и заменили ее на голову одного из князей Трубецких, которые были погребены под Троицким собором.

    Глава была перенесена в дом Олсуфьева, где находилась до 1926 года. Потом ее перевезли в Люберцы. Во время войны она находилась в храме Владимирской Божией Матери села Виноградово по городом Долгопрудный и оказалась в нескольких километрах от линии фронта.

    - Известно, что отец Павел Флоренский записал обстоятельства перемещения главы преподобного Сергия на древнегреческом языке. Это семейное предание? Вы сами видели листок. На котором все было записано?

    - Предание - это то, в чем слишком нет уверенности. Об обстоятельствах перемещения главы преподобного известно из рассказа сына отца Павла, Кирилла Павловича. Он сам видел этот листок и спрашивал меня, не находил ли я его. Но сам я листок не видал.

    Но могу предположить, кто его перевел. У отца Павла Флоренского была замечательная духовная дочь - Елена Митрофановна Гливерова, из дворянского семейства Гливеровых. Она закончила классическую женскую гимназию госпожи Фишер в Москве и знала древнегреческий язык. После того, как отсидела в лагере, она жила какое-то время в доме отца Павла и, скорее всего, и перевела записи отца Павла.

    - А что происходило с мощами преподобного?

    А мощи преподобного Сергия с головой князя Трубецкого оставались в Лавре. Распоряжение забрать мощи не было выполнено. Наркомат юстиции Галкин написал, что это невозможно и перенос мощей нужно отложить до другого времени по причине обстановки: он боялся, что произойдет крестьянское восстание.

    - Бунт действительно был возможен?

    - Сейчас трудно судить.

    А потом религиозная кампания по вскрытию мощей затухла. В 1920 году на территории Лавры был организован историко-архитектурный музей, а в 1928 году он был переименован в антирелигиозный. Мощи преподобного Сергия должны были быть выставлены как экспонат - один из главных культовых предметов, благодаря которому духовенство якобы  эксплуатировало население.

    Мощи были перенесены в Никоновский придел Троицкого собора и поставлены так, чтобы из можно было обходить.

     
     Рака с мощами преподобного Сергия

    В 1941 году, когда началась война, вместе со всеми экспонатами музея они были эвакуированы в Соликамск (Молотов) на специальном поезде, на котором эвакуировали и ценности Исторического музея.

    В 1944 году они были возвращены в музей со всеми экспонатами, а в 1946-м передана в распоряжение Лавры, где начала возрождаться монашеская жизнь. Наместник Лавры, отец Гурий, и архимандрит Иларион вернули главу преподобного и внес ли мощи в Успенский собор  в Великую субботу, 20 апреля. А 21 там была отслужена первая за неcкольrо лет литургия.

    Первое время они находились там, где сейчас стоит рака преподобного XVI века, у правого клироса.  А когда в 1948 году Лавре передали Троицкий собор, их переместили туда. Все это подробно описано в моей книге «История закрытия Троице-Сергиевой Лавры и судьба мощей преподобного Сергия в 1918-1946 годах» (издана в 2008 году).

    - Продолжало ли существовать почитание мощей преподобного Сергия в период с 1919 года по 1946, с закрытия Лавры до возрождения монашеской жизни?

    - Да. Все время шли экскурсии. И верующие приходили в музей, чтобы поклониться мощам. Наместник Лавры, архимандрит Кронид, даже был обвинен в том, что создал подпольный монастырь и привлекал верующих. Хотя, кончено, монастыря никакого не было. Но монахи продолжали жить вблизи монастыря и приезжали верующие. Есть описания того. Как люди старались оказать почтение святыни. Например, закрывали глаза, чтобы не смотреть на разоблаченные мощи преподобного.

    - Московская духовная академия возобновила деятельность в стенах Лавры в 1949 году. Это усилило почитание преподобного Сергия?

    - -Конечно! У нас же было всего две академии - Московская и Петербургская. И значительная часть духовенства получала духовное образование именно в Лавре. Студенческие, юношеские годы для них были связаны с почитанием преподобного Сергия. В этом смысле духовенство как бы возрастало у мощей преподобного Сергия, и потом они разносили в традицию его почитания в  разные концы страны.

    Священнослужители приезжали в Лавру на праздники - и это были те немногие массовые праздники, которые происходили в советское время. Выпускники МДА встречались в Лавре - и недаром Академию стаи называть большой кельей преподобного Сергия.

    - Кто сейчас следит за мощами преподобного?

    - Этим занимается ризничий и хранитель Троицкого обора, которого назначает наместник Лавры. Как-то раз я спрашивал одного монаха о том, как переоблачают мощи. Он сказал, что при нем это делали только раз и других это не касается. Нечего вникать в то, до чего еще не дорос.

     

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru