rss
    Версия для печати

    Богословие – путь к целомудрию

    13 сентября протодиакон Андрей Кураев выступил в лектории РПИ в храме святой Татианы при МГУ с лекцией «Зачем нужно богословие?». Он призвал студентов не злоупотреблять словами «Церковь учит» и быть осторожными с интерпретациями Предания.

     

    Не все, что происходит в Церкви, равно свято, или, как выразился протодиакон Андрей Кураев, изосакрально. Между тем, многие начинающие церковную жизнь тяготеют к тому, чтобы, например, признавать одинаково авторитетным мнение любого человека, так или иначе относящегося к Церкви, считать его «голосом Церкви». И не важно, озвучил это мнение Патриарх, написал ли один из отцов Церкви или второпях сказала «церковная бабушка».

     «Богословие нужно для того, чтобы преодолеть болезнь изосакральности», - уверен протодиакон Андрей Кураев.

     Во многом изучение богословия необходимо православному человеку прежде всего для того, чтобы правильно выстроить иерархию  ценностей, научиться ориентироваться в жизни, принимать ответственные решения, которые подчас выходят за раки детского вопроса «Что такое хорошо и что такое плохо?».

     Протодиакон Андрей Кураев в храме св. мц. Татианы«Для крохи это хороших вопрос, а для взрослого человека - нет. Потому что взрослый человек должен уже непросто отличать добро от зла, но должен уметь различать оттенки. И бывают ситуации, когда надо совершить зло, чтобы избежать зла большего», - рассказал отец Андрей.

     Например, Черчилль во время войны пожертвовал одним небольшим английским городом ради того, чтобы в будущем иметь возможность нанести немцам  серьезный удар.

     Но перед выбором стоят не только политики. Учитель в школе может поставить оценку выше - и тем самым подогреть тщеславие ученика, или занизить ее - и таким образом причинить ребенку боль.

     Чтобы делать правильный выбор, человек должен иметь собственные ориентиры, а чтобы выбрать правильные ориентиры, обращаться к истинным, неложным авторитетам.

     Часто таким авторитетом становится абстрактное «мнение Церкви» или некое условная отсылка к творениям святых вообще: «святые отцы говорят, что...».

     Протодиакон Андрей предостерег слушателей от использования подобных словесных формул. «Культура речи церковного человека проявляет себя, в частности, в том, что он не должен злоупотреблять выражением «Церковь учит», «по мнению Церкви», - сказал отец Андрей.

     От имени Церкви может говорить только Собор, все остальное - частные мнения отдельных людей. Отец Андрей напомнил, что собственно церковное учение касается только догматических вопросов, все остальное - частные мнения церковных людей.

     «Только в одном случае я могу начать с фразы «Церковь учит»: если дальше буду говорить Символ веры. В остальных случаях я должен «жать на тормоза» и говорить более сдержанно», - сказал отец Андрей.

     Так же аккуратно следует относиться к утверждениям вроде «Библия учит», которым так часто злоупотребляют протестантские проповедники. Библейские фразы вне контекста могут имеет прямо противоположный библейскому смысл.

    «Библия беззащитна перед мародерами, если нет защиты святоотеческого толкования. И поэтому Писание без Предания раскрадывается на совершенно жуткие варианты», - сказал отец Андрей.

     Но для понимания смысла библейского текста не достаточно просто изучать творения отцов. «Подобное познается подобным. Для того, чтобы понять духовный текст, надо самому быть хоть немножко духовным», - напомнил протодиакон.

     Но и просто изучить Библию мало. «В Библии нет ответа на самый главный вопрос: что должен делать я сегодня», - заметил отец Андрей. То есть готового указания как именно актуализовать вечные ценности в каждой конкретной жизненной ситуации.

     «Вот здесь и нужна богословская культура: как спроецировать библейские заповеди на мой сегодняшний день. На какой странице Библии узнаю меня сегодняшнего», - сказал отец Андрей.

     «Голосом Церкви», по словам протодиакона Кураева, можно считать догматику. Но только понимать, что регулирует она не бытовые, земные вопросы. «Все догматы Церкви - о Небе».

     Всю православную догматику можно выразить одним жестом - сложенными для крестного знамения пальцами. Как писал святой Григорий Синаит: «Чисто исповедовать Троицу в Боге и двоицу во Христе - в этом я вижу придел православия».

     Протодиакон Андрей Кураев«Церковь не догматизирует никаких аспектов земной жизни. Все наши догматы о том,  о чем обычный человек вообще не думает», - напомнил отец Андрей Кураев.

     Поэтому нелепо спрашивать мнение Церкви относительно «Гарри Поттера» или говорить о том, что догматика ограничивает свободу мыслей человека.

     Догматы часто принимались в ходе споров с еретиками, когда возникала необходимость вынести общецерковное мнение по вопросу. Например, не возникало ересей относительно вознесения на небо Богородицы во плоти. Этот момент в Православии не догматизирован, но по этому вопросу нет и разногласий. Поэтому нигде мы не найдем частиц мощей Девы Марии.

     То, что касается аспектов земной жизни - это интерпретация догматики, но и здесь нужно быть осторожным. Интерпретация догматов - это творения святых отцов. Однако неправильно постоянно ссылаться на них просто ради подтверждения своей правоты. Как в советское время ссылались на Ленина и Карла Маркса. И здесь нужно понимать, что известны случаи разногласий по частным вопросам между людьми, признанными Церковью святыми, известны случаи, когда святые ошибались в своих пророчествах или когда их мнение могло быть использовано только в данное конкретное историческое время. «Святые отцы были детьми вечности и детьми своего времени», - напомнил отец Андрей.

     Так, святителя Иоанна Златоуста обвиняли в том, что он хотел лишить сана диакона, который избил своего раба. В наше же время представить себе, что у диакона может быть раб, просто невозможно.

     Поэтому творения святых отцов нужно изучать, чтобы разобраться, что применимо к нашей жизни, а что - нет. Это и есть богословие.

     Также нужно очень внимательно относиться к цитатам из творений святых отцов, никогда не говорить в общем «святые отцы говорят», но быть готовым указать источник цитаты.

    «Говорить нужно так, чтобы быть готовым к тому, что Вас завтра вызовут в суд», - сказал отец Андрей.

     При ссылке на святых отцов нужно помнить о том, что существует так называемый consensus partum - согласие отцов, единое мнение отцов по данному вопросу. Но для того, чтобы узнать, действительно ли оно существует  по определенной проблеме, нужно прочитать творения всех отцов, иначе ссылка на отцов не будет иметь достаточного основания. И это тоже относится к области изучения богословия.

     В завершение лекции протодиакон Кураев отметил, что для того, чтобы правильно оценивать происходящее и быть по-настоящему культурным церковным человеком, нужно постоянно изучать Священное Писание и творения отцов. «В любой профессии существуют курсы повышения квалификации», - сказал отец Андрей. Подобные «курсы» для священников и мирян, так же как и учебные заведения для монашествующих - и мужчин, и женщин - были бы очень полезны и в Православной Церкви.

     

    «Расслышать голос Церкви не так просто Нужна культура церковной жизни, опыт жизни. Богословие - форма уцеломудривания жизни человека, когда человек становится целостным. Богословская культура нужна для того, чтобы свои центральные убеждения сочетать с периферией жизни, с мелочами», - заключил отец Андрей.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Николай Пронин, Иркутск17.09.2010 8:17 #
    "От имени Церкви может говорить только Собор, все остальное - частные мнения отдельных людей. Отец Андрей напомнил, что собственно церковное учение касается только догматических вопросов, все остальное - частные мнения церковных людей." Золотые слова! В РПЦ давно пора ввести догматическую цензуру. Чтобы профессора богословия не смогли вещать с академической кафедры и с экрана православного телеканала свои не православные мнения.
    Дмитрий, Львов16.09.2010 4:53 #
    «Для крохи это хороших вопрос, а для взрослого человека - нет. Потому что взрослый человек должен уже непросто отличать добро от зла, но должен уметь различать оттенки. И бывают ситуации, когда надо совершить зло, чтобы избежать зла большего» Как это верно, но можно так-же добавить, что неплохо человеку задуматься и о том, каким образом он очутился перед этим выбором, выбором меньшего зла, ведь теперь человеку нужно: а) различить меньшее зло б) ПРОИЗВЕСТИ меньшее зло Почему точка в данной системе координат, кто или что ставит перед человеком такой несправедливый ультиматум? Может вообще нельзя размышлять трезво в рамках системы, в которой приходится находится перед выбором меньшего зла?

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru