rss
    Версия для печати

    Спиридоновка: от митрополичьей резиденции до литературного центра

    17-19 сентября десница Святителя Спиридона Тримифунтского будет находиться в храме Вознесения Господня у Никитских ворот. Рядом с храмом начинается улица Спиридоновка, получившая название от единственного в Москве храма святителя Спиридона, который был разрушен в 1930 году. Мы рассказываем об истории этого уголка Москвы, названного в честь святителя Спиридона.
     
     Дом дипломатических приемов на Спиридоновке
     

    В Москве нет храма, посвященного святителю Спиридону Тримифунтскому, хотя  он издавна был одним из самых почитаемых. Одна-единственная Спиридоновская церковь в Москве была построена в 30-годах XVI века, по ней получила название улица Спиридоновка.

    «Посвящению святителю Спиридону было добровольно редким, и храм святителя Спиридона на самом деле был освящен в честь Рождества Богородицы. Спиридону посвятили только один придел. Он стал так популярен, что сам храм получил народное название Спиридоновского и иначе как церковью Спиридона на Козьем болоте его не называли. Были приделы святителя Спиридона в других храмах, но они не пользовались такой популярностью», - рассказывает старший научный сотрудник Государственного музея архитектуры Юлия Ратомская.

    Совместно с историком и москвоведом Леонидом Вайнтраубом Юлия Ратомская подготовила в 2006-м году двухтомник об истории улицы - «Улица, называемая Спиридоновкой» и «Спиридоновка в лицах». Это результат работы с архивными материалами практически по каждому домовладению. Ученые смогли воссоздать историю улицы с того времени, когда этот московский уголок был далеким загородом, а на месте Спиридоновки была дорога, которая вела не к красивому скверу на Патриарших, а к топкой местности под названием Козье болото.

    В начале XVII века патриарх Гермоген решил построить здесь резиденцию. На болотах устроили три пруда, которые получили название Патриарших (С отменой патриаршества при Петре I пруды забросили, местность снова заболотилось. В середине XIX века пруды засыпали и оставили только один, разбив вокруг сквер, который до сих пор остается популярным местом прогулок).

    «Возникла слобода, в которой жили те, кто обслуживал Патриаршую резиденцию. Тогда все молились, ходили в храм, и для жителей построили деревянную церковь. С одной стороны, это был как бы «домовой» храм резиденции, с другой, - обычная приходская церковь», - рассказывает Юлия Ратомская.

    В Смутное время во время польско-литовской интервенции церковь сильно пострадала, и при первом царе из рода Романовых Михаиле Федоровиче было решено построить на ее месте новый каменный храм Рождества Богородицы с приделом святителя Спиридона, который стал главным местом почитания святого в Москве. Заказ исходил от самого царя или от патриарха Филарета.

    «Это одна из немногих построек периода ранних Романовых. Архитектура после Смутного времени восстанавливалась с трудом, и это одно из немногих зданий, которое просуществовало до XX века. Храм был практически лишен декора («русское узорочье» с затейливыми формами и обилием украшений возникло уже при втором царе - Романове, Алексее Михайловиче), венчала его одна-единственная небольшая глава. Внутри церковь была покрыта росписями, как принято в древних храмах, а алтарь закрывал резной золоченый иконостас с иконами, которые были еще в местной деревянной церкви», - рассказывает Ратомская.

    До наших дней алтарь не сохранился, но авторам книг о Спиридоновке удалось найти несколько снимков храмового интерьера, в том числе и изящного высокого алтаря.

    В 1812 году храм, как и многие московские здания, сильно пострадал, но в целом сохранился. Тогда перестроили трапезную часть и добавили высокую колокольню, которая стала «доминантой» местной застройки.

     
     Памятник Блоку во дворе дома по адресу Спиридоновка, 8

    К началу XIX века изменилась и сама Спиридоновка. Москва расширялась, и некогда болотистый загород стал казаться привилегированным местом.

    Коллегам Ратомской и Вайнтрауба удалось сделать уникальную реконструкцию облика улицы в начале XIX века и в начале XX века. В книге- нарисованная историком-архивистом Ольгой Ким на развороте-вкладке панорама со всеми зданиями на Спиридоновке.

    «Раньше тут жили в основном люди низкого звания, а теперь стали  селиться более высокопоставленные москвичи. До самого конца 1917 года здесь было очень неравномерное заселение: усадьбы высшей аристократии и богатых купцов соседствовали с мелкими владениями, лавками, питейными заведениями, трактирами, мастерскими, в которых писали иконы и делали музыкальные инструменты. А еще в 60-х годах XIX века здесь было одно из первых фотоателье», - рассказывает Ратомская.

    Благодаря новым жителям, район Спиридоновки превратился в один из культурных очагов Москвы.

    «Из всех, кто тут жил, мне очень трудно выделить даже нескольких людей. Поэтому-то мы и решили издать отдельную книгу - «Спиридоновка в лицах», - делится Юлия Ратомская.  

    На Спиридоновке была усадьба поэта Евгений Баратынского. Здесь Лев Энгельгардт написал значительную часть «Воспоминаний» - мемуаров о Екатерининской эпохе. Ближе к церкви святителя Спиридона (сейчас там находится дом по адресу Спиридоновка, 24) располагалась усадьба поэта и баснописца Ивана Дмитриева. У него дома бывали Василий и Александр Пушкины, Петр Вяземский, начинающий литератор Николай Гоголь. В усадебном саду любил гулять историк Николай Карамзин. Потом усадьба Дмитриева перешла к Аксаковым.

    Неподалеку от церкви святителя Спиридона располагались несколько небольших малоэтажных домов. В одном из которых жил известный предприниматель Александр Катуар де Бионкуру. Он был владельцем редчайшей коллекции оружия, которую передал историческому музею. Она стала основой музейной коллекции древнего оружия.

    В самом начале улицы располагались владения семьи Марконет. В одном из флигелей дома Александр Блок провел первые дни после свадьбы и здесь же познакомился с поэтом Андреем Белым. Эта встреча на Спиридоновке, как известно, сильно повлияла на развитие литературы Серебряного века.

    На углу Гранатного переулка (названного так из-за того, что в XVI веке тут располагался Гранатный двор и хранилище боеприпасов) снимал квартиру писатель и переводчик Борис Зайцев. Вмеcте с супругой они организовывали культурные встречи, на одной из которых Иван Бунин познакомился с будущей женой.

    В Георгиевсеом переулке, в приходе церкви святителя Спиридона, жил архитектор и инженер Иван Коробов. Автор второго каменного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге.

    Все изменилось после революции 1917 года.

    «Усадьбы и дома разделили перегородками на коммунальные квартиры, среди жителей стали вести кампанию за разрушение храма. Убеждали, что в округе и так много церквей, а богослужения мешают детям и остальным жителям», - рассказывает Юлия Ратомская.

    Храм пытались сохранить, например, устроить в нем рабочий клуб, но было бесполезно. Незадолго до разрешения архитектор и реставратор Петр Барановский с коллегами пытался сделать обмеры храма, кому-то удалось сделать снимки.

     
     Палаты бывшего Гранатного двора на Спиридоновке

    «Они были уверены, что храм можно будет реставрировать по этим материалам, потому что такая редкая постройка должна быть сохранена. Эти материалы стали уникальными сведениями о внешнем облике храма», - рассказывает Юлия Ратомская.

    В 1930 году храм снесли, и от него не осталось буквально ничего.

    Последний настоятель, священник Николая Ярушев, был расстрелян в 1937 году на Бутовском полигоне и причислен к сонму новомучеников.. Иконы и святыни Спиридоновской церкви не удается разыскать до сих пор. Есть лишь несколько снимков образов, иконостаса, плащаниц и покровов. 

    «Мы пытались отыскать святыни в московских храмах, которые никогда не закрывались. Туда ведь часто передавали иконы, частицы мощей... Но не нашли абсолютно ничего. В храме Брюсовом переулке, например, есть образ святителя Спиридона. Но те, кто там сейчас служит, сами не знают, откуда он появился. Но точно не из церкви святителя Спиридона», - рассказывает Ратомская.

    За время работы над архивными материалами по Спиридоновке не нашлось ни одного человека, который мог бы рассказать, что стало с его святынями.

    На месте храма построили дом по адресу Спиридоновка, 24.

    «Как ни цинично звучит, но на месте храма создали действительно уникальный памятник архитектуры», - говорит Ратомская.

    Кто был автором проекта, не известно. Строительством руководил известный еще до революции архитектор Карл Гиппиус, архитектор дома Бахрушиных, в котором  сейчас располагается Театральный музей.

    Этот дом как бы «окружает» территорию, которую занимал храм. Здание только немного «заступает» на место бывшей колокольни и трапезной части. По сути, дом стоит на месте небольшого церковного кладбища, которое, как это часто делалось после революции, просто-напросто перекопали.

    Восстановить храм, конечно же, сейчас не представляется возможным. Максимум, что хотят сделать историки - поместить на доме памятную дощечку о том, что с 30-х годов XVI века по 1930 год здесь была единственная в Москве церковь святителя Спиридона Тримифунтского.

     

    За помощь в подготовке материала благодарим генерального директора издательского дома "Лингва Ф" Елену Фесенко, Юлию Ратомскую и музей «Дом иконы» на Спиридоновке.

    Фотографии с сайта http://mosday.ru

    Вставить в блог

    Спиридоновка: от митрополичьей резиденции до литературного центра

    Спиридоновка: от митрополичьей резиденции до литературного центра

    17 сентября 2010
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Елена, Москва19.07.2012 0:28 #
    Я живу в доме 24 по ул Спиридоновке. Здесь с детства жила моя мать (1930 г.р.) со своими родителями и их родителями. Дед получил квартиру в этом доме сразу после окончания его строительства (1934 г). Он был строителем (впоследствии работал в Министерстве) и знал того, кто строил этот дом. Дед рассказывал мне, что наш дом - один из первых цельнобетонных домов в Москве, построенных со скользящей опалубкой. Причем в качестве наполнителя в нем в бетон замешан бой кирпича, оставшийся от разрушенной церкви, стоявшей здесь раньше. Я всегда вспоминаю об этом, когда пытаюсь что-нибудь повесить на стену. Приходится сверлить и из отверстия часто идет то цементная пыль, а то, вдруг, кирпичная.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru