rss
    Версия для печати

    Микеланджело Антониони

    Искусство отличается от массовой культуры не долгожительством, но вечностью. Сколько бы раз вы ни смотрели на музейные экспонаты, памятники, вы вновь и вновь будете возвращаться к необыкновенным ощущениям, мыслям, овладевшим вами в момент созерцания. Гениальные вещи просты по сути, но непросты в эмоциональном их восприятии.
     mikelangelo_antonioni

    Микеланджело Антониони.

    Фото: www.kinomanyak.jino-net.ru

    Фильмы Антониони также заставляют возвращаться к их сюжетам, пересматривать, вновь переживать с героями проблемы, не такие далекие от наших собственных. Значимость этого мастера, которого признавали даже те, кому он был чужд («Антониони - единственный хороший режиссер, которого я не люблю», - признавался Трюффо), определяется более глубокими вещами, чем прямые влияния и заимствования. Сами картины Антониони с течением времени подвергаются все более неожиданным, если не сказать сенсационным, трактовкам.

    Микеланджело Антониони родился 29 сентября 1912 года в состоятельной семье землевладельцев в Ферраре, на севере Италии. Окончив школу, он поступил в Болонский университет, где изучал сначала филологию, но защищался и получил степень экономиста в 1935 году. Еще в университете он начал писать кинорецензии для местной газеты Il Corriere Padano, подвергая жесткой критике итальянские комедии. В это же время он пробует писать пьесы, сценарии, пытается снять свой первый фильм, но безуспешно: съемки, проходившие в клинике для душевнобольных, не получились, так как больные боялись оборудования.

    В 1940 году в возрасте 27 лет Антониони перебирается в Рим, где работает в журнале Cinema, возглавляемом сыном Муссолини. Параллельно он посещает занятия в институте экспериментальной кинематографии. В 1942 году он участвует в написании сценария фильма Роберто Росселлини «Возвращение пилота» и уже в 1943 году занимается съемкой фильмов Энрико Фульчиньони, Марселя Карне и Лукино Висконти в качестве помощника режиссера.

    Первым самостоятельным фильмом Антониони стал документальный фильм «Люди с По», повествующий о жизни североитальянских рыбаков. После окончания войны он продолжает писать рецензии и снимать документалистику.

    В 1950 году Антониони нашел средства для воплощения своего амбициозного проекта «Хроника одной любви», но эта картина практически не вызвала общественного резонанса.

    В 1955 году в разгар личного кризиса и в состоянии глубокой депрессии (после 12-летнего брака с Летицией Балбони она оставляет мужа) Антониони начинает работать над фильмом «Подруги». Это был первый успех режиссера. В основу фильма положен сюжет о группе женщин среднего класса из Турина. На Венецианском фестивале фильм получил «Серебряного льва». С этого фильма начинаются эксперименты режиссера, совершившего отход от традиционного драматургического построения сюжета. «Только тогда, когда мои глаза направлены в камеру и я вижу движения актеров, только тогда я могу точно представлять задуманное».

    «Крик» стал вторым фильмом великого Антониони, несмотря на холодность восприятия фильма публикой, он стал безусловным шедевром, получив на Х фестивале в Локарно Гран-при. Во время съемок фильма Антониони знакомится с Моникой Вити, молодой актрисой, ставшей звездой его фильмов.

    В конце 50-х - начале 60-х Антониони снимает трилогию фильмов «Приключение» (1959), «Ночь» (1960), «Затмение» (1962). Проблемы душевной интимности, эмоционального бескорыстия, личностных, а не только личных отношений, психологического развития человека и его внутренней жизни в любви к другому и, наоборот, проблемы абортирования внутреннего мира, неспособности к разделению друг с другом сокровенного душевного опыта - вот что интересует Антониони в этих фильмах, где он разрабатывает особую, его собственную версию того, что лишь с одной стороны и весьма неточно можно назвать романтическим элементом в личных отношениях, а с другой, с такой же степенью приблизительности, - экзистенциальной подлинностью этих отношений.

    Определяющим моментом в творчестве великого режиссера стала ночь показа фильма «Приключение» на экране кинофестиваля в Каннах. Публика покидала зал, слышались крики и свист. И только ближе к ночи Роберто Росселлини вместе с другими влиятельными режиссерами, высказав свое восхищение по отношению к фильму, наградили его Гран-при. Это одна из невероятнейших легенд Канн: освистанный, не принятый публикой фильм получил приз!

     Кадр из фильма

    Кадр из фильма «Красная пустыня».

    Фото: kino.br.by


    Периодом расцвета Антониони стали 60-е, когда он был одним из самых известных, влиятельных и противоречивых режиссеров в мире. «Красная пустыня», первый цветной фильм Антониони, до сих пор считается шедевром в области использования цвета. В 1964 году на кинофестивале в Венеции фильм получил главный приз. Тематически фильм примыкает к трем предыдущим, но существенно отличатся изобразительно. Внутренний мир героини великий мастер выразил не столько с помощью форм и фактур внешнего мира, сколько с помощью его цветов, которые в некоторых сценах менялись в зависимости от состояния героини. Изображение наполнилось насыщенными цветными плоскостями, причудливо изогнутыми трубами и т. п. Антониони стремился показать красоту этого мира, где даже заводы могут быть прекрасными, констатировал новый тип эстетики, принесенный современным промышленно-бытовым дизайном, что визуально утвердило мысль о приходе постиндустриальной цивилизации и культуры, качественно отличающейся от всей предшествовавшей. Этот аспект фильма прошел незамеченным, и только в последние два десятилетия, когда такая эстетика стала доминирующей в кинематографе и видеоклипах, стало понятно, что Антониони опять в одиночку угадал будущее киноискусства.

    В 1966 году Антониони снимает свой самый известный фильм «Фотоувеличение» по мотивам одного из творений Хулио Кортасара. Сюжет фильма повествует о молодом модном фотографе, случайно оказавшемся свидетелем убийства: на фотографиях, сделанных им в парке, он обнаруживает следы преступления, труп. Но негативы вместе с фотографиями исчезают из мастерской. В жизни фотографа все постановочно, все внешне, он фиксирует только внешний облик реальности, не проникая в суть вещей. Истина скрыта от наблюдателя. Нарушена граница между мнимым и подлинным, иллюзией и действительностью (что особенно четко выражено в финальной сцене в игре с воображаемым мячом). Эта типичная для Антониони тема неспособности человека понять самого себя и того, кто рядом, трансформировалась в философскую проблему относительности человеческого знания, ограничивающегося только постижением знаков, вещей и событий. Мир живет по условиям иллюзорной игры, в которой все лишено смысла и сущности. Фильм «Фотоувеличение» получил главный приз на кинофестивале в Каннах в 1967 году.

    В 1970 году Антониони уезжает в Америку, где впервые снимает многобюджетный фильм «Забрийски поинт», выбрав сюжетом историю студенческих протестов. Фильм стал крупнейшим коммерческим провалом. Кроме того, он не понравился американским властям - слишком очевидны были симпатии режиссера к радикальной левой субкультуре вообще и к хиппи в частности. К тому же музыку к кинофильму писала сомнительная для тех времен группа Pinkfloyd.  

    В 1972 году Антониони был приглашен правительством КНР в коммунистическую Поднебесную для съемок документального фильма «Китай» для итальянского телевидения. Реакция китайских руководителей была крайне негативной: Антониони беззастенчиво иронизировал по поводу тоталитарного пафоса, господствовавшего в маоистской державе. Фильм вызвал скандал. В результате Антониони пережил первый инсульт.

     Кадр из фильма

    Кадр из фильма "Профессия-репортер".

    Фото: www.inoekino.ru


    В 1975-м он возвращается к работе и снимает фильм «Профессия - репортер» с Джеком Николсоном в главной роли, а также Марией Шнайдер. Герой фильма, оказавшись в горячей точке в Африке вдруг решает кардинальным образом поменять жизнь: он меняет имя, паспорт. Но, изменив имя, он не подумал о последствиях и будущем. Он погибает под чужим именем. В отличие от предыдущих картин с их ярко выраженной политической и общественной позицией в «Профессии - репортер» Микеланджело Антониони задает лишь общие координаты. «Я не стараюсь, - говорит режиссер, - что-либо акцентировать. Пусть этим занимаются зрители. Фильм двусмыслен? Но именно в этой двусмысленности и заключается вся его конкретность, именно поэтому фильм и кажется мне сейчас завершенным». Картина не рассказывает, а показывает происходящие события, не утруждая себя комментирующими символами. Один из важнейших проводников авторских идей - музыка, сведена в ленте на нет. Присутствуют  лишь звуки, доносящиеся из радиоприемников, телевизоров, проигрывателей. «Музыкальный комментарий, - считает Антониони, - за крайне редким исключением, всегда несет мелодраматическую функцию, и это сразу опошляет фильм». Антониони много путешествует в эти годы - посещает Индию, Африку и даже СССР, где, кстати, собирается снимать фильм о Средней Азии. Но, наученные горьким опытом недружелюбного юго-восточного соседа, советские власти без энтузиазма отнеслись к намерениям строптивого режиссера. На рубеже 1970-1980-х Антониони не менее пристально, чем в юности, всматривается в возможности нетрадиционного киноязыка и начинает экспериментировать в области утилитарной технокультуры - в телерекламе и видеоклипах. Былые обиды стираются, и в 1980-м он вновь снимает в телевизионной драме «Тайна Обервальд» Монику Витти. В 1982-м Антониони снимает фильм «Идентификация женщины».

    Новый инсульт в 1985 году приводит к параличу правой половины тела и необратимой потере речи. В течение десяти лет после инсульта Антониони не создает полнометражных картин. Лишь в 1996-м при помощи немецкого режиссера Вима Вендерса был поставлен новый фильм «За облаками».

    29 сентября 2002 года в день своего 90-летия Микеланджело Антониони еще раз ощутил всеобщее почтение и признание. В последние годы серьезно ослабевший от болезни Антониони ограничил свой мир красками, исполняя великолепные коллажи, которые были представлены на выставке в Риме осенью 2006 года.

    «Жизнь меняется так быстро, что не успевает родиться один сюжет - как уже возникает другой... Достаточно лишь пошире открыть глаза: все наполняется смыслом, становится откровением, требует интерпретации и воспроизведения. Я хотел бы снять не одну картину, а по фильму на каждый сюжет, почерпнутый из жизни...»

     

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru