Tweet |
Немного истории
Московский архитектурный институт – не первый обитатель комплекса зданий на Рождественке. В XVIII веке здесь сменяли друг друга усадьбы – Волынского, Воронцовых, Бекетовой. Затем здесь обосновались государственные учебные заведения – Медико-хирургическая академия, потом клиники медицинского факультета Московского университета. Только с конца XIX века сюда вселились художники: Строгановское художественно-промышленное училище, затем ВХУТЕМАС – ВХУТЕИН и, наконец, МАРХИ.
На месте, где сейчас над выставочным залом стеклянный шатер, может однажды открыться храм |
Хозяева у квартала были разные, но в том или ином виде домовый храм в этих корпусах был всегда. То помещение, которое храм занимал в конце XIX века, сегодня студенты знают как 39-ую аудиторию.
Современные корпуса строились архитектором А. В. Кузнецовым в начале прошлого века, как предполагалось, под Строгановское училище. Строительство происходило под непосредственным покровительством Великой княгини Елизаветы Федоровны.
|
Преподобномученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна |
Во время Первой мировой войны основную часть корпуса занимал госпиталь, и при нем также был храм – во имя святителя Николая Чудотворца. Сначала это была маленькая часовня, а 26 марта 1916 года освятили и церковь. На первой литургии в ней присутствовала преподобномученица Елизавета Феодоровна, так что и она – покровительница этого храма. Говорить о том, что там было приспособленное помещение, нельзя: помещение проектировали для Строгановского училища, и это был просто зал с шатром. Но из этого зала всем миром сделали храм: сохранился длинный список жертвователей и приношений.
В храме проводились литургии, хор составлялся частично из выздоравливающих, частично из персонала училища.
В 1918 году там прошла последняя служба. Поскольку в госпитальном храме основной требой было отпевание, последней службой было также отпевание умершего солдата.
Храмовые аудитории и кафедры
Уже около 70 вузов в России имеют домовые храмы, но архитектурный – не в их числе. В МАРХИ собрано более трехсот подписей за возрождение домового храма. Уже составлено прошение о регистрации религиозной общины.
В корпусе, где может располагаться будущий храм, сейчас находится «галерея ВХУТЕМАС», т.е. проходят временные выставки. До этого здесь располагались учебные и дипломные аудитории, кафедра скульптуры.
|
В аудитории второго курса. Фото Юлии Маковейчук |
Вокруг МАРХИ немало храмов – достаточно пройти несколько минут пешком. История отношений института с Церковью непроста: ранее в Христорождественском монастыре институту принадлежало четырехэтажное здание школы. Профессор МАРХИ Сергей Казаков вспоминает, как вместе со студентами лазил срубать березы с кровли Рождественского храма. В храме Николы в Звонарях располагалась кафедра рисунка. Теперь там действующий храм. Когда помещения возвращали Церкви, институту обещали дать новые площади, но этого не произошло. Кафедра скульптуры из Трапезного храма Христорождественского монастыря была поставлена перед необходимостью уехать в 24 часа вникуда вместе с гипсовыми моделями, преподавателями и учащимися.
Художественному вузу нужно примерно втрое больше площадей, чем сегодня есть у МАРХИ.
Поэтому община восстанавливаемого храма пока просит о малом – повесить икону в киоте, соорудить маленькую часовенку, чтобы можно было поставить свечу и помолиться.
Жизнь без храма
Есть ли сегодня какая-то духовная жизнь в МАРХИ? Профессор Сергей Казаков уверен, что есть. Вместе со студентами он посетил более шестидесяти городов Подмосковья и сопредельных областей – Рязань, Саров и другие. Коллектив всегда был смешанный, многоконфессиональный, но всюду, где были святыни, профессор показывал пример, чтобы православные студенты не стеснялись прикладываться к иконам, креститься на входе в храмы. Так съездили к Кресту Господню в Годеново, в Радовицы к чудотворному образу Николая Угодника, побывали в Киево-Печерской Лавре. Основной целью всегда была архитектурная практика, но поездки давали возможность познакомиться и с тем, для чего были построены храмы – основные достопримечательности большинства русских городов.
Во время практики в Стамбуле студенты обмерили Айя-Ирене – и вместе прочитали там Никео-Константинопольский Символ веры, который именно здесь и был окончательно утвержден – в 381 году на Втором Вселенском Соборе.
Профессор Казаков – главный энтузиаст возрождения при МАРХИ домового храма. Однако он не надеется на создание постоянной общины, куда люди ходили бы с первого курса и связывали с ней всю дальнейшую жизнь. Основная задача храма, с точки зрения профессора Казакова, – внутренняя миссия, а также требы для членов институтской корпорации. «Умер кто-то из преподавателей – не нужно никуда ехать, можно провести отпевание в домовом храме. Венчается кто-то из студентов – если они не считают себя прихожанами другого московского храма, почему бы им не обвенчаться здесь. Потом они могут принести сюда же для Крещения своих детей. Два праздника Николая Чудотворца – перед летней и перед зимней сессией. Храм станет по-настоящему домовым для студентов, живущих в общежитии», – так представляется жизнь домовой церкви профессору Казакову сегодня.
Что мешает возродить храм?
Аргументы против возрождения храма обычны – светский характер образования в России, многоконфессиональность современного общества, нехватка помещений в институте. Вокруг в радиусе ста метров шесть храмов. «Но ведь храмы – не бани, их строят не в расчете на душу населения», – говорит профессор Сергей Казаков.
Кажущееся противоречие идеи храма при вузе светскому характеру образования – следствие неправильных интерпретаций закона о свободе совести. А напряженность межконфессиональных отношений в вузе существует пока только теоретически: часто говорят, что мусульмане сразу потребуют построить мечеть, но сами мусульмане еще ни разу об этом не просили, а против православного храма не возражали.
Среди подписей за открытие храма есть особенно дорогие профессору Казакову. Например, молодой преподаватель по имени Алексей Ишмяков был мусульманином. Он подписался в поддержку храма, сказав: «Все храмы надо возрождать!» Через некоторое время он погиб, попав под электричку. Его имя долго замыкало список. Когда коллеги узнали, что даже мусульманин, которого недавно хоронили по исламским традициям, тоже считал нужным возродить православный храм, многие также подписались.
Масштабной агитации за храм никто не ведет. Например, когда мы пришли спрашивать студентов, считают ли они необходимым восстановление храма, некоторые из них узнавали о такой возможности от журналистов. Некоторые, высказавшись за строительство храма «под диктофон», шли после этого ставить свою подпись в заветной папочке профессора Казакова.
Для кого возрождать храм
Студенты к идее открытия храма относятся с разной мерой энтузиазма, но редко кто высказывается против. Второкурсница Евгения говорит: «Не знаю, буду ли я его посещать, но я в целом поддерживаю эту идею. Если храм был здесь исторически, значит, он был нужен людям, и наверное, он найдет своих посетителей».
Одногруппник Евгении Рустам – мусульманин, и при этом положительно относится к идее восстановления храма: «Любая религия призвана к улучшению нравственной чистоты общества, и развитие любой религии только положительно отразится на обществе», – говорит он. То, что храм до сих пор не открыт, по мнению Рустама, – финансовый вопрос.
Сам будучи мусульманином, Рустам считает: отсылка к тому, что мусульмане сразу попросят открыть мечеть, – это только повод отодвинуть вопрос подальше, а в реальности такого не будет.
Второкурсник Егор тоже не против зайти и посмотреть, что делается в храме, но считает, что «институт в целом это никак не изменит».
Будущий архитектор Даниил полагает, что «духовная жизнь должна присутствовать в таком творческом вузе, как МАРХИ». По мнению Даниила, хотя храмов в округе много, всегда приятно, если бы прямо в учебном корпусе было святое место. Перспектива конфликта с мусульманами Даниилу не кажется реальной: «Здесь был православный храм – его просто восстанавливают, и если есть возможность, это было бы замечательно. А мусульманской мечети тут не было. Но если мусульмане соберут подписи за мечеть – как можно быть против?» Не боится студент и того, что храм станет «точкой воспитания», «кафедрой морализирования» при вузе. Наоборот: «Даже если будет какое-то «воспитание» в этом направлении – очень хорошо, потому что этого действительно не хватает. Многие люди не задумываются и не знают, к чему стремиться. Мне самому это нужно. Если бы происходили молебны и встречи со священниками – я только за», – говорит он.
Студентка Юлия говорит, что храм необходим будущим архитекторам даже в учебных целях: «Во-первых, мы живем в России, и у нас здесь очень много предметов вроде истории русского искусства и русской архитектуры. Люди разных конфессий в обязательном порядке должны знать о русских и других православных храмах, как они устроены, какими бывают, и если здесь будет свой храм и свое духовенство, какая-то группа людей, которые будут это рассказывать и объяснять изнутри, это будет лучше, чем сейчас, когда надо звонить кому-то, выяснять. Ведь преподаватель, какой бы он ни был, не знает церковную жизнь изнутри». Да и сам проект храма при МАРХИ обещает быть небанальным: «Церкви в нашей стране строят канонические, шаг вправо, шаг влево – расстрел, а мы можем построить себе все что угодно», – считает Юля. Не смущают же никого православные храмы на вокзалах и в аэропортах, – говорит она.
«Это здорово – наверное, я ужасную вещь скажу – но это все равно, что в Хогвардсе учиться. Это стильно просто», – говорит студентка второго курса Мария об идее воссоздания храма. Она также думает, что «может быть, кто-то из выпускников института будет там священником».
Профессор Юрий Алонов: если это получится, это будет чудо
Среди поддерживающих идею открытия храма достаточно много преподавателей МАРХИ. Юрий Алонов, профессор кафедры основ Московского архитектурного института, работал с 80-х годов в Даниловом монастыре – участвовал в восстановлении храмов, строил часовни. С тех пор он построил довольно много церквей. Юрий Алонов не склонен к оптимизму: «Найдется довольно много противников этого восстановления. Проблема сложная. Если это получится, это будет чудо, которое станет благом для всех», – говорит он. Ситуация осложняется тем, что ротонда, в которой планировалось восстановить храм, уже институту не принадлежит – помещение, где сейчас «галерея ВХУТЕМАС», переоформляется на баланс Министерства культуры как музей.
Юрий Алонов, профессор кафедры основ |
В свое время в институте была идея создать кафедру храмостроительства. Юрий Алонов пытался объединить всех желающих в этом поучаствовать, но тоже сразу встретился с условием поликонфессиональности: если храмостроительство, то не только православное; потребовали привлечь и католиков, и иудеев, и мусульман. Алонов ходил к старообрядцам по этому поводу, писал письма, чтобы привлечь представителей всех конфессий. Никто не отказывался от проекта. «Но когда дошло до того, чтобы набрать профессуру и педагогов, это оказалось невозможным – объединить на маленькой кафедре профессуру всех конфессий и определить, что давать студентам в первую очередь. На этом все затормозилось до сего дня», – подытоживает Алонов. Может быть, когда появится собственный храм, вспомнится и идея создания кафедры храмостроительства.
Представляют ли профессора своих студентов в храме?
Профессор Валентин Валуйских полагает, что основная сложность – в статусе зданий, в которых располагается институт. «Мы здесь живем на птичьих правах. Все эти хоромы – федеральный памятник, но мы не владеем ими по-настоящему». Профессор Валуйских поставил свою подпись под документом Сергея Казакова. «Это наше доброе пожелание, но оно должно быть связано с реальностью, – говорит Валентин Валуйских. – Вот повесить икону и затеплить лампаду – это реально. Тут нас никто не может остановить, мы вправе это сделать».
Насколько знает профессор Валуйских, большинство ребят или из любопытства, или просто из уважения, будучи в любом городе, не только в Москве, обязательно посещают храмы просто потому, что они архитекторы, их это вдохновляет, даже если они не церковные люди. А в институте они учатся проектировать храмы: одно из заданий – проект часовни. «Каждый из ребят изучает историю архитектуры, а ее самые высокие образцы – это храмы. Я думаю, это в большей степени воздействует на их мировоззрение. Кто-то раньше, кто-то позже, они придут к Богу», – считает профессор Валентин Валуйских.
Преподаватель МАРХИ Евгений Катышев уверен, что храм возрождать стоит, однако «в каждом случае есть свои сложности, есть они и у нас. Они достаточно внутренне серьезные, и обсуждать их при широкой аудитории не очень уместно». Пожалуй, самые серьезные трудности – с количеством помещений. «Конструктивного стола переговоров в ближайшее время, по-моему, не предвидится», – говорит Евгений Катышев. С его точки зрения, инициатива снизу требует и внимательности, и осторожности в действиях, чтобы не нагнетать обстановку. «Я, честно говоря, не очень представляю себе, что увижу наших ребят в храме. Среди них есть верующие, но церковных крайне мало», – полагает он. Для начала, считает преподаватель, надо донести до всех, что инициатором открытия храма и впоследствии госпиталя была величайшая святая – великая княгиня Елизавета Феодоровна, чтобы всем было понятно, что за люди стояли у истоков этого храма. Студенты Катышева уже однажды сделали шаг в этом направлении: защитили курсовые работы – проекты мемориальных досок.
«Проблема скорее в апатии к любой духовной жизни во всех конфессиях, наследие атеизма, а не межконфессиональные отношения. Христиане сейчас номинальные – по названию. Все-таки ответственная церковная жизнь – это другое отношение. Дай Бог, если храм при МАРХИ помог бы кому-то сделать первый шаг», – заключает Евгений Катышев.
Храм – не только для того, чтобы ставить свечки
Для чего возрождать храм – ради возвращения утраченного в истории, ради Ангела, стоящего, как верит профессор МАРХИ Сергей Казаков, до сих пор на месте престола во имя святителя Николая? Да. И ради людей.
Председатель Ассоциации домовых храмов вузов России, благочинный храмов при вузах Санкт-Петербурга протоиерей Петр Мухин прокомментировал мнение, согласно которому нет смысла открывать храм при институте, если в пешей доступности стоит несколько церквей и монастырей. Будучи сам настоятелем домового храма свв. Петра и Павла при СПбГМА им И.И.Мечникова, он считает, что если храм обеспечивать только возможность «поставить свечку» – то действительно создавать его нет смысла. «Но как только храм откроется, если будет в нем пастырь, работа с людьми, миссионерская работа, беседы, – все поймут, чем отличается домовый храм от места, где можно только свечки ставить», – обещает протоиерей Петр Мухин. Благочинный домовых храмов уверен, что возможность создать настоящую православную общину вокруг институтской церкви – достаточное основание, чтобы приложить усилия к ее открытию.
|
В поездках к памятникам архитектуры студенты МАРХИ посещают шедевры русского и зарубежного храмоздательства |
Профессор МАРХИ Сергей Казаков |
На плане здания МАРХИ слева - церковь |
Фото предоставлены проф. Сергеем Казаковым и Юлией Маковейчук
Tweet |
Вставить в блог
Будет ли в МАРХИ снова домовый храм?22 сентября 2010
|
Поддержите нас!