rss
    Версия для печати

    Православный институт для мирян. Версия 2.0

    Российский православный институт имени святого Иоанна Богослова был создан в начале 90-х как уникальный проект православного вуза для мирян. В его истории было несколько «звездных» выпусков и много несбывшихся надежд. Последнее десятилетие вуз находился в кризисе и даже утратил звание университета. В июне 2010 года Патриарх Кирилл назначил игумена Петра (Еремеева) на должность ректора института, поставив перед ним задачу создания современного учебного заведения, выпускающего профессионалов в самых востребованных сферах занятости.
     
    Игумен Петр (Еремеев) 

    - Закончился Ваш Хабаровский период, когда Вы создавали и были проректором Хабаровской семинарии. Как Вы для себя подводите его итоги?

    - В Хабаровске я впервые ощутил личную ответственность за большой проект, за работу целого коллектива. В должности проректора Московской Духовной Академии, которая предшествовала назначению в Хабаровск, я был членом большой команды, у меня были свои полномочия и обязанности, но я рассматривал свою работу в контексте общей деятельности под руководством ректора. Направляясь в Хабаровск, я предполагал, что для меня это будет первый настоящий опыт серьезной работы, которая определяется мерой самостоятельной ответственности. Так и сложилось.

    Ректор Хабаровской семинарии архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк поставил передо мной и администрацией задачи и обеспечил необходимые ресурсы. Мы должны были создать высшую духовную школу с нуля. Я отвечал за развитие образовательной и научной деятельности семинарии, занимался строительством и хозяйственными вопросами.

    В Хабаровске я смог воплотить свои убеждения относительно необходимости реализации в духовной школе программ высшего образования, с последующей аккредитацией духовной школы. Вместе с тем, получил важный опыт руководящей работы в большом коллективе, опыт выстраивания отношений с людьми. В МДА был ректор, ученый совет и коллеги-преподаватели, в мои задачи входило выполнение возложенных на меня функций. В Хабаровской семинарии сначала было вместе со мной 6 преподавателей, - выпускников Московской и Петербургской Академий, - через пять лет их число превысило 30. Необходимо было с первого дня выстраивать такие отношения с коллегами, чтобы за короткое время сообща мы смогли заложить правильные принципы вузовского сотрудничества, братского христианского взаимопонимания.

    Первые три года моего духовного образования прошли в региональной семинарии в Ставрополе, и я, конечно, понимал, как сильно отношения в преподавательском коллективе влияют на студентов. Было ясно, что от нас будут зависеть духовные традиции новой семинарии. Хотелось бы надеяться, что за период церковного послушания на Дальнем Востоке не только я приобрел опыт, но и частица меня, моей работы осталась в памяти коллег и студентов, а также - в жизни Хабаровской семинарии, которая сегодня продолжает успешно развиваться.

    -  Вы многие годы работали в системе Духовного образования, но теперь руководите ВУЗом, не нацеленным на подготовку священнослужителей. Нужно ли Вам перестраивать себя? Пригодится ли в Вашей новой деятельности опыт руководства семинарией?

    - Как и у любого человека, в моей жизни было несколько этапов, каждый из которых готовил меня к последующему. К моменту поступления в семинарию мой опыт христианской жизни составлял всего один год. Поэтому учеба в Ставропольской семинарии совпала у меня с вхождением в полноценную церковную жизнь. Одно дело - жить дома и ходить в храм по воскресеньям, и совсем другое - каждый день с утра до вечера сообразовывать свои мысли, желания и мечты с практически монастырским уставом. Первые годы семинарской жизни для большинства студентов становятся ответственным временем воспитания, а порой и перевоспитания в церковном духе.

    Период обучения в Московской Семинарии и Академии стали для меня временем интенсивного обучения. В 90-е годы многие преподаватели совмещали службу в духовных школах с преподаванием в ведущих светских вузах Москвы. Этим людям мы многим обязаны. Вузовская практика вовлекать студентов в обсуждение изучаемой темы, заставлять их думать, читать, самостоятельно работать с материалом - все это давало нам понимание того, каким должно быть настоящее высшее образование. Мы видели болевые точки духовного образования советского периода, но понимали и то, что развивая духовную школу, необходимо накладывать вузовские принципы на традиции и условия духовного образования.

    Потом 4 года я обучался в докторантуре Софийского университета, параллельно исполняя служебные обязанности в Учебном комитете. Поэтому я 3 месяца проводил в Болгарии, а месяц - в России. Будучи докторантом и развивая свою тему по истории духовного образования, я общался с коллегами в Греции, Риме, Париже, работал в богатейших архивах Свято-Сергиевского института. Интересным эпизодом в болгарском периоде стало обретение Софийского архива профессора Николая Никаноровича Глубоковского.

    Мне довелось наблюдать процессы, происходящие в те годы в зарубежной высшей школе, в том числе - теологической, которая как раз тогда переходила на рельсы болонской системы. Потом, работая в Московской духовной академии, я как раз занимался вопросом соотнесения традиций российской духовной школы с возможностями болонской модели образования.

    Я не вижу перспектив у нашей высшей духовной школы вне взаимодействия с национальным образованием. Духовная школа изначально развивалось как часть общероссийской высшей школы.  Лишь в советский период семинарии и академии стали изгоями в нашем образовательном и научном сообществе. Тогда же советское руководство сделало все, чтобы максимально понизить уровень образования в церковных образовательных учреждениях. В этих условиях семинарии и академии в буквальном смысле выживали. Но сегодня более чем странно звучат доводы тех, кто хочет сохранить замкнутую систему духовного образования. Опасения ясны: светские государственные стандарты могут влиять на формы и содержательные стороны обучения. Но это было бы верным в том случае, если бы они были нам кем-то навязаны, а стандарт по теологии разработан церковными учеными на основании опыта духовного образования. Новые образовательные стандарты третьего поколения дают широкую свободу развития традиций каждого вуза.

    Поверьте, для меня не было проблематичным вступить в должность ректора светского учебного заведения, потому что я вижу, что процессы, благодаря которым развивается наука и образование в обеих образовательных системах идентичны.

    игумен Петр (Еремеев)
     

    - Существуют Духовные школы, Свято-Тихоновский университет, есть отделения теологии в разных вузах. Какую нишу может занять РПИ в существующей системе православного высшего образования?

    - Вы задали тот вопрос, который у меня возник первым, когда Святейший Патриарх назначил меня ректором: каков адресат нашего образования, какова его цель? Это нужно было понять, чтобы определить вектор развития института. При встрече с Его Святейшеством я получил ответ на этот вопрос, не успев его сформулировать.

    Институт был создан в 1993-м году, воплощая идею Патриарха Кирилла о создании крупного многопрофильного университета с различными специальностями для российской интеллигенции. Патриарх не видит главной задачи вуза в охвате широких масс, в культпросвете. Это вполне может стать некой дополнительной составляющей нашего образования, но после решения главной задачи. Наш сегодняшний набор специальностей - национальная экономика, юриспруденция, психология, религиоведние, филология, история, изобразительное искусство и так далее - предполагает подготовку высококлассных специалистов. В первые годы существования вуза эта цель достигалась. Готовили профессионалов, приобщали их к опыту духовной жизни. Это привлекает в вуз и его сегодняшних студентов.

    Когда я встречался со студентами, и они меня спросили, в чем специфика нашего образования, я им предложил высказать, что они сами думают по этому поводу. Одна девушка ответила интересно: «Я ходила в Церковь и в воскресную школу и когда поступала в институт, хотела сохранить связь с церковной традицией и одновременно получить профессию». Это наша особенность.

    Если мы говорим о духовной школе, то ее цель - подготовка священнослужителя, пастыря, главы общины, миссионера. Мы движемся параллельно, потому что перед нами не стоит цель подготовки священников. Что, конечно, не закрывает для наших выпускников - юристов, филологов, религиоведов и так далее - возможности рукоположения при отсутствии канонических или иных препятствий.

    Поэтому наша сегодняшняя рабочая идея, исходящая от Патриарха, - создать мощную образовательную и научно-исследовательскую площадку, на базе которой мы могли бы готовить высококлассных специалистов в разных областях знаний, укорененных в традиции Русской Православной Церкви.

    Наши действия будут оправданы и эффективны, если я как ректор смогу гарантировать работодателю, что приходящий к нему экономист, юрист, психолог или журналист, будет не просто хорошим специалистом, но и надежным нравственным человеком, что он не предаст, не украдет, не обманет.

    Мы планируем развитие всех направлений дополнительного образования: второго высшего, заочного, вечернего, специальных программ повышения квалификации, переподготовки. Кроме того, собираемся организовывать конференции, запускать издательские проекты. Это предполагает и межвузовское сотрудничество. Мы ведем переговоры, чтобы студенты проходили практику в заинтересованных структурах. Например, журналисты - в церковных СМИ и отделах «Культура», «Религия», «Общество» в светских СМИ.

    - Каким, на Ваш взгляд, должно быть соотношение образования и воспитания в вузах? Должен ли вообще вуз воспитывать? Понятно, что в университетах с традициями, с атмосферой, воспитание как корпоративное самовоспроизводство происходит само собой. Но РПИ - вуз в этом смысле многострадальный: история короткая, традиция начала формироваться, а потом прервалась...

    - Я глубоко уверен, что человека воспитывает все, что с ним происходит от младых ногтей до седых волос. Студент воспитывается не только преподавателями по самым разным предметам, но, простите, и чистым туалетом, красивой входной дверной группой, опрятностью двора, правильно поставленной внеучебной работой. В нашем вузе студент также воспитывается еще и вероучительными дисциплинами, предлагаемым участием в богослужениях. В перспективе, я надеюсь, будут и паломнические поездки, и совместная подготовка к участию в Таинствах. Каждодневная жизнь нашего вуза должна воспитывать студента.

    В отличие от семинарии мы не требуем от абитуриента справку о крещении, но понимаем, что подавая документы в наш институт, человек уже делает выбор, согласен ли он жить и учиться в православной атмосфере. У нас ведь будет трудно Великим постом прийти в столовую и на глазах у всех развернуть домашние припасы с вареной колбасой. Точно так же будет трудно, надеюсь и невозможно врать, клеветать, класть деньги в зачетку. Приходя к нам, студент в принципе готов самосовершенствоваться по тем критериям, которые называются христианскими ценностями.

    - Как под такие непростые требования Вы планируете подбирать преподавателей с учетом общего российского кадрового кризиса? Старшего поколения, которое бы всю жизнь работало в этом институте, на чем многие вузы сегодня «выезжают», у Вас нет. Откуда взять столько преподавателей, которые были бы одновременно и высококлассными специалистами, и задавали студентам нравственную парадигму?

    - После вступления в должность я пригласил преподавателей на встречу, чтобы с ними познакомиться и узнать их видение ситуации. Я был вынужден как честный человек дать адекватную оценку состоянию вуза: мы находимся в глубоком кризисе. И чтобы из него выйти, надо сначала понять объективную картину положения дел. Многие преподаватели пессимистично настроены, так как бывало, что их обманывали. У института все еще есть долги по зарплате, сейчас мы решаем эту проблему.

    Да, преподавательская среда в институте пока инертна, но я бы не драматизировал чрезмерно эту ситуацию. Я рассматриваю этот больной вопрос как точку приложения основных сил.  Я знаком и с теми, кто работает здесь с 90-х годов, составляет костяк вуза и сохраняет надежду на его успешное развитие. На них мы и будем опираться. Будем приглашать и тех, кто преподавал прежде, но ушел, и новых специалистов. За два-три года сформируем преподавательскую корпорацию, которая будет соответствовать задачам, стоящим перед вузом.

    Мы будем работать с каждым педагогом, наблюдать за качеством работы. Если придется с кем-то расставаться, постараемся делать это деликатно. Я прекрасно понимаю, что многие наши преподаватели отдали институту несколько лет своей жизни, когда он находился не в лучшем состоянии. За это надо быть благодарными.

    - Планируете ли Вы возвращать статус университета, который был утерян несколько лет назад?

    - Действительно, за последние годы наш вуз поменял название. Это было обусловлено проблемами с качеством образования, которые и повлияли на аккредитационные показатели, привели к изменению типа вуза. Мы будем над этим работать: увеличивать количество специальностей, открывать аспирантуру, аккредитовывать наш ученый совет, привлекать средства на научные исследования. За несколько лет мы должны вернуть статус университета.

    - Сегодня проблема всех вузов, за исключением самых престижных, - демографическая яма, из-за которой снижается конкурс на поступление и качество абитуриентов. Как это сказывается на РПИ?

    - Я уверен, что никакие демографические ямы не могут сказаться на вузах с уникальной спецификой, к которым относится и наш институт. Если абитуриент выбирает, куда ему поступать на специальность «психология» или «национальная экономика», он может выбирать из нескольких институтов, академий и университетов. Но если он думает, куда ему поступить, чтобы вместе со специальностью получить нравственные ориентиры, если родители решают, куда направить своего сына или дочь, чтобы обезопасить его и себя от всяких сюрпризов, которые могут ожидать студента в высшей школе, они выберут наш вуз.

    Проблему я вижу в другом. Если мы, как планируем, сначала стабилизируем ситуацию, а потом за год-два совершим рывок, возможно, получим статус университета, окажется, что нам не хватает помещений. Сегодня мы смогли бы обучать в имеющихся у нас зданиях до тысячи студентов. Но при таком наборе специальностей и всерьез работая с абитуриентами, количество студентов можно существенно увеличить. Так что я вижу проблемы не в сокращении числа студентов, а в том, как расширить площади в случае его увеличения.

    Любой вуз сегодня старается стать более интересным, чем другие. Для этого составляют дополнительные программы, развивают новые направления деятельности, открывают подготовительные отделения, сотрудничают с различными лицеями. Это и наш путь тоже. Я планирую, что мы будем подписывать договоры с лицеями, развивать образование по нашим специальностям в средних учебных заведениях, соотносить их планы с нашими возможностями.

    У нас уже есть уникальный новый проект. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла мы открыли казачье отделение. Цель этого отделения - способствовать тому, чтобы казачья элита формировалась в православном вузе. Мы будем давать казакам знания не только по выбранной специальности, но и по истории и традициям казачества, будем обеспечивать их военно-спортивной подготовкой. Будущие атаманы, лидеры казачьих организаций на местах, получив у нас высшее образование, вместе с тем будут воспитаны в традициях православия. Мы предлагаем казакам обучение по программам высшей школы в атмосфере традиционного уклада жизни, даже на занятия они будут ходить в форме.

    - В связи с этим возникает вопрос общежития. Ведь если казаки или другие абитуриенты приезжают из регионов, им надо где-то жить в Москве.

    - Я принял институт без общежития. Сейчас мы рассматриваем возможность, в случае, если получим дополнительные помещения, одно из зданий переоборудовать под общежитие. Если же говорить конкретно о казаках, то в этом проекте у нас есть партнер - Комитет по взаимодействию с казачеством Московского Патриархата. Вопрос создания казачьих казарм решается во взаимодействии с комитетом. Председатель этого синодального органа епископ Павлово-Посадский Кирилл согласился стать модератором процессов вовлечения студентов-казаков в богослужебную жизнь, работы по организации для них военно-спортивной подготовки, решения проблем поселения.

    Но есть еще один важный вопрос, который мне задали на одной встрече казаки: а что будет с поступающими казачками? Мы планируем принимать и девушек-казачек, но пока не можем предложить им жилья. Здесь я надеюсь, что, может быть, какой-нибудь из женских монастырей Москвы или ближайшего Подмосковья откликнется и предоставит нам возможность организовать общежитие для казачек. На базе монастыря можно было бы и готовить девушек к будущей семейной жизни, учить домоводству.

     игумен Петр (Еремеев)
     Игумен Петр (Еремеев)

    - Не могу не задать вопрос о факультете журналистики, за судьбой которого мы следим все эти годы. Я не знаю ни одного выпускника этого факультета, который работал бы по специальности. Планируете ли Вы его как-то развивать, реформировать? Учитывая, что опыт руководства церковными СМИ у Вас есть...

    - Для начала скажу, что в рамках оптимизации оргструктуры нашего института факультеты будут укрупняться. Нет смысла иметь отдельный факультет по каждой специальности. Факультет журналистики будет преобразован в кафедру на филологическом факультете, которая будет выпускать специалистов и бакалавров по журналистике, а в будущем и магистров.

     Абитуриенты не сразу начнут нам доверять, они будут стремиться поступать в вузы, в которых есть классическая школа журналистики - МГУ, МГИМО. Но будут и «рисковые» ребята, которые захотят поступить к нам, потому что для них важен религиозный критерий. Мы постараемся сдержать свои обещания и не подвести студентов, которые нам доверятся. Тем не менее, думаю, что многие будущие церковные журналисты и те, кто хочет писать о религии в светские СМИ, будут оканчивать светские учебные заведения. Для них мы откроем магистерские программы.

    Кроме того, сегодня стоит задача создания курсов повышения квалификации и переподготовки, мастер-классов для работников региональных СМИ. Я провел предварительный мониторинг: интерес существует довольно большой, особенно - у региональных телеканалов. Учитывая, что у нас будут работать ключевые фигуры  церковной журналистики, речь идет еще и о знакомстве, о создании профессиональной среды общения. Прекрасно, когда в рамках Рождественских чтений и других общецерковных мероприятий проводятся семинары и круглые столы, но процесс обмена знаниями должен происходить на базе образовательных учреждений.

    Когда в годы учебы в Академии мы создавали журнал «Встреча», главной нашей целью было предоставить студентам возможность попробовать себя в журналистике, понимая, что завтра они уедут в свои епархии и на приходы, где окажутся перед необходимостью создавать приходские и епархиальные СМИ. Так и вышло. Многие из тех, кто прошел через «Встречу», сегодня руководят церковными газетами и журналами на местах. Но мой личный вывод, итог работы во «Встрече»: журналистика - это не самодеятельность. Чтобы находить адекватные приемы и средства передачи информации аудитории, надо быть высокопрофессиональными и хорошо подготовленными журналистами. Мы создаем кафедру, чтобы выпускать профессионалов.

    - Планируете ли Вы сотрудничать с Синодальными структурами?

     - Разумеется, когда речь идет о таких специальностях как журналистика,  юриспруденция и некоторые другие, мы должны соотносить практику студентов с теми задачами, которые стоят сегодня перед Церковью, с условиями церковной деятельности.

    Первый человек, с которым я обсуждал тему развития журналистики в РПИ, был Владимир Романович Легойда. Я прекрасно понимаю, что его Синодальная структура сегодня - центр координации работы Церкви в медийном пространстве, и надеюсь, что он будет помогать нам находить контакты  с региональными СМИ и курировать нашу кафедру журналистики.

    Мы будем взаимодействовать со всеми Синодальными отделами и другими церковными структурами. Особенно - в том, что касается дополнительного образования. Например, мы не готовим церковных бухгалтеров, но выпускаем экономистов широкого профиля. Однако, на базе специальности «национальная экономика» и бакалавриата «экономика» мы планируем развивать программы повышения квалификации для работников церковных учреждений - казначеев и бухгалтеров монастырей, храмов, благочиний.

    Я вообще убежден, что наш институт может стать для Церкви базой переподготовки кадров и повышения квалификации. И в этом мы будем взаимодействовать с профильными синодальными отделами.

    Российский Православный Инситут имени апостола Иоанна Богослова

    Приемная комиссия: 127473, г. Москва, пер. Чернышевского д. 11а (м. «Новослободская», «Достоевская»)

    Тел.  (495) 681-59-57 и (495) 681-19-14

    Вставить в блог

    Православный институт для мирян. Версия 2.0

    Православный институт для мирян. Версия 2.0

    7 июля 2010
    Российский православный институт имени святого Иоанна Богослова был создан в начале 90-х как уникальный проект православного вуза для мирян. В его истории было несколько «звездных» выпусков и много несбывшихся надежд. Последнее десятилетие вуз находился в кризисе и даже утратил звание университета. В июне 2010 года Патриарх Кирилл назначил игумена Петра (Еремеева) на должность ректора института, поставив перед ним задачу создания современного учебного заведения, выпускающего профессионалов в самых востребованных сферах занятости.
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Роман, Красногорск14.07.2010 12:56 #
    А я учусь в сем доблестном институте, если его еще можно так назвать, ситуация действительно критическая и,если честно,я даже не знаю, как можно вытянуть вуз из такого, простите г.... учебное заведение просто разваливается на глазах-люди уходят один за другим-полупустые аудитории,...пришел очередной)) ректор-вроде единственный заинтересованный в деле возрождения института человек, дай Бог ему здоровья, привел людей-профессионалов, посмотрим что из этого получится, но я уже в полное возрождение сего гарварда не верю.Институт переживал кризис не сегодня и не вчера-а с самого своего основания, потому что образовательная система-это очень сложный организм, требующий для своего питания высокопрофессиональной работы специалистов, самоотверженный труд и, что немаловажно- материальной базы.
    Ирина, Москва9.07.2010 15:04 #
    Я училась в РПУ (тогда еще он был университетом) в течение трех лет с 1999 по 2002 гг. на филологическом факультете. Потом ушла в МГУ, где закончила филфак, поскольку как раз те годы в РПИ стали кризисными. Мне Православный университет дал очень много (в том числе того, что помогло в последующие годы при обучении в МГУ): погрузил в церковную среду, подарил общение с замечательными преподавателями и священниками (о.Лев Шихляров, Николай Алексеевич Федоров, Алексей Георгиевич Дунаев, о. Андрей Лоргус и многие другие), научил понимать тексты на церковнославянском, древнегреческом и латыни. Нам преподавались на достаточно высоком уровне Литургика, Ветхий и Новый Завет и пр. Это была своего рода малая церковь со своими проблемами. Я очень благодарна вузу и очень рада, что те традиции, которые я еще успела ощутить на себе при учебе в РПИ, будут возрождены. Надеюсь, что теперь университет обретет вторую жизнь, поскольку, на мой взгляд, основные его проблемы были действительно связаны с кризисом управления.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru